Проверки Роструда: утвержден регламент
9 апреля 2013 года вступил в силу Приказ Минтруда РФ от 30.10.2012 N 354н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (далее - Регламент). Документ содержит подробное описание процедур проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок, оформления их результатов, порядка обжалования решений, действий или бездействия контролеров. Организациям полезно ознакомиться с основными положениями Регламента, чтобы при разногласиях с контролерами иметь возможность отстоять свои права.
Итак, рассмотрим эту тему подробнее.
Немного статистики
Согласно данным, размещенным на сайте Роструда (http://www.rostrud.ru/activities/28/22307), в 2012 году было проведено 135 309 проверок (см. диаграммы).
"Диаграммы"
В 80% случаев основанием для внеплановой проверки явились заявления (обращения) граждан, юридических лиц, информация органов государственной власти, местного самоуправления, СМИ о нарушении трудовых прав граждан. Нарушения выявила каждая 9-я плановая и каждая 7-я внеплановая проверка.
К сведению. Согласно ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц - в размере от 1 000 до 5 000 руб.;
- на индивидуальных предпринимателей - от 1 000 до 5 000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток);
- на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).
Должностное лицо, нарушившее законодательство о труде и об охране труда и ранее привлекавшееся к ответственности за аналогичное административное правонарушение, подлежит дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет.
Общее количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок, составляет 100 457:
- предупреждение - 108;
- дисквалификация - 186;
- административное приостановление деятельности - 784;
- административный штраф - 99 379.
Чаще всего штраф накладывают на должностное лицо (79% случаев, общая сумма 190 678 руб.), реже - на индивидуального предпринимателя (10% случаев, общая сумма 21 931 руб.), юридическое лицо (11% случаев, общая сумма 356 616 руб.).
В правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел были переданы материалы по 6 768 проверкам, из них в 50 случаях применены меры уголовного наказания.
По итогам 2012 года недействительными были признаны результаты всего 19 проверок: 6 по решению суда и 13 по решению руководителя органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Установлено, что 11 проверок были проведены с нарушением требований законодательства о порядке проведения проверок, к должностным лицам органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля применены меры дисциплинарного и административного наказания.
Примечание. В отношении юридического лица (индивидуального предпринимателя) могут быть запланированы как документальная или выездная проверка, так и обе перечисленные.
Каким образом вас могут проверить?
Организация или индивидуальный предприниматель могут быть включены в годовой план проверок, который до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых мероприятий, размещается на официальных сайтах Роструда (http://www.rostrud.ru/activities/28) и его территориальных органов.
Внесение изменений в утвержденный ежегодный план допускается только в случае невозможности проведения плановой проверки в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица, с прекращением деятельности, подлежащей плановой проверке, а также с наступлением обстоятельств непреодолимой силы (п. 40 Регламента).
Основанием для включения проверки в ежегодный план проверок служит истечение 3 лет со дня:
- государственной регистрации данного юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- окончания проведения последней плановой проверки данного юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- начала фактического осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности*(1).
Указанный перечень оснований для проведения плановых проверок является исчерпывающим. Отметим, что плановые проверки могут носить как комплексный, так и тематический характер, то есть затрагивать отдельные области трудового права - к примеру, соблюдение требований трудового законодательства о рабочем времени и времени отдыха (режим рабочего времени, установленные перерывы в работе, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставление отпусков), соблюдение установленного порядка оформления трудовых отношений, изменения условий трудового договора, соблюдение законодательства об оплате труда (пп. 2 п. 2.6 Приказа Роструда от 28.10.2010 N 455).
Согласно п. 46 Регламента аптечная организация (индивидуальный предприниматель) должны быть уведомлены о том, что в отношении них будет проведена проверка, не позднее 3 рабочих дней до начала ее проведения. Сотрудники Роструда имеют право направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении копию распоряжения о начале проведения плановой проверки или сообщить о проверке другим доступным способом.
Другой вид проверки - внеплановая. Как видно из диаграмм в начале статьи, в такой форме проводится большинство проверок Роструда. Основания для внепланового контроля поименованы в ч. 7 ст. 360 ТК РФ, а именно:
1) поступление в Роструд или его территориальный орган:
1.1) обращений и заявлений граждан и юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из СМИ о фактах нарушения работодателями требований трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, которые повлекли возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
1.2) обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
1.3) запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;
2) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;
3) распоряжение руководителя (заместителя руководителя) Роструда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ;
4) распоряжение руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Роструда, изданное на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Если внеплановая проверка проводится по основаниям, указанным в п. 2 и 3, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель уведомляются об этом не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (факсимильной связью, телефонограммой, телеграммой, нарочным). Предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по основаниям, указанным в пп. 1.1 и 1.2 п. 1, не допускается.
К сведению. Проверка может проводиться только уполномоченными должностными лицами территориального органа Роструда, указанными в распоряжении о проведении проверки. При необходимости экспертиз, исследований, испытаний, измерений в ходе проверки контролеры вправе привлекать к ним экспертов и экспертные организации, которые аккредитованы в соответствующем порядке (п. 45 Регламента).
Сколько длится проверка?
Исходя из общих норм Федерального закона N 294-ФЗ*(2) и требований п. 23 Регламента срок проведения уполномоченными должностными лицами Роструда каждой проверки не должен превышать 20 рабочих дней, исчисление которых производится по общим нормам трудового законодательства. Сроки сокращены для малых предприятий (не более 50 часов в год) и микропредприятий (не более 15 часов в год). Срок проведения каждой проверки в отношении юридического лица, осуществляющего свою деятельность на территории нескольких субъектов РФ, устанавливается по каждому филиалу (представительству).
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных или длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем территориального органа Роструда (его заместителем), но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий - не более чем на 15 часов (п. 24 Регламента). Плановая документарная проверка не может быть продлена.
Распоряжение о продлении срока проведения выездной плановой проверки, вынесенное руководителем территориального органа Роструда (его заместителем), должно быть доведено до сведения организации не менее чем за 3 рабочих дня до окончания срока проведения данной проверки. Контролер вручает заверенную печатью копию такого распоряжения под роспись руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю проверяемого лица.
Формы контроля
Документарная проверка проводится по месту расположения территориального органа Роструда на основе тех документов юридического лица или индивидуального предпринимателя, которые:
- устанавливают их организационно-правовую форму, права и обязанности;
- формируются ими при осуществлении хозяйственной деятельности;
- связаны с исполнением обязательных требований, предписаний и иных законных требований и решений уполномоченных должностных лиц территориальных органов Роструда.
В силу п. 50 Регламента о начале проведения документарной проверки проверяемый должен быть уведомлен копией распоряжения на проведение проверки и мотивированным запросом с требованием представить необходимые для рассмотрения документы, перечень которых определяется исходя из характера и объемов государственного надзора.
К сведению. Не допускается запрашивать у проверяемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также требовать нотариального удостоверения копий документов, если иное не предусмотрено законодательством РФ. В отношении документарных проверок действует также запрет на требование сведений и документов, которые могут быть получены территориальным органом Роструда от иных органов государственного надзора либо органов муниципального контроля (п. 51 Регламента).
В течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса проверяемый обязан направить в территориальный орган Роструда указанные в запросе документы в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью руководителя (иного должностного лица).
Обратите внимание! Непредставление в установленный срок запрашиваемых документов является основанием:
- для возбуждения административного производства в отношении виновных должностных лиц проверяемого лица в соответствии с нормами ст. 19.7 КоАП РФ (влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц - от 300 до 500 руб., на юридических лиц - от 3 000 до 5 000 руб.);
- для вынесения руководителю территориального органа Роструда предложения о прекращении документарной проверки и проведении выездной проверки.
У организации (индивидуального предпринимателя), скорее всего, запросят следующие документы: трудовые и коллективные договоры, приказы о приеме на работу и увольнении, трудовые книжки, книгу учета их движения, штатное расписание, должностные инструкции, табель учета рабочего времени, листки временной нетрудоспособности, расчетные листки, платежные ведомости на выплату заработной платы, лицевые счета работников, графики отпусков, приказы об отпуске, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, инструкции по охране труда и т.п. Анализ документации проверяемого лица осуществляется на территории органа Роструда. В случае если достоверность сведений в представленных проверяемым лицом документах вызывает у проверяющих сомнения, данные содержат ошибки или противоречия, не соответствуют сведениям, содержащимся в документах, имеющихся в территориальном органе Роструда, информация об этом направляется проверяемому лицу с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.
Если после рассмотрения представленных пояснений либо при их отсутствии контролер установит признаки нарушения обязательных требований в сфере труда, он вправе провести выездную проверку. Для этого на основании служебной записки проверяющего руководитель территориального органа Роструда (его заместитель) издает дополнительное распоряжение о проведении выездной проверки по типовой форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 N 141 (далее - Приказ N 141).
Выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.
