Во всем виноват банк, или Как избежать пеней
Почти все мы грешим тем, что откладываем обязательные платежи (да и отчетность тоже) до последнего дня. По закону подлости именно в этот день может случиться что угодно. Например, как это произошло не так давно с несколькими столичными банками, в которых проводились массовые обыски. Как оправдаться, если уплата налога или сбора просрочена по вине банка?
15 мая 2013 года московская полиция провела масштабную операцию, проведя обыски в нескольких кредитных учреждениях одновременно. Как это касается бухгалтера? Ответ очевиден, если обратить внимание на дату: на это число приходится крайний срок расчетов с внебюджетными фондами по уплате взносов на обязательные виды страхования.
Казалось бы, вины организации в просрочке даты платежа в подобной ситуации нет, а значит, и пени ей начислять не за что. Ведь во время обыска деятельность любого предприятия парализована. Клиент банка, в котором проводится обыск, попросту не сможет перевести средства со своего счета, даже в казну. Вот тут уже совершенно не принципиально, с кем именно ведутся расчеты (а вернее, задерживаются): с бюджетом в части налогов и сборов или с внебюджетными фондами при уплате страховых взносов.
Другой причиной просрочки обязательных платежей может оказаться сбой электроники банка из-за технических проблем или в результате хакерской атаки. Вины организации в этом случае опять-таки нет; фирма же выполнила свои обязательства по уплате налогов и взносов, предъявив в банк платежное поручение на перечисление денежных средств со счета, как того и требует законодательство.
В любом случае у организаций задача в подобных ситуациях одна. И заключается она в том, чтобы не платить пени из-за просрочки, произошедшей по вине банка.
Что для этого нужно сделать?
Заплатите при первой возможности
Рассчитайтесь с бюджетом при первой же возможности. Скорее всего, это будет следующий день, если вам, конечно, не "повезло" вдвойне и на следующий день не начинаются выходные.
Возьмите оправдательные документы
Возьмите в своем кредитном учреждении документ, который подтвердит, что осуществить перевод денежных средств с вашего счета в указанный день (например, 15-го числа) не представлялось возможным по вине банка, ввиду таких-то и таких-то причин. И это еще не все.
Практика солидарности и взаимовыручки банков и их клиентов известна всем, поэтому простого письма банка с признанием своей вины, скорее всего, будет недостаточно. Инспекторы могут не поверить и не проникнутся сочувствием. Веским аргументом достоверности указанных вами причин просрочки платежа послужит документ от сторонней независимой организации.
В случае проведения обыска банка полицией таким документом может послужить решение о проведении обыска, которое обязательно имеется в наличии у банка. Попросите сотрудников кредитного учреждения приложить копию этого документа к письму.
Главное, чтобы из текста было понятно, что осуществить платеж в этот день было невозможно.
Просите понять и простить
Не дожидайтесь, когда инспекция решит применить санкции за просроченный платеж. Человеческий фактор работает даже в наш, казалось бы, автоматизированный донельзя век. Если прийти с повинной к своему инспектору, показать ему платежку, объяснить, почему вы не смогли заплатить вовремя, и подтвердить свои слова документами, взятыми в банке, то вполне может случиться, что инспектор не даст дальнейший ход этому делу.
Если инспектор справедливо возразит, что, мол, нечего было тянуть с уплатой до последнего дня, и не станет слушать никаких оправданий, тут ничего не поделаешь. Пытаться требовать справедливости тогда можно только в суде.
Сбой программы
В случае с просрочкой по расчетам с бюджетом из-за сбоя электроники банка схема действий такая же, но имеет свои особенности.
Так, при сбое в работе электроники банка подтверждающим документом будет не только письмо, но и техническое заключение компании, по вине которой произошел этот сбой, или другой аналогичный документ.
В случае просрочки платежа банком из-за электронного сбоя важно знать, что обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление со счета налогоплательщика в бюджет денежных средств. Конечно, при условии, что денежного остатка на день платежа для этого достаточно (п. 3 ст. 45 НК РФ). С момента получения платежки у банка есть один операционный день для исполнения платежа (подп. 2, 3 ст. 60 НК РФ). В этом случае можно, указав, что платеж не прошел по вине банка, обратиться в вышестоящую инстанцию.
Жалуйтесь в вышестоящую инспекцию
Основание судиться с инспекцией возникает у организации с момента получения требования об уплате штрафа и пеней. Но даже получив такое требование, можно еще раз попытаться обойтись без суда.
Срок исполнения требования о добровольной уплате обычно не превышает 10 дней, когда он закончится, налоговая спишет деньги с вашего счета самостоятельно. Как гласит Налоговый кодекс: "...в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства" (п. 1 ст. 46 НК РФ). Эти правила применяются также при взыскании штрафов, сборов и пеней (п. 9, 10 ст. 46 НК РФ). Чтобы этого не случилось, можно обратиться к вышестоящему ведомству. Дело в том, что только руководитель вашей инспекции или вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять принятые решения в случае их несоответствия законодательству о налогах и сборах (п. 3 ст. 31 НК РФ).
Пожаловаться в вышестоящую налоговую инспекцию позволяет Налоговый кодекс. Если инспектор, рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, он вправе полностью или частично приостановить их исполнение. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (п. 2 ст. 141 НК РФ).
Для этого нужно написать заявление с просьбой уменьшить сумму предъявленных к уплате пеней на основании того, что организация просрочила платеж по вине банка. К заявлению приложите платежное поручение с отметкой банка, договор с ним на обслуживание, выписку по счету - в подтверждение того, что денег для оплаты на счете в этот день было достаточно, письмо и ходатайство банка, чтобы инспекция не принимала решение о взыскании в бесспорном порядке и не направляла инкассовое поручение в банк.
Учитывая, что времени до принятия нежелательного решения о принудительном взыскании мало, отвезти документы лучше лично. При этом важно проследить за тем, чтобы на копиях налоговая поставила отметку. Если инспекторы не пойдут навстречу, то в суде эта отметка послужит доказательством, что организация уведомила инспекцию о сложившейся ситуации еще до принятия решения.
Судитесь или не судитесь
Прежде чем судиться, стоит задуматься о цене вопроса: стоит ли сумма предъявленных к уплате пеней расходов на судебные издержки, учитывая, что судья может принять решение и не в пользу организации? Если стоит, то берите поименованные выше документы и пишите исковое заявление.
Итак, попытаться избежать пеней и штрафа за просроченный платеж организация может только в том случае, если вину за это возьмет на себя банк. Иначе нести ответственность все же придется. Желаем, чтобы ваша организация никогда не попадала в такую неприятную ситуацию и всегда имела возможность исполнять свои финансовые обязательства заранее.
Е.П. Ирхина,
редактор-эксперт по бухучету и налогообложению
"Практическая бухгалтерия", N 6, июнь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.