Три страшных слова
Словосочетание "выездная налоговая проверка" пугает многих бухгалтеров. В успокоение Вероника Позднякова составила схему, которая позволит понять последовательность действий контролеров и подготовиться к грядущему мероприятию.
При подготовке к приходу налоговиков будет очень полезно ознакомиться не только с предлагаемой схемой, но и с Письмом ФНС России от 29 декабря 2012 года N АС-4-2/22690. Этот документ поможет в прояснении спорных моментов, касающихся выездных и камеральных ревизий. Также нужно прочесть еще одно Письмо ФНС России - от 13 сентября 2012 года N АС-4-2/15309@, оно тоже касается контрольных мероприятий.
На допрос!
Интересна позиция ФНС по поводу допроса работников проверяемой компании. В Письме N АС-4-2/15309@ дан ответ на двадцать один вопрос, среди них такой: "Имеет ли право налоговый орган во время приостановления проведения выездной налоговой проверки проводить дополнительные мероприятия налогового контроля, в том числе допрос свидетелей, являющихся работниками организации, в отношении которой назначено проведение выездной налоговой проверки?" Чиновники ответили, что в силу подпункта 12 пункта 1 статьи 31 НК РФ ревизоры вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля. Согласно положениям пункта 1 статьи 90 Кодекса, вызвать для дачи показаний проверяющие могут любого гражданина. При этом НК РФ не предусматривает исключение для работников организации. К тому же ФНС объяснила, что при допросе сотрудников представитель организации присутствовать не будет. О такой позиции Службы нужно знать и заранее подготовить работников к возможному общению с ревизорами.
/--------------------------------\ /------------------------------\ /--------------------------------------------------------------------------\
| Мероприятия налоговых проверок |-| Документы, составляемые по |-| По результатам проверки выносится одно из решений |
\--------------------------------/ |результатам выездной проверки | \--------------------------------------------------------------------------/
\------------------------------/
/--------------------------------\ /-------------------------------\/-----------------------------------------\
| Осмотр | /------------------------------\ |О привлечении к ответственности||Об отказе в привлечении к ответственности|
|Проводится в отношении помеще-| | Справка | \-------------------------------/\-----------------------------------------/
|ний, территорий, документов,| |В последний день проведения|
|предметов. Обязательно участие| |выездной налоговой проверки| /--------------------------------------------------------------------------\
|понятых. Могут делаться копии,| |контролеры обязаны составить| |Вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представи-|
|вестись фото- и видеосъемка.| |справку о проведенной провер-| |телю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение |
|Возможно также проведение| |ке, в которой фиксируются| |После вынесения решения могут быть приняты обеспечительные меры, направ-|
|инвентаризации | |предмет проверки и сроки ее| |ленные на обеспечение возможности его исполнения |
\--------------------------------/ |проведения, и вручить ее| |Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя)|
|налогоплательщику или его| |налогового органа выносит решение |
/--------------------------------\ |представителю | \--------------------------------------------------------------------------/
| Истребование документов | \------------------------------/
|Контролеры вправе их истребовать| /--------------------------------------------------------------------------\
|как у проверяемого лица, так и у| /------------------------------\ | Если выявлены нарушения |
|его контрагентов | | Акт налоговой проверки | \--------------------------------------------------------------------------/
\--------------------------------/ |Составляется в течение двух|
|месяцев со дня составления| /------------------------\ /-----------------------------------------------\
/--------------------------------\ |справки о проведенной выездной| | Протокол | |Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о|
| Выемка | |налоговой проверке | | об административном | |предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях|
|документов и предметов произво-| \------------------------------/ | правонарушении | |Составляется при обнаружении фактов,|
|дится на основании мотивирован-| |По выявленным налоговым| |свидетельствующих о нарушениях законодательства|
|ного постановления; составляется| |органом нарушениям, за| |о налогах и сборах, ответственность за которые|
|протокол | |которые должностные лица| |установлена НК РФ (за исключением налоговых|
\--------------------------------/ |организаций подлежат| |правонарушений, дела о выявлении которых|
|привлечению к адми-| |рассматриваются в порядке, установленном|
/--------------------------------\ |нистративной ответствен-| |статьей 101 Кодекса), должностным лицом|
| Привлечение эксперта, | |ности, составляется| |налогового органа в течение 10 дней со дня|
| специалиста, переводчика, | |протокол об администра-| |выявления указанного нарушения |
| понятых | |тивном правонарушении | | |
|При проведении проверки могут| \------------------------/ \-----------------------------------------------/
|привлекаться третьи лица| |
|(статьи 95-98 НК РФ) |
\--------------------------------/ /-------------------------------------------------------------------------------------------------------\
|По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель|
/--------------------------------\ |руководителя) налогового органа выносит решение: |
| Допрос свидетелей | |1) о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение; |
|В качестве свидетеля для дачи| |2) об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение. |
|показаний может быть вызвано| |На основании вынесенного решения о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о|
|любое физическое лицо | |налогах и сборах направляется требование об уплате пеней и штрафа в порядке, установленном статьей 69|
\--------------------------------/ |НК РФ, и в сроки, установленные пунктом 2 статьи 70 Кодекса. |
\-------------------------------------------------------------------------------------------------------/
Проверка контрагентов
Также нужно помнить и о том, что налоговики могут исследовать документы, находящиеся не только в офисе компании, но и истребовать бумаги у контрагентов. В названном выше Письме ФНС разъяснила, что пунктом 2 статьи 93.1 Кодекса установлено: в случае если вне рамок проведения налоговых ревизий у контролеров возникает обоснованная необходимость получения информации, касающейся конкретной сделки, они вправе затребовать ее у участников или у иных лиц, располагающих данными о совершенной операции.
В. Позднякова
"Расчет", N 6, июнь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru