Комментарий к постановлению Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 04.03.2013 N А12-16329/2012
В Постановлении ФАС ПО от 04.03.2013 N А12-16329/2012 рассмотрена ситуация по представлению отчетности в ПФР по телекоммуникационным каналам связи. При этом контролирующим органом принято решение о привлечении организации к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ*(1), за непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за отчетный период (по форме РСВ-1 ПФР) в виде штрафа. Кроме того, организации предложено уплатить начисленные на страховые взносы пени, а также недоимку. Однако суд не согласился с принятым решением ПФР, указав на отсутствие вины плательщика страховых взносов в несвоевременном представлении расчета.
В соответствии со ст. 42 и 43 Федерального закона N 212-ФЗ привлечение лица к ответственности возможно только при наличии его вины в совершенном нарушении.
Напомним, что непредставление плательщиком страховых взносов в установленный Федеральным законом N 212-ФЗ срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб.
Суть рассматриваемого судом дела сводится к тому, что организация представила расчет в ПФР за IV квартал 2011 года в электронной форме посредством отправки по системе электронного документооборота через специализированного оператора связи. При этом есть квитанция о получении контролирующим органом отчета 16.02.2012.
Вместе с тем имеются и пояснения специализированного оператора связи о своевременном отправлении расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (до истечения установленного законодательством срока представления). Однако отправка файлов, содержащих расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, заблокирована в результате работы стороннего программного обеспечения. То есть основанием для повторной передачи организацией расчета после истечения срока его представления послужил технический сбой.
Согласно п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ПФР расчет по форме РСВ-1 ПФР, а также сведения о каждом работающем у них застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". При этом плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) компании, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты в орган контроля за уплатой страховых взносов по установленным форматам в форме электронных документов (ч. 10 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ).
Отметим, что при представлении сведений о застрахованных лицах в электронном виде с ЭЦП обязанность представлять сведения в орган ПФР на бумажном носителе не предусмотрена. Если с учетом особенностей, предусмотренных ч. 10 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ, организация представит расчет только в бумажном виде, за несоблюдение электронного способа представления расчета установлена ответственность в виде штрафа в размере 200 руб. (ч. 2 ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ).
Форма представления индивидуальных сведений в электронном виде определена Распоряжением Правления ПФР N 190р*(2), которым, в частности, утверждены:
- Технология обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота ПФР (далее - Технология обмена документами);
- Регламент обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота ПФР;
- Протокол обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота ПФР.
Отправленные сведения о застрахованных лицах считаются представленными своевременно, если дата их доставки в территориальный орган ПФР будет не позднее срока, установленного действующим законодательством РФ (разд. 7 Технологии обмена документами).
Факт доставки (представления) документов плательщиком страховых взносов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с протоколом обмена документами, а факт приема документов органом ПФР - соответствующим протоколом контроля, подтверждающим правильность формы представления документа (формата) и подлинность ЭЦП на документе.
Отметим, что квитанцию о доставке страхователь должен получить в течение двух рабочих дней с момента отправки документа по телекоммуникационным каналам связи. При этом полученную квитанцию следует сохранять, так как она служит подтверждением сдачи отчетности в случае программных сбоев.
В течение четырех рабочих дней с момента отправки сведений страхователь в зашифрованном виде должен получить протокол контроля сведений о застрахованных лицах, подписанный ЭЦП органа ПФР. При этом согласно разд. 2 Технологии обмена документами протокол контроля сведений о застрахованных лицах, содержащий сообщение об отсутствии ошибок в переданных сведениях, является подтверждением факта представления сведений в территориальный орган ПФР.
Если в протоколе содержится информация о том, что сведения о застрахованных лицах не прошли контроль, страхователь устраняет указанные в протоколе ошибки и повторяет всю процедуру представления сведений.
В случае возникновения технических сбоев на стороне органа ПФР страхователь получит сообщение об ошибке.
Исходя из вышеуказанного, а также из ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ, которой установлена ответственность за виновное непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, а не за представление расчета в электронном виде с техническими ошибками (сбоем), основания для привлечения организации к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах отсутствуют.
Аналогичный вывод содержится в постановлениях ФАС УО от 24.08.2011 N Ф09-4904/11 (Определением ВАС РФ от 05.12.2011 N ВАС-15531/11 отказано в передаче дела в Президиум ВАС), ФАС ДВО от 27.07.2012 N Ф03-3121/2012 (Определением ВАС РФ от 12.09.2012 N ВАС-11683/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС).
В заключение еще раз отметим, что письменное подтверждение специализированного оператора связи, осуществляющего передачу электронной отчетности по телекоммуникационным каналам связи, о произошедшем техническом сбое или прочих технических неполадках поможет плательщику страховых взносов избежать начисления штрафных санкций и отстоять свои интересы, в том числе в суде.
В.В. Данилова,
редактор журнала "Оплата труда:
акты и комментарии для бухгалтера"
"Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера", N 6, июнь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(2) Распоряжение Правления ПФР от 11.10.2007 N 190р "О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"