Как сказано в п. 47 Регламента, перед началом проверки контролеры одновременно с предъявлением служебного удостоверения должны вручить руководителю (индивидуальному предпринимателю), иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица (индивидуального предпринимателя) под роспись заверенную печатью копию распоряжения о проведении проверки. По требованию проверяемого они также обязаны представить документы, подтверждающие полномочия, и ознакомить с административным регламентом проведения проверки.
В рамках выездной проверки изучаются содержащиеся в документах юридического лица или индивидуального предпринимателя сведения, соответствие рабочих мест количеству сотрудников, состояние используемых при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые товары, меры, принимаемые проверяемыми для исполнения обязательных требований в сфере труда.
Права и обязанности
Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по надзору, поименованы в п. 8 Регламента. Проверяемое лицо обязано:
- предоставлять контролерам информацию и документы, связанные с целями, задачами и предметом проверки;
- обеспечивать беспрепятственный доступ проводящих выездную проверку лиц на территорию, в используемые при осуществлении хозяйственной деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к оборудованию и транспортным средствам;
- обеспечивать присутствие руководителей юридических лиц (должностных лиц или уполномоченных представителей);
- вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной Приказом N 141.
Примечание. Если организация (индивидуальный предприниматель) в ходе проверки устранила выявленные нарушения, запись об этом вносится в акт проверки.
Как оформляются результаты проверки?
По результатам каждой завершенной проверки контролеры составляют акт по типовой форме, утвержденной Приказом N 141. В акте отражаются:
- установленные в ходе проверки факты соответствия или несоответствия осуществляемой проверенным лицом деятельности обязательным требованиям в сфере труда;
- подробные сведения о фактах выявленных нарушений, неповиновения законному распоряжению или требованию уполномоченного должностного лица территориального органа Роструда, а также воспрепятствования выполнению им служебных обязанностей (при наличии указанных фактов).
Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ к акту проверки прилагаются следующие документы или их копии:
- протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз;
- объяснения работников проверенного лица, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований;
- предписания об устранении выявленных нарушений и другое.
Предписание оформляется в двух экземплярах, один из которых вручается работодателю (его полномочному представителю) под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое вместе со вторым экземпляром предписания приобщается к материалам надзорного дела, хранящегося в Роструде или его территориальном органе.
Сроки выполнения мероприятий, названных в предписании, устанавливаются проводившими проверку контролерами исходя из их важности для обеспечения безопасности работников и оборудования, из характера нарушений. Выполнение мероприятий с длительными сроками исполнения может быть разбито на этапы.
Если вы не согласны с результатами проверки
Если вы не согласны с изложенными в акте проверки фактами и выводами либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, в течение 15 дней с даты получения акта проверки вы вправе представить в территориальный орган Роструда в письменной форме свои возражения. В обоснование своей позиции к возражениям можно приложить необходимые документы или их заверенные копии. В течение 10 рабочих дней возражение будет рассмотрено, и вынесенное по нему письменное решение в течение 3 дней будет доведено до вашего сведения. Вы имеете право на дальнейшее обжалование действий и решений должностных лиц Роструда в соответствии с общими нормами действующего законодательства.
Регламент предусматривает досудебное (внесудебное) урегулирование разногласий. Как следует из п. 100 этого документа, заявитель вправе подать жалобу на действия (бездействие) и решения уполномоченного должностного лица Роструда или его территориального органа, принятые (осуществленные) в ходе проверки, в письменной форме (при личном приеме или в электронном виде). Порядок ее оформления и подачи подробно описан в п. 107-111 Регламента. Жалобу можно подать в следующих случаях (п. 104 Регламента):
- при нарушении срока регистрации запроса заявителя об исполнении государственной функции;
- при нарушении срока проведения проверки;
- при истребовании у проверяемого лица в ходе проверки документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами РФ;
- при отказе в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами РФ для исполнения государственной функции;
- при отказе исполнения государственной функции, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ;
- при затребовании с заявителя при исполнении государственной функции платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами РФ;
- при отказе территориального органа Роструда, его должностного лица в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных документах либо при нарушении установленного срока таких исправлений.
Решение по жалобе принимается в течение 30 дней со дня ее регистрации (п. 116 Регламента). Лицо, рассматривающее жалобу, определяется исходя из п. 113 Регламента.
Советуем организациям и индивидуальным предпринимателям привести в порядок кадровые документы, утверждаемые руководителем правила и положения, документы по оплате труда, режиму работы и отдыха и т.п. Согласитесь, что исправить существующие недочеты в спешке в ходе проведения проверки вам, скорее всего, не удастся.
А.М. Лопатина,
редактор журнала
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Часть 8 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
*(2) Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"