Точки соприкосновения
Если партнер по бизнесу перестал выполнять свои обязательства, не спешите "махать шашкой". Вполне возможно, что неразрешимый конфликт все-таки удастся уладить с минимальными затратами. И помогут в этом нейтральные посредники - медиаторы. Как их призвать, и действительно ли их вмешательство может быть полезно, выяснила Анна Мишина.
В любой момент
Уже переставшее быть новым понятие "медиация" происходит от латинского слова "mediare", которое переводится как "посредничать". И обозначает оно процедуру внесудебного разрешения споров с помощью третьей, нейтральной и беспристрастной, стороны - посредника-медиатора.
Сам процесс нивелирования конфликта - это не разбирательство на тему "кто прав, кто виноват", а способ урегулирования спора, исходя из того, что "у каждого правда своя". В результате работы посредника принимается решение, приемлемое для обеих сторон конфликта. Во время процедуры компании, участвующие в споре, самостоятельно приходят к взаимовыгодному выходу из кризиса, опираясь на опыт, знания и умения медиатора. Впрочем, довольно теории, переходим к практике.
Итак, атмосфера между бывшими партнерами по бизнесу накалилась. Не сегодня - завтра придется собирать бумаги для защиты своих интересов в суде. Но каждый предприниматель и бухгалтер помнит: любая тяжба - это крайне обременительно и психологически, и финансово, и по времени. Но нередко возникают случаи, когда в рамках отдельно взятых деловых отношений зарождается настоящий ураган, готовый в любой момент сорваться с места и снести все на своем пути.
Тогда наступает время действовать. Вернее - читать. Читаем тот самый договор, на основании которого и возникли неприятности. В данном случае вас должны интересовать условия: как и где должны разбираться спорные ситуации между партнерами. Ведь именно среди них может быть зафиксирована так называемая медиативная оговорка. И если нечто подобное будет обнаружено, то теперь, прежде чем прийти в арбитраж, вы обязаны попытаться урегулировать свой конфликт миром при помощи процедуры медиации.
"Не забывайте, что обратиться за помощью к медиатору можно и без особого предписания, - указывает Аксэна Самаркина (социолог по первому высшему образованию, и юрист - по второму), участвовавшая в разрешении нескольких корпоративных конфликтов качестве непрофессионального медиатора. - Во-первых, медиатор может быть рекомендован судом. Чаще всего, это происходит на досудебном этапе - когда иск и подтверждающие его документы уже поданы, но основное слушание еще не начато. Хотя обратиться к посреднику можно в любой момент судебного процесса - стороны имеют право прервать разбирательство и обратиться к процедуре медиации, и судья должен всячески этому содействовать (например, самому предложить сторонам договориться без тяжбы). Кроме того, никто не мешает компаниям прибегнуть к помощи медиатора исключительно по собственной воле - если с компаньонами возникают затруднения в урегулировании спора, но нет намерения обратиться в суд".
Первый шаг
Но для того, чтоб медиатор начал свою работу, ему нужно основание - заявление одной из поссорившихся сторон. В документе необходимо указать название организации, в которую оно адресовано, или координаты медиатора, если он работает единолично. Далее, нужно прописать наименование (или ФИО) заявителя и его контактную информацию (адрес, телефон, электронную почту и пр.). После этого следует изложить просьбу об урегулировании спора посредством применения процедуры медиации, а также кратко описать суть конфликта. После надо сообщить "примирителю" сведения о другой стороне спора (опять же - адрес, телефон, e-mail и пр.). Завершить заявление должны подпись и дата.
Примечание. Выбирая медиатора, следует ориентироваться, в первую очередь, на знания конкретного посредника и специфику конфликта, и только потом - на рекомендации знакомых. Ведь миротворец, который блестяще помог разрешить спор между учредителями, может оказаться не столь полезным при разногласиях возникших из обязательств по поставке.
