Открытие, ведение и закрытие лицевых счетов: новый порядок
17 апреля 2013 года в Минюсте зарегистрирован Приказ Федерального казначейства от 29.12.2012 N 24н, утвердивший Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства (далее - Порядок N 24н). Этот документ заменил ранее действовавший Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утвержденный Приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 N 7н (далее - Порядок N 7н). То, как в соответствии с новым порядком открываются государственным (муниципальным) учреждениям лицевые счета в ОФК и как они ведутся и закрываются, рассмотрим в данной статье.
Порядок N 24н, как и Порядок N 7н, распространяется не только на участников бюджетного процесса, но и на бюджетные (автономные) учреждения, а также на их обособленные подразделения. Из участников бюджетного процесса в данной статье речь пойдет только об учреждениях, являющихся получателями бюджетных средств, а также выполняющих функции получателей бюджетных средств в рамках переданных им бюджетных полномочий.
Виды лицевых счетов
В соответствии с п. 4-6 Порядка N 24н для учета операций, осуществляемых получателями бюджетных средств, бюджетными (автономными) учреждениями, органами Федерального казначейства (ОФК), открываются и ведутся следующие лицевые счета:
- лицевой счет получателя бюджетных средств. Такой счет предназначается для учета бюджетных данных, полученных получателем бюджетных средств; для отражения операций получателя бюджетных средств по распределению лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) КОСГУ в пределах доведенных получателю ЛБО (при наличии соответствующих бюджетных полномочий у получателя бюджетных средств); для учета принятых получателем бюджетных средств бюджетных обязательств и оплаты денежных обязательств, осуществления получателем бюджетных средств бюджетных операций за счет средств бюджета (в том числе в иностранной валюте и (или) из источника дополнительного бюджетного финансирования). Стоит отметить, что ранее на этом лицевом счете также учитывались операции со средствами от приносящей доход деятельности (пп. 3 п. 2.1 Порядка N 7н), а теперь данное положение исключено;
- лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, который предназначен для отражения операций получателя бюджетных средств со средствами, поступающими в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, в соответствии с заключенным соглашением*(1) во временное распоряжение получателя бюджетных средств;
- лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств, служащий для отражения операций получателя бюджетных средств, бюджетного (автономного) учреждения либо организации, принявших бюджетные полномочия в соответствии с переданными бюджетными полномочиями получателя бюджетных средств;
- лицевой счет бюджетного учреждения, предназначенный для учета операций со средствами бюджетных учреждений (за исключением субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ);
- отдельный лицевой счет бюджетного учреждения, который предназначен для учета операций со средствами, предоставленными бюджетным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций;
- лицевой счет автономного учреждения, на котором учитываются операции со средствами автономных учреждений (за исключением субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций, предоставленных автономным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ);
- отдельный лицевой счет автономного учреждения, предназначенный для учета операций со средствами, предоставленными автономным учреждениям из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ в виде субсидий на иные цели, а также бюджетных инвестиций.
Порядок открытия лицевых счетов
Для открытия лицевого счета учреждение представляет в ОФК по месту обслуживания следующие документы на бумажном носителе (п. 12, 13 Порядка N 24н):
- заявление на открытие лицевого счета (ф. 0531752), заполненное в соответствии с п. 14 Порядка N 24н;
- карточку образцов подписей к лицевым счетам (ф. 0531753), заполненную в соответствии с п. 15, 18 Порядка N 24н.
Данные документы подписываются:
- руководителем учреждения (уполномоченным руководителем лицом, с указанием должности), с расшифровкой подписи, содержащей фамилию и инициалы;
- главным бухгалтером учреждения (уполномоченным руководителем лицом, с указанием должности), с расшифровкой подписи, содержащей фамилию и инициалы, и указанием даты подписания.
