Может ли территориальный орган ПФР привлечь организацию - плательщика страховых взносов к ответственности за непредставление отчетности по форме РСВ-1 и сведений индивидуального (персонифицированного) учета, если они были переданы по телекоммуникационным каналам связи, но по техническим причинам не были получены фондом?
Если отчетность не была представлена по техническим причинам, не зависящим от организации - плательщика страховых взносов, привлечь ее к ответственности за это нельзя. Однако необходимо иметь документы, которые свидетельствовали бы о техническом сбое. К ним могут относиться пояснения оператора связи с приложением электронного отчета о наличии технических неполадок, протокол передачи файлов с указанной причиной неотправки данных и т.д.
Обоснование. В соответствии с ч. 10 ст. 15 Закона N 212-ФЗ*(1) плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в чью пользу производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты, обозначенные в ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ, в орган контроля за уплатой страховых взносов по установленным форматам в форме электронных документов. Порядок их оформления определяется Правительством РФ, если иной порядок представления сведений, отнесенных к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ.
Отметим, ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в срок, установленный ч. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ, - взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, начисленных к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб.
Кроме того, несоблюдение порядка представления указанного расчета в орган контроля за уплатой страховых взносов в электронном виде в случаях, предусмотренных Законом N 212-ФЗ, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. (ч. 2 ст. 46 Закона N 212-ФЗ).
Также отметим, что согласно п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона N 212-ФЗ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, в частности, признаются иные обстоятельства, которые могут быть признаны таковыми судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело. При наличии обстоятельств, указанных в ч. 1 настоящей статьи, лицо не привлекается к ответственности за совершение правонарушения.
Однако в случае, если несвоевременное представление отчета произошло из-за технического сбоя сети и при этом есть документы, подтверждающие данный факт, организацию нельзя привлечь к ответственности. Об этом свидетельствует арбитражная практика.
Судебная практика. Постановление ФАС ПО от 04.03.2013 N А12-16329/2012: нельзя привлечь организацию - плательщика страховых взносов к ответственности за несвоевременное представление отчетности по системе электронного документооборота через специализированного оператора связи, так как орган ПФР не получил ее вовремя из-за технического сбоя системы, что подтверждается справкой оператора связи.
Постановление ФАС ДВО от 27.07.2012 N Ф03-3121/2012 (Определением ВАС РФ от 12.09.2012 N ВАС-11683/12 было отказано в пересмотре данного дела в порядке надзора): несвоевременное представление расчета (расчет представлен по электронным каналам связи) произошло из-за отсутствия доступа к Интернету, связанного с проведением ремонтно-технических работ по замене волоконно-оптического кабеля, о чем свидетельствует письмо организации, проводившей данные работы. В связи с этим организацию - плательщика страховых взносов нельзя привлечь к ответственности.
Постановление ФАС МО от 28.12.2012 N А41-16318/12: отсутствие соглашения между отделением ПФР и организацией об обмене электронными документами не является основанием для начисления штрафа за несвоевременное представление отчетности, так как поступившие своевременно электронные письма сотрудники фонда не открывали и не изучали, хотя техническая возможность для доступа к полученным в электронной форме документам у фонда имелась, как и возможность ознакомления с их содержанием.
Е.Л. Джабазян,
главный редактор журнала "Оплата труда в
государственном (муниципальном) учреждении:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 июня 2013 г.
"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"