Приняв "сигнал", медиатор в начале работы связывается со второй половиной конфликта. "Дело в том, что стороны не всегда идут на контакт друг с другом в условиях возникшего между ними спора, - отмечает Аксэна Самаркина. - При таких обстоятельствах медиатор может направить противоположной компании предложение о проведении процедуры медиации. Это можно сделать как письменно, так и по телефону, электронной почте и т.д., либо встретиться лично и разъяснить, в чем заключается процедура, которую инициировал оппонент".
Вместе и порознь
Наступило время самой процедуры медиации. Как она происходит? После того, как "миротворец" связался с "противником" и объявил ему, что вы предлагаете попытаться решить конфликт без суда, возможны два варианта развития событий. Первый и не самый лучший - бывший компаньон откажется идти на контакт. Второй и наиболее оптимальный - он согласился попробовать договориться.
В самом начале переговоров медиатор обязательно еще раз сообщит, что не является представителем интересов ни одной из сторон и соблюдает принцип нейтральности, а затем объяснит предполагаемую процедуру медиации и расскажет, как она будет происходить, и чем может завершиться.
"Хочу специально обратить внимание на то, что медиатор не применяет никаких хитроумных психологических приемов, методов NLP и пр., он ни в коем случае не "давит" на клиента и не пытается "вывести его на чистую воду" - ответственно заявляет г-жа Самаркина. - У него нет цели, чтобы вы ответили на сто процентов правдиво или так, как это надо ему (ведь если вы сейчас под воздействием той или иной методики изложите ситуацию не так, как вы ее действительно видите, и не озвучите того, что хотите получить в результате переговоров, то и выводы будут не те, которых вы ожидаете, процедура медиации ни к чему не приведет, и конфликт останется там, где был). Задача "миротворца" - с помощью вопросов спокойно выяснить у спорщиков, что у них произошло, как они видят ситуацию и как предполагают из нее выходить. Из собственного опыта добавлю, если на начальном этапе совместного разговора не получится, не стоит тревожиться. В этом случае медиатор обязательно будет встречаться с каждой из сторон в отдельности. Ведь наедине намного проще "разговорить" бизнесмена, помочь ему понять, что происходит, то есть преподнести все с точки зрения нейтрального третьего лица, а после этого разобраться, что спорщик рассчитывает в результате получить и на какие уступки готов пойти. Далее медиатор с клиентом разберутся, какова же вероятность того, что спорщик обретет то, на что рассчитывал при "имеющихся исходных данных", а также определят, так ли страшно будет, если бизнесмен получит не то, чего желал".
Примечание. Медиативное соглашение, достигнутое сторонами в результате процедуры внесудебного урегулирования конфликта, может быть утверждено в качестве мирового соглашения со всеми вытекающими правовыми последствиями.
На пути к соглашению
Впрочем, мы немного отвлеклись, поэтому давайте возвратимся к тому моменту, когда медиатор в самом начале работы разъясняет сторонам, каким образом они будут искать выход из создавшейся ситуации.
Когда стороны это уяснят, посредник, как правило, предлагает изложить весь алгоритм предстоящих переговоров на бумаге и оформить соглашение о медиации. Основная "канва" этого документа установлена законодательно в "Законе об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (Федеральный закон РФ от 27.07.2010 г. N 193-ФЗ, далее - ФЗоПМ). Так, стороны обязаны изложить в соглашении предмет спора (чтобы установить "рамки", в которых будет действовать медиатор, а также определить границы спорных правоотношений).
Далее, в документе должны быть обозначены сам "миротворец" или организация, осуществляющая оказание такого рода услуг. Здесь следует помнить одну особенность касательно непрофессиональных и профессиональных медиаторов. К первым можно обратиться только до суда. "Любителем" разрешено быть любому совершеннолетнему человеку, обладающему полной дееспособностью и не имеющим судимости. Если же предприниматели решили попытаться урегулировать спор с помощью посредника во время судебного процесса, то они могут воспользоваться услугами только профессионального медиатора.
