Статистика для операторов связи
Статистическую отчетность обязаны подавать все предприятия, имеющие статус резидента РФ, в том числе операторы связи. Для последних такая обязанность установлена Законом о связи. В Письме от 28.02.2013 N НН-П14-2040 Минкомсвязь разъясняет порядок представления статистической отчетности (согласитесь, нечасто отраслевое ведомство выпускает разъяснения, не имеющие прямого отношения к его полномочиям). Само по себе письмо достаточно объемное, поэтому автор постарается в доступной форме донести до читателя наиболее важные рекомендации министерства.
Вместо вступления
Тот факт, что обязанность представления государственной статистической отчетности установлена для операторов отраслевым законом - Законом о связи, еще раз подтверждает ее важность составления. Есть положение об условиях представления в обязательном порядке первичных статистических данных, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 620. Согласно ему первичные статистические данные подаются субъектам статистического учета респондентами (компаниями и органами власти) по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые приведены на бланках. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Росстатом по представлению субъектов официального статистического учета.
Минкомсвязь в своих разъяснениях делает акцент на том, что отчитывающимся юридическим лицам следует представлять сведения только по тем формам и показателям, которые характеризуют их вид деятельности. Лишнего делать не нужно. В помощь операторам связи чиновники приводят рекомендуемый перечень форм статотчетности по наиболее распространенным услугам (приложение 3 к Письму N НН-П14-2040). Наибольшая нагрузка по количеству заполняемых бланков ложится на операторов, оказывающих наиболее распространенные услуги: местной и внутризоновой связи, междугородной и международной связи, подвижной спутниковой радиосвязи. Компаниям, оказывающим иные, менее распространенные услуги, следует уделить внимание специфическим формам статотчетности. Если для организации оказание услуг связи не относится к основной деятельности, количество статбланков сокращается до минимума, раскрывающего суть подобного дополнительного сервиса в сфере связи.
На заметку. Ответственность за непредставление или нарушение сроков представления статистических сведений, а также за их искажение установлена ст. 13.19 КоАП РФ, а также ст. 3 Закона об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности*(1).
Минкомсвязь дает ссылки на формы, разработанные Росстатом для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере связи (приказы от 13.01.2012 N 3, от 12.09.2012 N 492, от 30.12.2010 N 479, от 17.12.2009 N 298, от 30.12.2008 N 332). Кроме этого, в отдельных приложениях к Письму N НН-П14-2040 чиновники приводят макеты консолидированных и отдельных росстатовских форм. Все рассматривать не будем, а выделим лишь указания по заполнению действующих росстатовских форм и макетов, рекомендуемых отраслевым ведомством в Письме N НН-П14-2040.
Общие указания
Во-первых, операторы связи отражают сведения с учетом выполнения условий выданных лицензий, работ по присоединению к сети общего пользования, договоров и условий взаимодействия операторов в процессе предоставления услуг связи согласно действующему законодательству. Во-вторых, основанием для заполнения показателей статистических форм должны служить формы первичного учета, рабочие материалы и ведомости, технологические отчеты, паспортная документация и т.п. В-третьих, в формах, содержащих показатели по техническим средствам или сооружениям, оператор связи приводит данные о той величине всего технического средства или сооружения, на которой он оказывает услуги связи согласно лицензии. В-четвертых, при отсутствии у отчитывающейся организации тех или иных услуг (технических средств или служб), перечисленных в форме, соответствующие им строки и графы отчета не заполняются. В-пятых, если услуги связи оказывались в течение неполного отчетного периода, оператор представляет формы статнаблюдения за то время, в течение которого эта деятельность фактически осуществлялась. В-шестых, в статформы включаются сведения в целом по юридическому лицу, имеющему лицензию на оказание услуг связи, в том числе сведения по всем подразделениям (филиалам) и объектам (пунктам) связи независимо от местонахождения.
Операторы, имеющие обособленные подразделения, филиалы, а также объекты (пункты, сооружения) связи, на которых оказываются услуги связи, на территории других регионов, представляют сведения:
- в целом по юридическому лицу;
- по юридическому лицу, за исключением обособленных подразделений, находящихся на территории других регионов;
- по субъектам РФ (в отдельной форме для каждого субъекта).
Оператор в обязательном порядке должен заполнить находящуюся в конце разделов строку "Количество отчетов по территориям (субъектам РФ)" или "Число отчетов, включенных в сводный итог". В бланке формы, где указываются данные в целом по организации, в этих строках проставляется общее число территорий, на которых оператор оказывает услуги связи, включая территорию, где находится головная организация или центральный филиал (подразделение) оператора. Это число должно соответствовать количеству отдельных отчетов, представляемых по установленной форме.
К сведению. При наличии лицензии на работу в г. Москве и Московской области (г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области) нужно делать отчеты за каждый из этих регионов.
Частные указания
Организациям, для которых оказание услуг связи (включая радиовещание и телевидение) является основной деятельностью, обязательно подавать следующие сведения:
- о численности и заработной плате работников (ф. П-4);
- о вводе в эксплуатацию сооружений и зданий (ф. С-1);
- о ходе строительства объектов, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу (ф. С-2);
- об инвестиционной деятельности и средствах на долевое строительство (ф. П-2 (инвест));
- о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях (ф. 7-травматизм).
Для всех перечисленных форм Минкомсвязь разработала макеты. Зачем? Дело в том, что макеты могут объединять сразу две статформы. Плюс к этому макеты подготовлены под электронные шаблоны. Сведения, отражаемые в формах статнаблюдения, для передачи в Минкомсвязь готовятся и передаются в виде универсального шаблона в установленные в формах сроки. Шаблон и инструкция по его заполнению есть в приложении 10 к Письму N НН-П14-2040. Таким образом, призывая операторов связи заполнять макеты, отраслевое ведомство получает в свое распоряжение только те сведения, которые ему нужны для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере связи. Остановимся подробнее на макетах статформ, предложенных Минкомсвязью.
Численность и заработная плата
Сводный макет заполнения сведений по формам П-4 и П-4 (НЗ) *(2) имеет два раздела: 1) численность и заработная плата сотрудников и 2) движение работников. Чиновники поясняют, что представляют собой наиболее важные показатели. Так, средняя численность работников организации включает среднесписочную численность работников, внешних совместителей, лиц, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера. К фонду заработной платы относятся начисленные суммы оплаты труда в денежной и неденежной форме за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с условиями труда и режимом работы, доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер.
В макете показываются начисленные за отчетный период (с учетом НДФЛ) суммы независимо от источников их выплаты, статей смет и предоставленных налоговых льгот в соответствии с платежными документами, по которым с работниками производятся расчеты по заработной плате. Оплата ежегодных и дополнительных отпусков включается в фонд заработной платы отчетного месяца только в сумме, приходящейся на дни отпуска в этом месяце. Суммы, причитающиеся за дни отпуска в следующем месяце, включаются в фонд заработной платы следующего месяца. В выплаты социального характера включаются суммы, связанные с предоставленными работникам социальными льготами, в частности, на лечение, отдых, проезд, трудоустройство (без пособий из внебюджетных фондов).
В разделе "Движение работников" отражаются главным образом данные по принятым, выбывшим сотрудникам, работникам списочного состава, вакантным местам и тем, кто намечен к высвобождению на конец отчетного периода. В количество принятых и выбывших работников списочного состава не включаются сотрудники, привлеченные на работу по специальным договорам с государственными организациями (военнослужащие и лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы), внешние совместители, а также работники, выполнявшие работу по договорам гражданско-правового характера. В численность работников списочного состава включаются наемные сотрудники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации.
Эксплуатация и строительство зданий
В макете консолидированных форм С-1, С-2 *(3) отражаются данные вводимых в эксплуатацию объектов (ВОЛС, спутниковых станций, междугородных кабельных линий передачи, антенно-мачтовых сооружений, базовых станций подвижной связи и т.д.). По каждому объекту заполняются следующие показатели:
- стоимость введенных основных фондов;
- количество введенных объектов в натуральных единицах измерения;
- объем капитальных вложений.
Первый упомянутый показатель - фактическая стоимость мощностей введенных объектов и сооружений. Такая стоимость принимается с учетом переоценок незавершенного строительства, проводившихся во время сооружения объектов. Второй показатель - физически завершенные мощности, объекты, здания, сооружения, принятые в эксплуатацию в установленном порядке. И наконец, последний показатель есть не что иное, как объем капитальных вложений, затраченных за отчетный период на объекты сооружения связи. По сути, это суммы, учтенные на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". Объект может быть не введен в эксплуатацию в отчетном периоде, но денежные средства (капитальные вложения) на ввод были направлены в отчетном периоде и должны быть отражены как капитальные вложения. Когда объект будет поставлен на баланс (в качестве объекта ОС на счете 01), сведения о его стоимости станут уже первым (стоимость введенных основных фондов) и вторым показателями (введено в натуральных единицах измерения) макета форм С-1, С-2.
Инвестиционная деятельность
Для указаний сведений о такой деятельности разработан макет формы П-2 (инвест) *(4). Он содержит три раздела: инвестиционная деятельность, инвестиции в основной капитал по источникам финансирования, средства на долевое строительство. Больше всего вопросов вызывает второй раздел. Инвестиции в основной капитал включают затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение и модернизацию объектов, которая приводит к увеличению их первоначальной стоимости, а также на покупку машин и оборудования. Данные об инвестициях приводятся без НДС, который может быть предъявлен к вычету при осуществлении облагаемых операций.
Не включаются в инвестиции в основной капитал затраты на приобретение основных средств стоимостью не более 40 тыс. руб., если в бухгалтерском учете они отражаются в составе материально-производственных запасов. При этом стоимостное ограничение относится не к отдельным предметам, а к инвентарному объекту в целом (например, в инвестициях в основной капитал могут отражаться затраты на приобретение компьютера как совокупности объединенных системного блока, монитора, клавиатуры и мыши, если все это в сумме превосходит указанное выше стоимостное ограничение).
