Формирование многофункциональных центров прикладных квалификаций
Указом Президента РФ N 599*(1) Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ и общероссийскими объединениями работодателей было поручено проработать до конца мая 2013 года вопрос о формировании многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования, в том числе путем преобразования существующих учреждений начального и среднего профессионального образования в такие центры. Минобрнауки разработало Методические рекомендации по формированию многофункциональных центров прикладных квалификаций (далее - Методические рекомендации), с которыми предлагаем ознакомиться.
Формирование многофункциональных центров прикладных квалификаций должно обеспечить преодоление разрыва между потребностями экономики в квалифицированных рабочих и реальным уровнем их подготовки в системе профессионального образования и профессионального обучения.
В Методических рекомендациях отмечается, что сеть многофункциональных центров прикладных квалификаций необходимо создавать с учетом положений об учебных центрах профессиональной квалификации, приведенных в Законе об образовании*(2). В указанных рекомендациях термины "многофункциональные центры прикладных квалификаций" и "учебные центры профессиональной квалификации" используются как синонимичные.
Учебный центр профессиональной квалификации (многофункциональный центр прикладных квалификаций) (далее - центр) - организация или структурное подразделение организации, осуществляющей деятельность по реализации практико-ориентированных образовательных программ, разработанных на основе профессиональных стандартов и (или) согласованных с работодателями, и обеспечению освоения квалификации, востребованной на рынке труда.
Образовательные программы, реализуемые центром, должны обеспечивать получение и (или) совершенствование квалификаций соответствующих уровней.
При этом качество образования и эффективность функционирования учебных центров профессиональной квалификации должны быть тесно связаны с их ориентацией на требования организаций - заказчиков и потребителей выпускников и развитием различных форм участия таких организаций в образовательном процессе, в его кадровом, методическом, материально-техническом и финансовом обеспечении.
В комментируемом документе органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования, при создании центров рекомендуется:
- определяя необходимость создания центров, принимать во внимание возможность решения конкретными центрами одной или нескольких из перечисленных в Методических рекомендациях задач;
- решать, в какой организационно-правовой форме центры будут функционировать;
- определить механизм формирования центра;
- решить, возможно ли применение концессионного соглашения.
Факторы, определяющие необходимость создания центров и требования к ним
Минобрнауки в Методических рекомендациях рекомендует при принятии решения о создании центров профессиональной квалификации органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования, принимать во внимание возможность решения конкретными центрами одной или нескольких из перечисленных ниже задач:
- кадровое обеспечение реализуемых субъектом РФ программ и стратегий экономического развития, потребностей высокотехнологичных отраслей экономики путем подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для данных отраслей;
- обеспечение актуальных потребностей региональных (местных) рынков труда в квалифицированных кадрах с помощью реализации программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям и специальностям, наиболее востребованным на данных рынках, в том числе по запросам центров и служб занятости населения и организаций;
- обеспечение трудовой мобильности посредством ускоренной подготовки персонала для перехода на новую должность, освоения нового оборудования, смежных профессий и специальностей;
- учебно-методическое обеспечение реализации образовательных программ, направленных на освоение и (или) совершенствование профессиональной квалификации, путем разработки, апробации и экспертизы таких программ, в том числе их содержания, технологий обучения;
- кадровое обеспечение реализации программ, направленных на освоение и (или) совершенствование профессиональных квалификаций, с помощью организации курсов повышения квалификации и (или) стажировок на рабочем месте педагогических кадров, отвечающих за освоение обучающимися дисциплин и модулей основной профессиональной образовательной программы, дополнительной профессиональной программы или программы профессионального обучения.
Создание центров должно решать задачи развития региональной системы профессионального образования, оптимизации сети образовательных организаций, повышения эффективности бюджетных расходов. При этом деятельность центра не должна дублировать деятельность действующих образовательных организаций, качественно реализующих аналогичные программы профессионального обучения, основного и дополнительного профессионального образования.
