Рассмотрение и разрешение сообщений о преступлениях в учреждениях и органах ФСИН
Согласно ч.ч. 1 и 5 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершённом или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.
Отказ в приёме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК.
Пунктами 7 и 24 ст. 5 УПК определено, что дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания и иные полномочия, предусмотренные УПК, а органами дознания - государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК органы исполнительной власти, наделённые в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, относятся к органам дознания.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 13 ФЗ от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности" право осуществления такой деятельности предоставлено оперативным подразделениям Федеральной службы исполнения наказаний.
В силу этого обстоятельства по буквальному смыслу отсылочного п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК эти подразделения относятся к органам дознания. В других нормах УПК, имеющих характер "непосредственно работающих" (а не просто определяющих понятия), эта идея конкретизируется следующим образом: функцией дознания в системе ФСИН России наделены начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, входящих в эту систему (п. 5 ч. 2 ст. 157 УПК). Прежде всего здесь имеются в виду начальники исправительных учреждений: колоний-поселений, исправительных колоний общего, строгого и особого режима, воспитательных колоний, тюремных и лечебных исправительных учреждений (ст. 74 УИК).
Органом дознания является также начальник следственного изолятора, т.е. учреждения, предназначенного для содержания подозреваемых и обвиняемых (подсудимых и осуждённых) по уголовному делу, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также для исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении осуждённых, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (п. 1.1 Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ. Утверждено приказом Министерства юстиции РФ от 25 января 1999 г. N 20).
Компетенция органов дознания, о которых идёт речь, ограничена делами о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершённых сотрудниками исправительных учреждений или следственных изоляторов в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а также о преступлениях, совершённых в расположении указанных учреждений иными лицами, в том числе и в первую очередь отбывающими наказание, и лицами, в отношении которых заключение под стражу избрано в качестве меры пресечения.
Главный признак, который, по смыслу ч. 1 ст. 40 УПК, характеризует органы дознания, - это, как уже было сказано, наличие полномочий по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, под которой понимается проведение специальных разведывательных, по своей сущности, непроцессуальных мероприятий, связанных с использованием специальных, преимущественно негласных тактических и технических средств, направленных на получение информации о преступлении, лице, его совершившем, и об источниках доказательств. Эта деятельность основывается на ФЗ от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности".
Пунктом 8 ч. 1 ст. 13 ФЗ от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности" закреплено, что на территории Российской Федерации оперативные подразделения ФСИН вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность.
Из изложенного следует, что ФСИН является органом дознания, а должностные лица этого органа, уполномоченные осуществлять предварительное расследование в форме дознания, являются дознавателями.
Этот вывод подтверждается и положениями п. 5 ч. 2 ст. 157 УПК ("Производство неотложных следственных действий"). При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном ст. 146 УПК, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 157 УПК в этом случае неотложные следственные действия производят начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, как уже было сказано, по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершённых сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершённых в расположении указанных учреждений и органов, иными лицами.
В соответствии с ч. 3 ст. 157 УПК после производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа согласно п. 3 ст. 149 УПК.
Таким образом, в соответствии со ст. 157 УПК органу дознания в лице начальника исправительного учреждения либо должностного лица исправительного учреждения, назначенного начальником исправительного учреждения, необходимо при наличии поводов и основания, предусмотренных в ст. 140 УПК, возбудить уголовное дело и провести необходимые неотложные следственные действия в установленный УПК десятидневный срок.
В соответствии со ст. 150 УПК предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания. Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК.
По письменному указанию прокурора уголовные дела, обозначенные в п. 1 ч. 3 этой статьи, могут быть переданы для производства предварительного следствия.
Как было указано выше, начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы производят неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершённых сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершённых в расположении указанных учреждений и органов иными лицами.
Как правило, сотрудники исправительных учреждений совершают преступления, предусмотренные гл. 30 УК, - преступления против государственной власти, интересов государственной службы, преступления, предусмотренные ст. 228, 228.1 УК, а также некоторые другие преступления.
