Предоставление клиентам без оплаты каких-либо благ не может квалифицироваться в качестве дохода клиентов в натуральной форме
Суть проблемы
В ходе развития рынка хозяйствующим субъектам все чаще приходится прибегать к различным маркетинговым решениям в целях стимулирования потребительского спроса.
В существующей применительной практике получил широкое распространение механизм предоставления клиентам всевозможных "бесплатных" благ. Именно указанная "бесплатность" и породила многочисленные налоговые споры как применительно к НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ), так и НДФЛ (п. 1 ст. 210 и ст. 211 НК РФ).
Судебные решения
В частности, банк VIP-клиентам предоставлял возможность пользования залами ожидания повышенной комфортности аэропорта за счет банка, что стало основанием для привлечения банка к налоговой ответственности за ненадлежащее исполнение обязанности налогового агента по НДФЛ.
ВАС РФ в данном споре поддержал налогоплательщика, согласившись с его аргументами, основанными на толковании понятий "возмездность" и "безвозмездность" (ст. 423 ГК РФ).
Правом на получение услуг бизнес-залов с оплатой за счет средств банка обладали лишь держатели банковских карт CitiGold, поддерживающие определенный среднемесячный баланс на счетах в банке.
Тем самым банк обеспечивал привлекательность указанного банковского продукта и возможность использовать привлеченные средства для предоставления кредитов под проценты. Привлечение средств под низкие проценты и размещение их под более высокие - основа банковской деятельности.
В свою очередь, клиенты, участвуя в программе Citigold и поддерживая требуемый остаток на счетах в банке, лишены возможности воспользоваться своими средствами иным способом и, например, разместить свободные денежные средства во вклад (что гарантировало бы получение дохода в денежной форме в виде процентов), но в обмен на это получают возможность пользоваться привилегиями, предусмотренными программой Citigold, в том числе - правом пользоваться услугами бизнес-залов в аэропортах без дополнительной оплаты.
В силу пункта 1 статьи 423 ГК РФ возмездным является договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное требование за исполнение своих обязанностей.
ВАС РФ согласился с мнением банка, что в рассматриваемом случае между банком и его клиентами имеют место возмездные отношения: поддерживая требуемый остаток на счетах в банке, клиенты взамен получают право пользоваться услугами бизнес-зала в аэропортах без дополнительной оплаты. Наличие же возмездных отношений исключает возможность возникновения налоговой базы по НДФЛ, предусмотренной статьей 211 НК РФ для доходов в натуральной форме.
Постановление Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 N 13986/12.
А.А. Куликов,
ООО "Агентство Налоговых Поверенных"
"БУХ.1С", N 6, июнь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БУХ.1С"
Зарегистрировано Минпечати России. Рег. номер ПИ N 77-13289 от 15.08.2002.
Учредитель: ЗАО "1С Акционерное общество".
Издатель: ООО "1С-Паблишинг".
Адрес редакции: 103030, г. Москва, ул. Селезневская, д. 21.
Подписка: (495) 681-7667
Прием рекламы: (495) 681-7667
Почтовый адрес: 123056, а/я 64,
e-mail: buh@1c.ru, Internet: http://www.buh.ru, телефон (495) 681-7667