Для решения указанных задач учебные центры профессиональной квалификации должны отвечать следующим основным требованиям:
- оснащение современным оборудованием, необходимым для подготовки квалифицированного рабочего или специалиста, и (или) использование оборудования организаций - социальных партнеров;
- наличие положительных заключений на реализуемые образовательные программы, полученных от профильного объединения работодателей и (или) крупных компаний отрасли, и (или) представительной выборки организаций, заинтересованных в подготовке соответствующих кадров, возможно вынесение заключений независимыми экспертными организациями, уполномоченными объединениями работодателей и (или) крупными отраслевыми компаниями;
- развитый кадровый потенциал, обеспечивающий практико-ориентированную подготовку (наличие квалифицированных кадров руководителей, педагогов и методистов - разработчиков образовательных программ, системы повышения их квалификации и стажировок в профильных производственных организациях, привлечение к процессу реализации образовательных программ специалистов-практиков из организаций - социальных партнеров);
- широкое участие работодателей в органах управления центром и оценке качества подготовки выпускников.
Организационно-правовые формы центра
В соответствии с п. 6 ст. 73 Закона об образовании центры могут создаваться в различных организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридических лиц.
Как следует из ст. 21 Закона об образовании, образовательную деятельность могут осуществлять:
- организации, у которых образовательная деятельность является основным видом;
- организации, осуществляющие обучение, которые для ведения образовательной деятельности создают специализированное структурное образовательное подразделение.
Таким образом, центр может создаваться как:
- образовательная организация;
- структурное подразделение образовательной организации;
- структурное подразделение организации, осуществляющей обучение.
Центр, создаваемый как образовательная организация. Он является некоммерческой организацией, ведущей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (п. 18 ст. 2 Закона об образовании).
В Методических рекомендациях разъяснено, что в Законе об образовании учебные центры профессиональной квалификации не указаны в перечне типов образовательных организаций (ст. 23), вместе с тем термин "учебный центр профессиональной квалификации" может использоваться в наименовании образовательной организации для указания на особенности ее образовательной деятельности. В Методических рекомендациях приведены следующие примеры:
- государственное бюджетное учреждение профессиональная образовательная организация "Учебный центр профессиональной квалификации в области нефтепереработки";
- автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Учебный центр профессиональной квалификации строителей";
- автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Учебный центр профессиональной квалификации "АШАН".
Центр, создаваемый как структурное подразделение. Он может входить в состав как некоммерческой (в том числе образовательной), так и коммерческой организации. В Методических рекомендациях приведены следующие примеры:
- учебный центр профессиональной квалификации государственного автономного учреждения профессиональной образовательной организации "Московский колледж связи";
- учебный центр профессиональной квалификации Калужского завода Volkswagen Group Rus.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 120 ГК РФ при создании центра с использованием формы "учреждение" его учредителем может быть гражданин или юридическое лицо (частное учреждение) либо РФ, субъект РФ, муниципальное образование (государственное или муниципальное учреждение). Методическими рекомендациями предусмотрено, что в этом случае центр предпочтительно создавать в форме автономного учреждения.
Механизм формирования центров
Центр, как самостоятельная организация может быть создан путем:
- учреждения новой организации;
- реорганизации учредителем существующих организаций, в том числе учреждений начального и среднего профессионального образования;
- внесения изменений в устав существующих учреждений начального и среднего профессионального образования.
Если учредителем указанных организаций является субъект РФ, центр должен создаваться с учетом нормативного правового акта субъекта РФ "Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных учреждений субъекта Российской Федерации, а также утверждения уставов государственных учреждений субъекта Российской Федерации и внесения в них изменений", разработанного на основе модельного нормативно-правового акта высших органов исполнительной власти и финансовых органов субъектов РФ, опубликованных на сайте Минфина.
Центр как структурное подразделение организации может быть:
- создан как новое структурное подразделение;
- преобразован из действующих структурных подразделений профессионального обучения. (Это требует внесения изменений в устав организации.)