Затем в соглашении должно быть описание медиативного процесса. Все, что касается особенностей процедуры примирения: права и обязанности сторон, возможность приглашения экспертов и т.п. - все это должно найти отражение в составляемом документе. Участники могут закрепить в соглашении и тот факт, что медиатор вправе определить порядок проведения процедуры самостоятельно "по ходу дела", а могут воспользоваться уже "готовым шаблоном" - тем, который был разработан раньше и удачно применялся на практике.
В документе должно быть отражено и условие об оплате услуг. По общему правилу, работа посредника оплачивается сторонами в равных долях (ч. 2 ст. 10 ФЗоПМ), хотя процедура может быть и бесплатной. "Обратите внимание: напоминает адвокат Сергей Воронин, - лучше установить оплату в виде процентов от решенного медиатором спора. Так посредник будет еще больше заинтересован в успешном разрешении конфликта. Почасовая оплата не совсем отвечает интересам спорящих сторон. Ведь в этом случае медиатору интереснее будет дольше разбирать спор, а не стремиться к его скорейшему исчерпанию".
Кроме всего вышеперечисленного, закон предписывает зафиксировать в соглашении о медиации все сроки, которые должны соблюдаться при примирительной процедуре. В данном случае правовые акты рекомендуют ограничить процедуру медиации шестьюдесятью (в исключительных случаях - ста восемьюдесятью) днями, хотя предприниматели могут уменьшить либо увеличить этот интервал по своему усмотрению, заручившись при этом согласием медиатора (ст. 13 ФЗоПМ).
Примечание. Примирению - конец
Процедура медиации считается завершенной по следующим основаниям:
Основание | Момент наступления (согласно закону) | Возможность изменения условиями соглашения |
Заключение медиативного соглашения | Дата подписания | нет |
Заключение соглашения сторон о прекращении процедуры медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям | Дата подписания | нет |
Заявление медиатора, направленное сторонам после консультаций с ними по поводу прекращения процедуры медиации ввиду нецелесообразности ее дальнейшего проведения | Дата направления документа сторонам | нет |
Заявление стороны направленное медиатору, об отказе от продолжения процедуры медиации | Дата получения медиатором данного заявления | нет |
Истечение срока проведения процедуры медиации | Не более 60-ти (в исключительных случаях - не более 180-ти) дней с даты начала процедуры медиации, указанной в соглашении. | Срок может быть изменен по договоренности сторон и с согласия медиатора |
Результаты могут быть разные
В заключение рассмотрим вопрос, который для многих бизнесменов является чуть ли не основополагающим при разрешении дилеммы: "А есть ли смысл вообще обращаться к медиатору?". Речь идет о статусе соглашений, достигнутых сторонами при помощи нейтрального посредника.
Итак, процедура урегулирования конфликта может окончится медиативным соглашением. Это - самый конструктивный вариант, т.к. оно может быть утверждено в суде, и приобрести форму мирового соглашения, которое, в свою очередь, получает статус исполнительного листа. Впрочем, такая метаморфоза возможна только в том случае, если стороны обратились к медиатору уже на стадии судебного разбирательства. Если же партнеры "пришли к общему знаменателю" вне зала суда или при обращении к непрофессиональному медиатору, то соглашение будет представлять собой гражданско-правовую сделку. "К ней могут применяться - поясняет г-жа Самаркина, - и правила об отступном*(1), о новации*(2), о прощении долга*(3), о зачете встречного требования, или о возмещении вреда. И в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения такого соглашения нарушитель будет нести гражданско-правовую ответственность, предусмотренную законом за неисполнение договоренностей".
А. Мишина
"Расчет", N 6, июнь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) По соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением взамен его исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.) (ст. 409 ГК РФ).
*(2) При новации обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (ст. 414 ГК РФ). Например, подрядчик не смог выполнить уже оплаченные работы. И при рациональном подходе к данной проблеме они с заказчиком решают невыполненное подрядное обязательство прекратить, а возврат денег осуществить уже в рамках нового обязательства - например, заемного.
*(3) Прощение долга - освобождение кредитором должника от лежащих на нем обязанностей (ст. 415 ГК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru