О чем говорят инспекторы
Этот материал для наших читателей специально подготовил журнал "Расчет".
Как инспекторы относятся к компаниям, решившим перейти с ОСНО на "упрощенку"? Какие вопросы задают ревизоры и на что обращают внимание при личных встречах с бухгалтерами таких "фирм-мигрантов"? Дмитрий Васильев поделился личным опытом.
Долгое время я проработал главным бухгалтером сети кафе быстрого питания. Сеть - это головное предприятие, на котором делается 95 процентов заготовок салатов, супов, вторых блюд, выпекается хлеб, плюс 35-40 "покупателей", которым каждое утро делаются поставки в магазины. Такое разделение очень удобно, поскольку все поставщики сырья завязаны на одно-единственное юридическое лицо, и на него же оформлено 70 процентов персонала сети: повара, кондитеры, экспедиторы, фасовщики, пекари и бухгалтеры. В магазинах сети эти заготовки просто подогреваются, а посетителям готовят лишь чай или кофе. В штате "точек", как правило, один менеджер, два-три продавца, работающие посменно, и уборщица.
Вся бухгалтерия ведется в офисе головного предприятия и собственно заключается в расчете зарплаты, оплаты аренды, охраны и коммунальных платежей. Магазины оформлены на индивидуальных предпринимателей, несколько на одного, но у каждого из них выручки ровно столько, сколько нужно, чтобы не превысить порог для применения УСН. В моей практике это три, максимум четыре кафе. Таким образом, бухгалтеру нужно организовать работу одного полноценного головного предприятия и 10-11 индивидуальных предпринимателей. С одной стороны, это удобно, ведь вся информация и доход стекается в одно место, но из-за этого удобства часто возникают проблемы, о которых пойдет речь ниже.
Как на ладони
Большая сеть, состоящая из 25-30 мини-кафе, находящихся в разных районах мегаполиса, именно как сеть на первоначальном этапе проверки неочевидна для инспектора. Она так и могла бы остаться "невидимкой", если бы не некоторые обстоятельства, вынудившие учредителей и руководство компании прибегнуть к оптимизации. Придя в компанию в конце января 20... года, я узнал, что головное предприятие перешло с основного режима налогообложения на упрощенный с уплатой налога с разницы между доходами и расходами. Была поставлена задача заплатить минимальную сумму сбора, то есть 1 процент с оборота, получив убыток. Почему? Да потому, что бизнес не окупался, и это была попытка сэкономить на НДС и налоге на прибыль, уплатив не более 600 000 рублей за год. Сама по себе задача нетрудная, но вот вопрос: как на это отреагирует налоговая? И реакция долго не заставила себя ждать. Уже в начале марта поступил запрос по поводу НДС. Такого поворота никто не ожидал, а дело оказалось вот в чем. На балансе организации на 31 декабря отчетного года числилось основных средств на 5 000 000 рублей и сырья на 1 500 000 рублей. Итого 6 500 000 рублей остатков, с которых положено при переходе на "упрощенку" восстановить НДС и уплатить его в бюджет до 20 января первого года применения УСН. Этого сделано не было, а я, принимая работу, налоговую декларацию по НДС не анализировал, поскольку, во-первых, декларацию по налогу на прибыль планировал делать недели через две (уж больно много в общепите текущей работы), а во-вторых, сдавал ее предыдущий главбух, скоропостижно покинувший компанию после трех месяцев ударной работы. Разумеется, мы согласились с выводами налоговиков и доплатили более 1 200 000 рублей налога, что вообще свело на нет всю возможную налоговую экономию лет на пять вперед. Но главное было не в этом. Важнее оказались выводы из самой ситуации, подтвердившиеся в разговоре с инспектором камерального отдела, которому я представлял письменные и устные объяснения ситуации.
От первого лица
Во-первых, инспекторы стали работать гораздо быстрее. Они анализируют не только налоговую отчетность, но и бухгалтерскую. Интересуют ревизоров компании, которые переходят с основной системы на специальные режимы. В камеральных отделах работают грамотные специалисты, которые видят ситуацию в целом, "фирмы-мигранты" сразу попадают под особый контроль. По признанию инспектора, те, кто переходит на УСН с режимом "доходы-расходы", априори попадают под подозрение, что платить они будут не 15 процентов с разницы, а 1 процент с оборота. И уж конечно, нежелательно в первый же год получить убыток.
Во-вторых, что касается режима "упрощенки" 15 процентов, то инспекторы законно спрашивают: зачем этот режим применяется на производственном предприятии, для которого он совершенно неприменим? Эта система налогообложения подходит для маленьких торговых предприятий или для пунктов ремонта обуви, но никак не для общественного питания, где процесс формирования себестоимости и списания себестоимости на расходы по упрощенной системе - это два совершенно разных вида учета. Бухгалтерская служба при переходе на такую "упрощенку" должна быть усилена, поскольку налоговый учет существенно усложняется. Инспектор твердо пообещал мне камеральную проверку упрощенной декларации и Книги после окончания отчетного периода.
Решив, что самое страшное миновало, я немного успокоился, пока в августе не раздался звонок от инспектора, который заинтересовался отчетностью единственного ИП, работавшего на той же системе налогообложения, что и головное предприятие.
Обратите внимание!
Это был единственный предприниматель, кто работал по системе "доходы, уменьшенные на величину расходов". По итогам года он успешно получил убыток в 500 000 рублей и заплатил минимальный налог в 1 процент. Отчет был сдан в апреле, и уже 10 мая ИП получил предписание явиться в налоговую для объяснений. Поскольку сами предприниматели понятия не имели, чем они как ИП занимались и какую отчетность сдавали, то по этому запросу поехал я сам. В результате разговора с инспектором выяснилось следующее.
Убыток у индивидуального предпринимателя неприемлем, как и убыток у юридического лица. Никого не волнует, из каких средств ИП его покрывает. Получили убыток - значит, ведете бизнес без деловой цели либо деловая цель - это уход от налогов. Значит, нужны объяснения, которые устроят налоговиков.
Вторая часть беседы была более занимательной. Мне предъявили распечатки проводок по расчетному счету предпринимателя за последний год.
Здесь надо остановиться поподробнее, потому что работа в сети общественного питания имеет очень своеобразную специфику, которую непосвященный человек не поймет. Заключается она в том, что Банк-Клиенты всех ИП, а также отчеты по выручке каждый день сходятся в одном месте - бухгалтерии головного предприятия. Сюда же инкассируется выручка, за исключением денег по кредитным картам, которые, впрочем, также доступны, но безналично. Когда все средства подсчитаны, принимается решение об оплате текущих платежей. Если платится аренда магазинов, то выручка вносится на счет любого ИП и переводится напрямую арендодателю; если же надо оплатить сырье, за которое, как я говорил выше, платит головное предприятие, то деньги кладутся на счет любого ИП и потом перечисляются поставщику сырья с остановкой на счете головного предприятия, которое является поставщиком для ИП. Если же необходимо перекинуть средства между ИП, то они переводятся посредством перечисления по договору займа или через счет головного офиса, который производит возврат излишне перечисленных денег. Короче говоря, путем несложных перекидок можно собрать необходимую сумму на счете любого предприятия сети. Так вот, у меня попросили подробно объяснить экономический смысл операций по расчетному счету: что за займы перечислялись со счетов одних ИП на счета рассматриваемого, каковы сроки возврата, ставки по займам, кроме этого, инспектор попросил пояснить, как соотносятся некоторые операции по расчетному счету с записями в Книге учета доходов и расходов.
Выученные уроки
Как говорится в одном известном фильме: "Мы все под колпаком у Бормана". Заявляя о себе как о микробизнесе, учредитель компании не отводит от себя интереса налоговой, напротив, он привлекает к себе дополнительное внимание, поскольку чиновники справедливо предполагают, что главная цель смены налогового режима - это уход от налогов, тем более что на 80 процентов так оно и есть.
Даже самый маленький бизнес не проходит мимо инспекторов, если он убыточный. И при современном развитии телекоммуникаций у ревизоров есть доступ к информации, достаточной для анализа. И даже если контролер окажется недостаточно квалифицированным, чтобы доказать взаимосвязь участников "общепитовской" схемы, он все равно сможет задать вопросы, ответить на которые придется максимально связно. Третий вывод, больше не для бухгалтеров, а для руководителей. Отходя от классического бухучета и углубляясь в дебри учета управленческого, руководители заметно ослабляют участок работы, связанный с внешней отчетностью. В компании приходят люди, чья квалификация не соответствует требованиям даже небольшой фирмы. Сам видел, как люди уточняли отчетность, которая составлялась по объекту налогообложения "Доходы". Уточняли аж три раза, первый раз взяв 6 процентов от 6 процентов с оборота! Какие пени пришлось заплатить, представьте сами, взяв оборот миллионов в пятьдесят, отсюда вывод: скупой платит дважды.
"Практическая бухгалтерия", N 6, июнь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.