Дополнительно в целях открытия лицевого счета в ОФК нужно представить (п. 41, 112 Порядка N 24н):
- копию учредительного документа, заверенную учредителем либо нотариусом, копию положения об обособленном подразделении (в случае открытия лицевого счета обособленному подразделению учреждения);
- копию документа о государственной регистрации юридического лица, заверенную учредителем, нотариусом либо органом, осуществляющим государственную регистрацию;
- копию свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ, копию уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица (в случае открытия лицевого счета обособленному подразделению учреждения), заверенные выдавшим их налоговым органом либо нотариусом.
При открытии лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств, помимо заявления на открытие лицевого счета и карточки образцов подписей, учреждение представляет в ОФК (п. 43 Порядка N 24н):
- копию документа о передаче бюджетных полномочий, заверенную получателем средств федерального бюджета, передающим свои бюджетные полномочия, либо нотариусом;
- копию учредительного документа получателя средств федерального бюджета, передающего бюджетные полномочия, заверенную учредителем либо нотариусом;
- копию свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ (получателя средств федерального бюджета, передающего бюджетные полномочия), заверенную выдавшим их налоговым органом либо нотариусом.
Если учреждению уже открыт какой-либо лицевой счет, представление карточки образцов подписей для открытия других лицевых счетов не требуется, при условии что лица, имеющие право подписывать документы, остаются прежними.
Не требуется карточка образцов подписей и при электронном документообороте с использованием электронной подписи (ЭП), осуществляемом в соответствии с договорами (соглашениями), заключаемыми между ОФК и клиентами (п. 16 Порядка N 24н).
Образцы подписей заверяются в следующем порядке (п. 18 Порядка N 24н):
- в отношении получателя бюджетных средств - руководителем (уполномоченным им лицом) соответствующего финансового органа субъекта РФ (муниципального образования);
- в отношении бюджетного (автономного) учреждения, его обособленного подразделения - соответственно, руководителем (уполномоченным им лицом) учредителя бюджетного (автономного) учреждения, вышестоящего учреждения, вышестоящей организации.
После представления документов, необходимых для открытия лицевого счета, ОФК в течение пяти дней осуществляет их проверку (п. 20 Порядка N 24н).
Обратите внимание! Наличие исправлений в представленных в ОФК документах для открытия лицевого счета не допускается (п. 19 Порядка N 24н).
Согласно п. 22 Порядка N 24н лицевой счет считается открытым с момента внесения уполномоченным работником ОФК записи о его открытии в книгу регистрации лицевых счетов. Лицевому счету присваивается номер, который указывается в выписке из лицевого счета. Эта выписка предоставляется клиенту не позднее следующего рабочего дня после открытия лицевого счета.
Ведение лицевых счетов
Лицевые счета ОФК ведутся в соответствии с разд. III Порядка N 24н.
Операции со средствами на лицевых счетах отражаются нарастающим итогом в пределах текущего финансового года. При этом показатели лицевых счетов отражаются в структуре кодов бюджетной классификации (п. 140 Порядка N 24н).
На лицевых счетах, как правило, отражаются операции по поступлению и выплате средств. При этом на лицевых счетах получателей бюджетных средств дополнительно отражаются операции по доведению бюджетных данных (ассигнований, ЛБО, предельных объемов финансирования), а также постановка на учет бюджетных обязательств.
Сверку операций, учтенных на лицевых счетах, с учреждениями ОФК осуществляет путем предоставления им выписки из лицевого счета (с копиями документов, служащих основанием для отражения операций на лицевом счете) на бумажном носителе или в электронном виде согласно договору об обмене электронными документами (п. 159 Порядка N 24н). Такие выписки формируются по всем видам лицевых счетов в разрезе первичных документов по операциям за соответствующий операционный день. Они предоставляются не позднее следующего операционного дня после совершения операции (подтверждения банком проведения банковской операции) с приложением документов, служащих основанием для отражения операций на лицевых счетах.
При бумажном документообороте на выписке и на каждом приложенном к ней документе ОФК ставит отметку об исполнении с указанием даты, должности, фамилии, инициалов и подписи уполномоченного работника ОФК. При необходимости подтверждения операций, произведенных на лицевом счете при электронном документообороте с применением ЭП, данная отметка проставляется ОФК на копиях документов на бумажном носителе, представленных клиентом в ОФК, после проверки приведенной в них информации на ее соответствие данным, содержащимся в соответствующем электронном документе, хранящемся в информационной базе ОФК.
