Новый порядок уплаты налога на имущество организаций
Федеральный закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2013 года (ст. 3 Федерального закона N 202-ФЗ), существенно изменяет порядок уплаты налога на имущество организаций. Рассмотрим все по порядку.
Так, от налога освобождается движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ в ред. Федерального закона N 202-ФЗ).
Недвижимость независимо от даты признания актива, а также движимое имущество, принятое на баланс в качестве основного средства до 1 января 2013 года, продолжают оставаться облагаемыми объектами с учетом особенностей и льгот, установленных гл. 30 НК РФ.
Законодательство (п. 1 ст. 374, пп. 4, 5 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н) предполагает, что основными средствами применительно к налогу на имущество следует считать активы, в отношении которых одновременно выполняются следующие условия:
а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Некоммерческая организация принимает объект к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если он предназначен для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания данной некоммерческой организации (в т.ч. в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации), для управленческих нужд некоммерческой организации, а также если выполняются условия, установленные в пп. "б" и "в".
При этом активы, в отношении которых выполняются все перечисленные условия, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.
Обратите внимание! Что касается выделения в составе основных средств недвижимого имущества, здесь следует руководствоваться ст. 130 ГК РФ, поскольку НК РФ не дает собственного определения этого термина (п. 1 ст. 11 НК РФ): к недвижимости относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в т.ч. здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.
Однако не все объекты недвижимости облагаются налогом на имущество организаций. Так, в силу ст. 374 НК РФ земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы) не признаются объектами налогообложения, как и имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Обратите внимание! Облагаемая база с 2013 года пополняется объектами железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружениями, являющимися неотъемлемой технологической частью указанных объектов (п. 11 ст. 381 НК РФ в редакции комментируемого закона). Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством РФ.
В отношении некоторых других объектов недвижимости применяются льготы, установленные ст. 381 НК РФ.
С 2013 года Федеральным законом N 202-ФЗ исключен ряд позиций (пп. 5, 9, 10, 12, 18).
Они предполагали освобождение организаций от уплаты налога на имущество в отношении:
- объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;
- ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;
- космических объектов;
- судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.
Однако внесенные изменения не предполагают, что теперь налог со стоимости этих объектов уплачивать придется.
Дело в том, что отныне они исключаются не из налоговой базы, а из объекта обложения (п. 4 ст. 374 НК РФ дополнен соответствующими подп. 3, 4, 5, 6, 7).
Это, в свою очередь, означает, что информацию об этих объектах вообще не нужно будет включать в декларацию по налогу на имущество.
При этом в новом п. 3 ст. 380 НК РФ оговаривается, что налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать (см. таблицу).
Таблица
Налоговый период | Предельная налоговая ставка, % |
2013 год | 0,4 |
2014 год | 0,7 |
2015 год | 1,0 |
2016 год | 1,3 |
2017 год | 1,6 |
2018 год | 1,9 |
Как видно, особые предельные ставки установлены временно - до 2019 года.
В целях реализации с 1 января 2013 года положений п. 3 ст. 380 и п. 11 ст. 381 НК РФ для определения состава имущества, к которому применяются особые налоговые ставки, Минфин и ФНС России предписывают руководствоваться (до внесения изменений) Перечнем имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 (см. письмо ФНС России от 13.12.2012 N БС-4-11/21285@ (вместе с письмом Минфина России от 11.12.2012 N 03-05-04-01/44)).
Минфин, комментируя порядок установления ставок налога в отношении таких объектов, в письме от 30.11.2012 N 03-05-04-01/40 отмечает, что законы субъектов Российской Федерации, принимаемые в целях приведения их в соответствие с новой редакцией НК РФ, должны учитывать требования ст. 5 НК РФ, согласно которой акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу.
В то же время законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие пониженные налоговые ставки в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, относительно налоговых ставок, установленных ст. 380 НК РФ, на основании норм п. 4 ст. 5 НК РФ, могут иметь обратную силу и, вступив в действие с 2014 года, применяться к правоотношениям 2013 года.
В противном случае в 2013 году к названным объектам будут применяться ставки, определенные п. 3 ст. 380 НК РФ, что следует из п. 4 этой же статьи, также введенного комментируемым законом.
С учетом даты начала действия самого Федерального закона N 202-ФЗ (1 января 2013 года) соответствующие законы субъектов РФ не могут вступить в силу ранее 2014 года.
Исходя из этого положения в случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пп. 1 и 3 ст. 380 НК РФ
Таким образом, закон субъекта РФ теперь может вовсе не иметь указания на налоговые ставки по налогу на имущество организаций, применяемые в регионе.
Аналогичный подход вводится с 2013 года и в отношении транспортного налога: устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных гл. 28 НК РФ, порядок и сроки его уплаты, однако если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в п. 1 ст. 361 НК РФ (ч. 2 ст. 356, п. 4 ст. 361 НК РФ в ред. Федерального закона N 202-ФЗ).
Ставки земельного налога подчиняются тому же принципу с 2013 года: если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в п. 1 ст. 394 НК РФ (см. п. 3 ст. 394 НК РФ, введенный Федеральным законом N 202-ФЗ).
Комментируемому закону налогоплательщики обязаны еще одним новшеством в части земельного налога: земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, с 2013 года признаны объектом налогообложения (подп. 3 п. 2 ст. 389 утратил силу). Максимальная налоговая ставка по ним равна 0,3% от кадастровой стоимости (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).
М. Климова,
независимый налоговый консультант, к.э.н.
"Налоговый вестник", N 1, январь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1