Одним из видов деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения в соответствии с уставом является предоставление в аренду принадлежащих на праве оперативного управления помещений. С согласия учредителя был заключен договор на аренду пищеблока. Арендная плата включает НДС, который подлежит перечислению в бюджет.
Так как в случае сдачи в аренду недвижимого имущества, закрепленного за учреждением, финансовое обеспечение содержания его за счет субсидий на выполнение муниципального задания не осуществляется, пищеблок был отремонтирован за счет собственных средств учреждения. Работы были проведены подрядной организацией, их общая стоимость составила 171 100 руб. (в том числе НДС - 26 100 руб.), а сумма поступлений от сдачи в аренду помещения - 59 000 руб. (в том числе НДС - 9 000 руб.). Вся документация (договор, акт выполненных работ, счет-фактура и пр.) имеется. Правомерно ли в данном случае возмещение НДС?
При передаче имущества в аренду правоотношения сторон регулируются гл. 34 ГК РФ. Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику (ст. 608 ГК РФ). По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется передать арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (п. 1 ст. 606 ГК РФ). Арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Примечание. На основании п. 1 ст. 616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иным правовым актом, договором аренды.
Предоставление имущества в аренду относится к приносящей доход деятельности, а поступающие при ее осуществлении суммы являются собственными средствами бюджетного учреждения. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением, финансовое обеспечение содержания этого имущества учредителем не осуществляется (абз. 3 п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"), следовательно, на ремонт арендованного имущества направляются средства, поступившие в виде арендных платежей.
Примечание. В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ бюджетное учреждение вправе принять к вычету НДС, предъявленный подрядчиком в общей стоимости выполненных им работ по капитальному ремонту.
Предоставление бюджетным учреждением имущества в аренду является операцией, облагаемой НДС на основании пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ. Налоговая база в данном случае определяется как стоимость аренды без учета НДС.
В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, начисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1-3 п. 1 ст. 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями ст. 176 НК РФ. Согласно установленному данной статьей общему порядку возмещение НДС осуществляется после проведения камеральной налоговой проверки соответствующей налоговой декларации и подтверждения налоговым органом права на указанное возмещение.
Камеральная проверка обоснованности возмещения суммы налога, заявленной налогоплательщиком в налоговой декларации, проводится налоговым органом в течение трех месяцев со дня представления данной декларации в порядке, установленном ст. 88 НК РФ. При подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная проверка проводится на основе этих деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с кодексом (п. 8 ст. 88 НК РФ). Документы представляются в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования налогового органа на основании п. 3 ст. 93 НК РФ.
Примечание. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика необходимые документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.
По окончании проверки налоговый орган в течение семи дней обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
При наличии у налогоплательщика недоимки по НДС, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или возмещению в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговый орган самостоятельно производит зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанной недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам в соответствии с п. 4 ст. 176 и ст. 78 НК РФ. Решение о зачете (возврате) суммы НДС, подлежащей возмещению, принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога полностью или частично (п. 7 ст. 176 НК РФ). В случае если сумма НДС, подлежащая возмещению, превышает сумму недоимки по НДС, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, оставшаяся сумма НДС возмещается в установленном порядке по заявлению налогоплательщика.
Примечание. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме о принятом решении о возмещении (полностью или частично), зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, либо об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения (п. 9 ст. 176 НК РФ).
Следовательно, на свой счет учреждение может получить разницу между суммой налога, заявленной к возмещению по декларации, и суммой всех не погашенных недоимок по налогам. Чтобы определить, какая сумма налога поступит, следует проверить сумму задолженности по налогам, пеням или штрафам, которые будут зачтены, например, при сверке расчетов с ИФНС.
Таким образом, учреждение вправе представить декларацию по НДС к возмещению. Все необходимые для подтверждения права на вычет документы представляются для проведения проверки в соответствии с письменным требованием налогового органа. Если по результатам камеральной проверки не будут обнаружены факты неотражения или неполноты отражения сведений в декларации и нарушения законодательства о налогах и сборах, то свое решение по способу возмещения налога (зачет, возврат) налоговый орган обязан представить в письменной форме.
Т.П. Кочнова,
заместитель главного бухгалтера Минобрнауки РФ
1 мая 2013 г.
"Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 3, май-июнь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"