Государственное бюджетное учреждение осуществляет ветеринарную деятельность. Планом финансово-хозяйственной деятельности на выполнение государственного задания не предусмотрены средства по коду 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" ЭКР. Но для выполнения государственного задания необходимы вакцины, сыворотки, спирт, вата, шприцы, иглы, пробирки и другой расходный материал, которые приобретаются учреждением за счет собственных средств. Имеет ли учреждение право взимать деньги в рамках выполнения государственного задания с населения и организаций в размере фактически понесенных расходов?
В силу п. 2 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях*(1) бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными согласно федеральным законам, иным нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам и уставу. Основная деятельность бюджетного учреждения, то есть та, ради осуществления которой оно и было создано, осуществляется на основании государственного (муниципального) задания, которое формируется и утверждается его учредителем.
Согласно ст. 6 БК РФ государственное (муниципальное) задание представляет собой документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения его выполнения определяются (п. 7 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях):
- Правительством РФ - в отношении федеральных бюджетных учреждений. В настоящее время указанный порядок регламентирован Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 N 671 "О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (далее - Положение N 671);
- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - в отношении бюджетных учреждений субъекта РФ;
- местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных бюджетных учреждений.
Для справки. В соответствии с ч. 3 ст. 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта РФ, муниципальными учреждениями формируется на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).
Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Оно устанавливает показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) государственной услуги (работы), а также порядок ее оказания (выполнения).
Согласно ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) государственные и муниципальные услуги предоставляются на бесплатной основе, за исключением:
- взимания государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг в случаях, порядке и размерах, которые установлены гл. 25.3 НК РФ;
- случаев, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами, - за счет средств заявителя.
В силу п. 6 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, объектом обложения которыми признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 210-ФЗ перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, утверждается:
- постановлением Правительства РФ - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг;
- нормативным правовым актом субъекта РФ - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления исполнительными органами государственной власти субъекта РФ государственных услуг;
- нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг.
Так, например, Постановлением N 352 *(2) утверждены:
- Правила определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг;
- Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг (далее - Перечень).
В соответствии с Перечнем к услугам, оказываемым за счет средств заявителя, относится, например, ветеринарно-санитарная экспертиза. Нормативным правовым актом субъекта РФ (представительного органа местного самоуправления) могут быть установлены и иные виды услуг.
С учетом вышеизложенного взимание денежных средств в размере фактически понесенных расходов, а также за какое-либо консультирование в рамках выполнения государственного задания с населения и организаций является неправомерным.
Вместе с тем учреждению нужно обратить внимание на следующее. Как мы уже отмечали, порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральным государственным учреждениям определен Положением N 671.
В соответствии с п. 10 Положения N 671 размер субсидии на выполнение государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных указанному учреждению учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, объектом обложения которыми признается указанное имущество, в том числе земельные участки.
Указанные нормативные затраты используются для расчета объема субсидии на выполнение государственного задания. При этом документом, определяющим направления использования бюджетным учреждением субсидии на выполнение государственного задания, является план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее - план ФХД), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, в соответствии с Требованиями к плану ФХД, установленными Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 N 81н.
В соответствии с п. 11 Требований к плану ФХД плановые показатели по выплатам формируются учреждением в разрезе выплат в том числе на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда, услуги связи, транспортные, коммунальные услуги, арендную плату за пользование имуществом, услуги по содержанию имущества, прочие услуги, пособия по социальной помощи населению, приобретение основных средств, приобретение нематериальных активов, материальных запасов, прочие расходы.
Положениями п. 12 Требований к плану ФХД установлено, что при принятии органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, решения о раздельном формировании плановых показателей по выплатам, связанным с выполнением учреждением государственного задания, объемы указанных выплат в пределах общего объема субсидии на выполнение государственного задания могут устанавливаться по отдельным статьям расходов с превышением нормативных затрат, определенных в порядке, предусмотренном Правительством РФ, в соответствии с п. 4 ст. 69.2 БК РФ.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" субсидии на выполнение государственного задания поступают бюджетным учреждениям на лицевые счета, открытые им в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования), и используются бюджетными учреждениями в пределах остатка средств, отраженных на их лицевых счетах, без представления документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.
Таким образом, законодательством РФ не установлено требование о том, что плановые показатели по выплатам, отраженные в плане, должны соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам, использованным при расчете субсидии на выполнение государственного задания.
Исходя из изложенного, по мнению Минфина, высказанному в Письме от 29.01.2013 N 02-13-06/293, в случае достижения экономии средств, образовавшейся в результате выполнения государственного задания, указанные средства могут быть перераспределены в зависимости от потребности учреждения с обязательным уточнением плана в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения.
При этом корректировка нормативных затрат, используемых при расчете объема субсидии на выполнение государственного задания, в соответствии с законодательством РФ не требуется. Однако указанные перераспределения не должны влиять на выполнение показателей объема и качества государственных услуг, утвержденных в государственном задании.
А. Гусев,
к. п. н., эксперт журнала
"Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 июня 2013 г.
"Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
*(2) Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 352 "Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"