Закрытие лицевых счетов
Лицевые счета закрываются в следующих случаях (п. 62, 125 Порядка N 24н):
- при реорганизации (ликвидации) учреждения;
- при реорганизации (ликвидации) ОФК, открывшего лицевой счет;
- при изменении типа учреждения;
- при изменении подведомственности учреждения;
- при отмене бюджетных полномочий учреждения для отражения операций, по выполнению которых открывался лицевой счет;
- при переводе учреждения на обслуживание в другой ОФК;
- в иных случаях, предусмотренных бюджетным законодательством РФ.
Закрытие соответствующего лицевого счета осуществляется на основании заявления на закрытие лицевого счета (ф. 0531757), представленного учреждением (ликвидационной комиссией) на бумажном носителе в ОФК по месту обслуживания. Согласно п. 30 Порядка N 24н такое заявление оформляется по каждому лицевому счету, открытому ОФК, который требуется закрыть (п. 29 Порядка N 24н).
В соответствии с Порядком N 24н дополнительно к заявлению для закрытия лицевого счета в ОФК представляются следующие документы:
- копия документа о реорганизации (ликвидации) учреждения, а в случае назначения ликвидационной комиссии также копия документа о назначении ликвидационной комиссии с указанием в нем срока действия комиссии и заверенная карточка образцов подписей, оформленная ликвидационной комиссией, - при реорганизации (ликвидации) учреждения (п. 65, 126);
- копия документа об изменении типа учреждения - при изменении типа учреждения (п. 66);
- письмо участника бюджетного процесса (вышестоящего учреждения), создавшего обособленное подразделение, о решении закрыть данный лицевой счет - при закрытии лицевого счета, открытого обособленному подразделению (п. 64, 125).
В течение пяти рабочих дней после поступления заявления на закрытие лицевого счета и соответствующих документов ОФК проверяет реквизиты, предусмотренные к заполнению учреждением (п. 31 Порядка N 24н).
При приеме документов на закрытие лицевого счета клиенту ОФК также проверяет:
- соответствие формы представленного заявления на закрытие лицевого счета форме согласно приложению 6 к Порядку N 24н;
- наличие полного пакета документов, необходимых для закрытия лицевого счета.
Стоит отметить, что наличие исправлений в представленных в ОФК документах на закрытие лицевого счета не допускается.
На основании документов, представленных учреждением для закрытия соответствующего лицевого счета и прошедших проверку согласно требованиям, установленным Порядком N 24н, ОФК не позднее следующего рабочего дня после завершения проверки документов прекращает отражение операций на закрываемом лицевом счете (за исключением операций по перечислению клиентом остатка денежных средств по назначению) и осуществляет сверку показателей, учтенных на данном лицевом счете, путем предоставления клиенту на бумажном носителе (в электронном виде, если это предусмотрено договором об обмене электронными документами) отчетов о состоянии лицевого счета (п. 71, 128 Порядка N 24н).
Лицевые счета учреждений закрываются при отсутствии на них учтенных показателей и остатка денежных средств (п. 72, 129 Порядка N 24н).
Денежные средства, поступившие на счет ОФК после прекращения операций на закрываемом лицевом счете или после закрытия лицевого счета, перечисляются исходя из реквизитов, указанных учреждением в заявлении на закрытие лицевого счета, а в случае отсутствия таких реквизитов возвращаются в установленном порядке отправителю (п. 73, 131 Порядка N 24н).
После закрытия лицевого счета работник ОФК вносит запись о закрытии лицевого счета в книгу регистрации лицевых счетов.
Л. Ларцева,
эксперт журнала
"Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подразумевается соглашение об осуществлении ОФК отдельных функций по исполнению бюджета субъекта РФ (местного бюджета) в условиях кассового обслуживания ими исполнения бюджета субъекта РФ (местного бюджета), заключенное с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (местной администрацией муниципального образования) (п. 1 Порядка N 24н).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"