Исполнение обязанностей, возложенных на осуждённых при их условно-досрочном освобождении
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Уголовного кодекса РФ лицо, отбывающее содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания.
При этом согласно ч. 2 ст. 79 УК, применяя условно-досрочное освобождение, суд может возложить на осуждённого обязанности, предусмотренные ч. 5 ст. 73 УК, которые должны им исполняться в течение оставшейся не отбытой части наказания.
Положениями ч. 5 ст. 73 УК предусмотрено, что суд, назначая условное осуждение, возлагает на условно осуждённого с учётом его возраста, трудоспособности и состояния здоровья исполнение определённых обязанностей: не менять постоянного места жительства, работы, учёбы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осуждённого, не посещать определённые места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, трудиться (трудоустроиться) либо продолжить обучение в общеобразовательном учреждении. Также установлено, что суд может возложить на условно осуждённого исполнение и других обязанностей, способствующих его исправлению.
Сложившаяся на территории Российской Федерации правоприменительная практика по реализации института условно-досрочного освобождения осуждённых от отбывания наказания в виде лишения свободы, свидетельствует о её неоднозначности, отсутствии чёткого понимания, знаний требований действующего законодательства, регулирующего эту сферу уголовно-правовых отношений, наличии "вакуума" в части существования каких-либо норм, регулирующих указанные вопросы, а также отсутствии определённости у правоприменителей по вопросам, связанным с определением органа, которому принадлежит право контроля исполнения возложенных судом обязанностей и принятия необходимых мер реагирования.
Суды при удовлетворении ходатайств осуждённых контроль за исполнением ими обязанностей возлагают на различные органы. В некоторых субъектах РФ контроль возлагается на сотрудников уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России, в других же - на сотрудников полиции районных отделов министерства внутренних дел РФ, что свидетельствует о плохом знании правоприменителями действующего законодательства РФ.
При этом ежегодно в России из исправительных учреждений освобождается условно-досрочно не менее 100 тыс. осуждённых с возложением на них различных обязанностей, контроль за которыми на практике фактически не осуществляется.
В связи с изложенным проанализируем уголовное, уголовно-исполнительное, иное действующее законодательство РФ, а также ведомственные нормативные правовые акты, связанные с реализацией указанных положений законов.
Согласно ч. 6 ст. 73 УК контроль за поведением условно осуждённого осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений.
В то же время в соответствии с ч. 6 ст. 79 УК контроль за поведением лица, освобождённого условно-досрочно, осуществляется также уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений.
Несмотря на то, что законодателем определено, что контроль в отношении обеих категорий осуждённых осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, не определено, какой именно орган должен осуществлять контроль выполнения осуждённым, не являющимся военным, возложенных на него судом при условно-досрочном освобождении обязанностей.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 187 Уголовно-исполнительного кодекса РФ контроль за поведением условно осуждённых в течение испытательного срока осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства условно осуждённых, а в отношении условно осуждённых военнослужащих - командованием их воинских частей.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 187 УИК только в порядке, предусмотренном законодательством РФ и нормативными правовыми актами, к осуществлению контроля за поведением условно осуждённых привлекаются работники соответствующих служб органов внутренних дел.
Таким образом, УК и УИК не устанавливают обязанность сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, сотрудников полиции, а также других силовых ведомств осуществлять контроль за лицами, условно-досрочно освобождёнными из мест лишения свободы.
При этом для осуществления контроля за поведением условно осуждённых приказом Минюста России от 20 мая 2009 г. N 142 утверждена Инструкция по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, которой установлен порядок осуществления контроля за поведением условно осуждённых, состоящих на учёте в уголовно-исполнительных инспекциях, положения которой распространяются, соответственно, только на сотрудников указанных органов.
В инструкции детально прописан порядок осуществления контроля за указанной категорией осуждённых, сроки, порядок применения, а также виды мер, принимаемых для исполнений приговоров суда, направленных на исправление осуждённых, с приложением образцов необходимых для этого документов.
При этом надзор за исполнением уже сотрудниками уголовно-исполнительной системы своих обязанностей возложен на прокуратуру РФ, в связи с чем Генеральным прокурором РФ издан приказ от 30 января 2007 г. N 19 "Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", которым установлено, что прокурорам необходимо не реже одного раза в квартал проверять исполнение законов в уголовно-исполнительных инспекциях.
В то же время в соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" на неё возлагаются в том числе осуществление контроля (надзора) за соблюдением лицами, освобождёнными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений; обязанность участвовать в осуществлении контроля за поведением осуждённых, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно.
Под осуществлением контроля (надзора) за соблюдением лицами, освобождёнными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений, понимается деятельность, связанная с реализацией положений Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". Приказом МВД России от 8 июля 2011 г. N 818 утверждён порядок осуществления административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы.
Кроме того, п. 18.5 приказа МВД России от 16 сентября 2002 г. N 900 "О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции" установлено, что участковые должны заводить на лиц, состоящих на учёте в органе внутренних дел, контрольную карточку, а на лиц, освобождённых из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом, - учётно-профилактическое дело.
При этом под действие указанных закона и приказов, по нашему мнению, не подпадают лица, условно-досрочно освобождённые от дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы, на которых возложены обязанности, например: трудоустроиться, не менять постоянного места жительства, работы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением осуждённого, а также некоторые другие обязанности, по мнению суда, способствующие исправлению осуждённого.
В настоящее время нет законов и иных ведомственных нормативных правовых актов, не только детально, а вообще каким-либо образом регулирующих указанные правоотношения.
Таким образом, при отсутствии законодательного регулирования осуждённые, условно-досрочно освобождённые, фактически остаются безнадзорными, решения суда в этой части не выполняются, контроль не осуществляется, меры реагирования не принимаются, что, в свою очередь, негативно сказывается на задачах уголовного судопроизводства (исправление осуждённых и предупреждение совершения ими новых преступлений).
Кроме того, согласно п. "а" ч. 7 ст. 79 УК, если в течение оставшейся не отбытой части наказания осуждённый совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, или злостно уклонился от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении условно-досрочного освобождения, суд по представлению органов, указанных в ч. 6 этой статьи, может постановить об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся не отбытой части наказания.
При этом ни УК, ни УИК не раскрывают понятие "злостное уклонение" от исполнения обязанностей, не предусматривают порядка, сроков, а также обязанности конкретного органа на внесение в суд представления об отмене условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.
Анализ приведённых норм, по нашему мнению, позволяет сделать вывод об отсутствии правовых основания для применения положений норм УК и УИК, регулирующих условия и порядок отбывания условного наказания, к лицам, условно-досрочно освобождённым от отбывания наказания в виде лишения свободы.
Вместе с тем полагаем, что с учётом определённой специфики, а также сходства порядка исполнения обязанностей условно осуждёнными и условно-досрочно освобождёнными на практике, уже при наличии у сотрудников уголовно-исполнительной системы наработанного опыта, целесообразно возложить контроль за исполнением указанных обязанностей на сотрудников уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России в целях незамедлительного искоренения существующей на сегодняшний день порочной практики неосуществления контроля за условно-досрочно освобождёнными из исправительных колоний осуждёнными путём внесения незначительных изменений в УК, УИК и приказ Минюста России от 20 мая 2009 г. N 142, что, по мнению автора, будет логичным и обоснованным.
М. Гончаров,
старший помощник Тайшетского
межрайонного прокурора Иркутской области
"Законность", N 6, июнь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.