Расходы на строительство зданий и сооружений складываются из выполненных строительных работ и приходящихся на них прочих капитальных затрат, включаемых при вводе объекта в эксплуатацию в инвентарную стоимость здания (сооружения) (проектно-изыскательских работ, работ по отводу земельных участков под строительство и т.п.). Затраты на строительство зданий показываются с учетом затрат на коммуникации внутри здания, необходимые для его эксплуатации (вся система отопления и канализации внутри здания, внутренние сети газо-, водопровода, силовой и осветительной электропроводки, телефонной электропроводки, вентиляционные устройства общесанитарного назначения, подъемники, лифты и т.д.).
Есть место в макете формы П-2 (инвест) для указания затрат на приобретение квартир в объектах жилого фонда по цене приобретения без учета НДС. Показатель заполняется, если приобретенная квартира учитывается на счете 01 "Основные средства". Стоимость квартир, передаваемых в собственность частным лицам (сотрудникам), относится к текущим затратам и в макете формы П-2 (инвест) не приводится. Хотя имеются отдельные строки, где отражается информация о средствах организаций и населения, вложенных в строительство объектов на основе договоров участия в долевом строительстве, эти данные не включаются в первый раздел - об инвестиционной деятельности компании.
Травматизм
В макете формы 7-травматизм отражаются сведения о пострадавших при несчастных случаях на производстве в соответствии с актом по форме Н-1 *(5). Число дней временной нетрудоспособности указывается суммарно по всем листкам нетрудоспособности, выданным медицинскими организациями. Есть место для отражения численности лиц, у которых в отчетном году установлено впервые профессиональное заболевание, на основании заключения, выданного соответствующим медицинским учреждением и оформленного внутренним распоряжением по организации. В макете формы 7-травматизм также показываются сведения о затратах на мероприятия по охране труда, в том числе о затратах на улучшение условий и охраны труда на производстве, за счет всех источников финансирования согласно коллективному договору и плану мероприятий по охране труда. Стоимостные показатели должны совпадать с данными бухгалтерского учета.
Между прочим...
...с марта 2013 года вступил в силу Приказ Росстата от 29.12.2012 N 670, которым утвержден порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности. Документ разработан в целях реализации Закона о бухгалтерском учете*(6), поэтому выпущенные статведомством правила касаются организаций, обязанных составлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность согласно названному закону. Главное правило звучит так: компании представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации. Обязательный экземпляр отчетности может быть представлен:
- непосредственно в органы государственной статистики;
- в виде заказного почтового отправления с уведомлением о вручении;
- в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В перечисленных случаях днем представления отчетности считается:
- дата, указанная в отметке органа государственной статистики о принятии отчетности;
- дата направления заказного почтового отправления с уведомлением о вручении;
- дата отправки отчетности экономическим субъектом, зафиксированная органом государственной статистики или оператором связи и указанная в извещении о получении.
В документе Росстата уделено внимание подаче отчетности в электронном виде. Для этого используются форматы, действующие на отчетный период, информация о которых размещена на официальном сайте Росстата и его территориальных органов. Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронном виде допускается при использовании сертифицированных средств усиленной квалифицированной электронной подписи, позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи. В целом ничего нового чиновники не изобрели, а что касается форматов цифровой отчетности, то здесь также ничего выдумывать не нужно, достаточно сделать ссылку на имеющиеся документы ФНС, которыми утверждены XML-шаблоны для представления годовой бухгалтерской отчетности за 2012 год в электронном виде:
- формат представления бухгалтерской отчетности в электронной форме (Приказ от 25.01.2013 N ММВ-7-6/35@);
- формат представления бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства в электронной форме (Приказ от 25.01.2013 N ММВ-7-6/34@);
- формат представления отчетности социально ориентированных некоммерческих организаций в электронной форме (Приказ от 05.02.2013 N ММВ-7-6/56@).
Очевидно, что для большинства организаций связи подойдет первый, наиболее общий и универсальный, формат представления отчетности в электронном виде.
* * *
На взгляд автора, заполнение статотчетности - непростая задача, так как для этого требуются не только данные бухгалтерского учета, но и оперативные сведения от других подразделений предприятия связи. Если все же за статистику отвечает бухгалтерия, ей нужно организовать сотрудничество со всеми службами на таком уровне, чтобы иметь возможность получать исчерпывающую и достоверную информацию, необходимую для заполнения обязательных бланков, отчитываться по которым нужно не только перед Росстатом, но и перед отраслевым ведомством (Минкомсвязью).
А.В. Панкратова,
эксперт журнала "Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, май-июнь 2013 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Закон РФ от 13.05.1992 N 2761-1.
*(2) Формы сведений о численности и заработной плате работников и сведений о неполной занятости и движении работников приведены в приложениях к Приказу Росстата от 24.07.2012 N 407.
*(3) Формы С-1, С-2 содержатся в приложении к Приказу Росстата от 03.08.2011 N 343.
*(4) Приведена в приложении к Приказу Росстата от 12.09.2012 N 492.
*(5) Форма акта приведена в приложении 1 к Постановлению Минтруда РФ от 24.10.2002 N 73.
*(6) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"