В соответствии со ст. 151 УПК расследование указанных категорий преступлений, совершённых должностными лицами уголовно-исполнительной системы, производится в основном следователями Следственного комитета РФ.
В то же время в ст. 151 УПК, определяющей подследственность, органы Федеральной службы исполнения наказаний не упоминаются. Это значит, что круг органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и круг органов дознания не совпадают и что законодателем в этом смысле допущена неточность. Более того, в определении круга органов дознания по признаку их оперативно-розыскных функций кроется существенный недостаток.
В истории института дознания этот признак действительно был решающим. Под дознанием понималось полицейское расследование преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких, которое основывалось на сочетании оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных средств, при главенствующей и опережающей роли первых, т.е. негласных, гибких, разведывательных. Спустя короткое время материалы дознания передавались следователю. Современное же дознание - сугубо процессуальная деятельность по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести (их перечень содержится в ч. 3 ст. 150 УПК), а дознаватель - должностное лицо, которое не имеет отношения к оперативно-розыскной работе по делу. Таким образом, оперативно-розыскная деятельность является не единственным фактором, определяющим понятие органа дознания.
Анализируя действующее уголовно-процессуальное законодательство в части уголовно-процессуальных полномочий органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, следует признать, что правом принимать решения в полном объёме о возбуждении или отказе в возбуждении уголовных дел органы ФСИН России не обладают.
Они вправе разрешать сообщения о преступлениях в соответствии со ст. 145 УПК и по результатам рассмотрения сообщения о преступлении принимать как орган дознания одно из следующих решений, предусмотренных ст. 145 УПК:
1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК (в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 157 УПК);
2) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК, а по уголовным делам частного обвинения - в суд согласно ч. 2 ст. 20 УПК.
О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать решение и порядок обжалования.
В случае принятия решения, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК, орган дознания, дознаватель принимает меры по сохранению следов преступления.
Это требование УПК отражено и в приказе Генерального прокурора РФ от 5 сентября 2011 г. N 277 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия".
В пункте 1.1 приказа указано, что проверки исполнения требований УПК и иных федеральных законов при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях следует проводить систематически, не реже одного раза в месяц, в том числе и в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Конкретная регламентация действий начальников и других должностных лиц учреждений и органов уголовно-исполнительной системы отражена в Инструкции о приёме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях, утверждённой приказом Министерства юстиции РФ от 11 июля 2006 г. N 250.
Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что органы ФСИН России обладают так называемыми "усечёнными" полномочиями при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях и проведении дознания по уголовным делам.
Сфера компетенции органов уголовно-исполнительной системы РФ ограничена полномочиями по приёму, регистрации и передаче материалов проверки в соответствии с требованиями ст. 151 УПК органам следствия и дознания Следственного комитета РФ, МВД России, ФСКН России, ФСБ России. Принимать же решение по материалам процессуальной проверки и выносить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в соответствии со ст. 146, 151 УПК органы уголовно-исполнительной системы РФ не вправе.
Исключением являются случаи, предусмотренные п. 5 ч. 2 ст. 157 УПК, когда начальниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы возбуждаются уголовные дела о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершённых сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершённых в расположении указанных учреждений и органов иными лицами, и по ним производятся неотложные следственные действия. Уголовные дела затем незамедлительно передаются по подследственности в соответствии с положениями ст. 151 УПК.
Представляется, что эти случаи предусмотрены для исправительных учреждений, расположенных в труднодоступных районах и местностях либо на значительных расстояниях от места базирования следователей Следственного комитета РФ, следователей органов внутренних дел, следователей органов федеральной службы безопасности, следователей органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Таким образом, с целью чёткого законодательного закрепления процессуального положения учреждений и органов уголовно-исполнительной системы необходимо дополнить ч. 3 ст. 151 УПК пунктом 9 о производстве дознания дознавателями органов ФСИН по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершённых сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершённых в расположении указанных учреждений и органов.
Следует также закрепить, что уголовные дела затем незамедлительно передаются по подследственности в соответствии с положениями ст. 151 УПК.
Н. Митин,
Хабаровский прокурор по надзору
за соблюдением законов в ИУ
"Законность", N 6, июнь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.