Концессионное соглашение - форма государственно-частного партнерства при создании центра
При создании центров, подготавливающих кадры для приоритетных и социально значимых отраслей, обеспечивающих социальное и экономическое развитие РФ и ее субъектов, может использоваться концессионное соглашение.
Примечание. Концессионное соглашение (концессия) представляет собой форму государственно-частного партнерства, при которой на взаимовыгодных условиях происходит вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью или в оказание услуг, обычно оказываемых государством.
Объектами концессионного соглашения в первую очередь выступают социально значимые объекты, не подлежащие приватизации, в том числе объекты образования. В соответствии с концессионным соглашением частный инвестор (концессионер), которым могут быть индивидуальный предприниматель, иностранное или российское юридическое лицо либо группа юридических лиц, действующих на основании договора простого товарищества, обязан совершить следующие действия во исполнение такого соглашения:
- создать или реконструировать недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту (государству или муниципальному образованию);
- вести деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, связанную с использованием этого недвижимого имущества;
- обеспечивать в процессе указанной деятельности возможность получения потребителями соответствующих товаров, работ, услуг.
В свою очередь, концедент (РФ, субъект РФ, муниципальное образование) обязуется предоставить концессионеру права владения и пользования указанным недвижимым имуществом на срок действия концессионного соглашения.
Таким образом, используя форму государственно-частного партнерства в виде концессионного соглашения, государство только на время уступает свои права на пользование объектами таких соглашений, но при этом ощутимо снижет свои бюджетные средства на строительство, модернизацию, содержание и эксплуатацию объектов концессионного соглашения.
Типовым концессионным соглашением в отношении объектов образования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 671, предусмотрены следующие особенности концессионного соглашения в отношении таких объектов:
- объектами концессионного соглашения в сфере образования могут быть здания, сооружения и другая недвижимость образовательных учреждений;
- наличие обоснования учредителя, что недвижимое имущество является у образовательного учреждения излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению, и принятие решения о его изъятии. Учреждение имеет право оспорить в суде данное решение учредителя;
- наличие у концессионера лицензии на соответствующую образовательную деятельность или наличие такой лицензии у привлекаемых концессионером для реализации образовательных программ третьих лиц (или получение ими такой лицензии);
- обеспечение концессионером исполнения обязательств, установленных соглашением, в том числе по страхованию риска утраты (гибели) или повреждения объекта соглашения, в формах и размере в соответствии с решением концедента о заключении соглашения;
- указание способов обеспечения исполнения концессионером обязательств по соглашению (предоставление безотзывной банковской гарантии, передача концессионером концеденту в залог прав концессионера по договору банковского вклада (депозита), страхование риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению).
Модели центра
Минобрнауки в Методических рекомендациях указало, что, исходя из анализа опыта организации практико-ориентированной подготовки, соответствующей потребностям рынка труда, центр может быть создан по следующим моделям:
- организациями, ориентированными на подготовку кадров для территориальных рынков труда;
- организациями корпоративного образования, ориентированными на потребности кадрового обеспечения организации-учредителя.
В первом случае речь идет об открытой образовательной системе, развивающейся под влиянием требований рынка труда, множества заказчиков и потребителей образовательных услуг. Во втором - о закрытой системе, связанной с потребностями одного заказчика.
Отсюда вытекают различия целей и задач деятельности центров, реализуемых ими образовательных программ, особенности контингента обучающихся, способов набора групп и финансирования образовательных услуг, ресурсного обеспечения процесса профессионального обучения (кадрового, материально-технического, учебно-методического и информационного) и т.д.
В таблице, приведенной в Методических рекомендациях, описаны типичные различия моделей, что не исключает возможности выбора тем или иным центром не установленных ему в рамках модели целей и средств их достижения.
И. Зернова,
редактор журнала "Учреждения образования: бухгалтерский учет
и налогообложение"
"Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".
*(2) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"