Отпуск для работников Крайнего Севера
Как известно, труд в районах Крайнего Севера связан с неблагоприятным воздействием на организм человека различных природно-климатических факторов. В связи с этим государство предоставляет ряд гарантий и компенсаций лицам, трудящимся в таких районах. Одной из таких гарантий является дополнительный отпуск. О его продолжительности и случаях его предоставления расскажем в статье.
Нормативное регулирование
Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера*(1) и приравненных к ним местностях, установлены гл. 50 ТК РФ. И первой статьей данной главы определено, что гарантии и компенсации указанным лицам устанавливаются ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов РФ, органов местного самоуправления и работодателей.
Кроме Трудового кодекса, о гарантиях "северянам" говорится в Законе РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон N 4520-1).
К сведению. Гарантии и компенсации, установленные для граждан - работников организаций, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, являются расходными обязательствами субъектов РФ, а для работников организаций, финансируемых за счет местных бюджетов, - расходными обязательствами муниципальных образований.
Кроме того, в части, не противоречащей указанным выше законам, действуют:
- Приказ Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2 "Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами" (далее - Инструкция N 2);
- Постановление Правительства РФ от 07.10.1993 N 1012 "О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера" (далее - Постановление N 1012);
- Постановление Правительства РФ от 26.06.1999 N 692 "О порядке зачета срока военной службы в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда".
В соответствии с названными нормативными документами "северянам" предусмотрены следующие гарантии и компенсации:
- районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате;
- в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации;
- гарантии медицинского обслуживания;
- компенсация стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, а также расходов, связанных с переездом;
- сокращенная рабочая неделя;
- дополнительный выходной день;
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.
Конечно, предусматриваются и иные гарантии и компенсации, например, льготное пенсионное и социальное обеспечение, но мы остановимся на дополнительных отпусках и рассмотрим их подробнее.
Кто имеет право на дополнительный оплачиваемый отпуск?
В соответствии со ст. 1 Закона N 4520-1 его действие распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях. В случаях, предусмотренных данным законом, гарантии и компенсации предоставляются:
- неработающим пенсионерам;
- военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил РФ;
- лицам, обучающимся в высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, а также членам семей, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности вместе с кормильцем.
Отдельно хотелось бы сказать о предоставлении дополнительного отпуска сотрудникам, проходящим службу в уголовно-исполнительной системе РФ. В Обзоре судебной практики ВС РФ за первый квартал 2012 года, утвержденном Президиумом ВС РФ 20.06.2012, указано, что служба в уголовно-исполнительной системе является особым видом государственной службы. Правовое положение сотрудников УИС определяется Законом РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и Положением о прохождении службы в органах внутренних дел*(2). В соответствии с п. 46 названного положения очередной ежегодный отпуск сотрудникам органов внутренних дел, проходящим службу в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, предоставляется продолжительностью 45 календарных дней. Поскольку сотрудникам УИС, несущим службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, полагается удлиненный ежегодный отпуск, который включает в себя отпуск за работу в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, положения Закона N 4520-1 на этих сотрудников не распространяются.
Также дополнительный отпуск предоставляется работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов (ст. 302 ТК РФ).
Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска
Статьей 116 ТК РФ установлено, что ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска получают в том числе работники, трудящиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Такие отпуска предоставляются с целью компенсировать воздействие неблагоприятных климатических факторов на здоровье работника и предоставить ему более продолжительный период для отдыха и восстановления сил и работоспособности. Продолжительность отпусков дифференцирована в зависимости от степени тяжести природно-климатических условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. Так, ст. 321 ТК РФ предусматривается, что:
- работающим в районах Крайнего Севера полагается дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 24 календарных дня;
- работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней.
При этом Законом N 4520-1 не забыты граждане, которые трудятся в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате. Таким работникам полагается восемь календарных дней дополнительного оплачиваемого отпуска (ст. 14).
К сведению. К иным районам Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка, например, относят южные районы Иркутской области и Красноярского края (Постановление Совмина СССР, ВЦСПС от 24.09.1989 N 794), Дальнего Востока, Республика Бурятия (Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 09.01.1986 N 53), отдельные районы Астраханской области (Постановление Совмина РСФСР от 17.08.1990 N 309) и др.
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются на общих основаниях:
- ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 дней (ст. 115 ТК РФ);
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 117 ТК РФ);
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день (ст. 119 ТК РФ).
Порядок предоставления и соединения оплачиваемых отпусков
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам по истечении шести месяцев работы у данного работодателя (ст. 322 ТК РФ). При этом дополнительный отпуск присоединяется к основному ежегодному оплачиваемому отпуску.
Продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях и определяется суммированием ежегодного основного и всех дополнительных ежегодных оплачиваемых отпусков.
По общему правилу, установленному ст. 120 ТК РФ, продолжительность суммированных ежегодных оплачиваемых отпусков максимальным пределом не ограничивается. Однако в ст. 322 ТК РФ содержится правило, согласно которому полное или частичное соединение ежегодных оплачиваемых отпусков лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, допускается не более чем за два года. При этом общая продолжительность предоставляемого отпуска не должна превышать шесть месяцев, включая время отпуска без сохранения заработной платы, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно.
Неиспользованная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая шесть месяцев, присоединяется к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску на следующий год.
Примечание. Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются (ст. 120 ТК РФ).
К сведению. По просьбе одного из работающих родителей (опекуна, попечителя) работодатель обязан предоставить ему ежегодный оплачиваемый отпуск или его часть (не менее 14 календарных дней) для сопровождения ребенка в возрасте до 18 лет, поступающего в образовательные учреждения среднего или высшего профессионального образования, расположенные в другой местности. При наличии двух и более детей отпуск для указанной цели предоставляется один раз для каждого ребенка (ст. 322 ТК РФ).
Полагается ли дополнительный оплачиваемый отпуск "северянам"-совместителям? Этот вопрос возникает нередко, так как в силу ст. 287 ТК РФ гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются только по основному месту работы. В качестве ответа приведем Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 24.12.2012 по делу N 33-11243.
Р. обратился в суд с иском к МБУЗ о признании незаконным приказа, которым установлен запрет на предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска совместителям за работу в районах Крайнего Севера. Норильский городской суд отказал ему в удовлетворении требований, ссылаясь на ст. 287 ТК РФ. Однако краевой суд посчитал такое решение неправильным и отменил его.
Свою позицию краевой суд обосновал так. Исходя из содержания норм Трудового кодекса отпуск, предоставляемый на основании ст. 321 ТК РФ, не является гарантией и компенсацией, так как представляет собой один из обязательных элементов режима рабочего времени и отдыха, регламентируется гл. 19 "Отпуска", включенной в разд. V "Время отдыха" ТК РФ, а не в разд. VII "Гарантии и компенсации". Следовательно, положения ст. 287 ТК РФ не распространяются на дополнительные отпуска, поскольку ч. 2 ст. 321 ТК РФ установлена специальная норма, по смыслу которой совместителям, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, дополнительный отпуск за работу в указанных районах и местностях предоставляется на общих основаниях.
Поэтому отказ в предоставлении дополнительного отпуска за работу в районах Крайнего Севера противоречит ст. 321 ТК РФ и нарушает права работника-совместителя, который работает в тяжелых климатических условиях не только на основном месте работы, но и по совместительству.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о стаже для предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска. В частности, на основании ст. 314 ТК РФ порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством РФ. Но в настоящее время соответствующего постановления не принято. Полагаем, что пока такого акта нет, в силу ст. 423 ТК РФ подлежат применению законодательные акты бывшего СССР - Инструкция N 2 и Постановление N 1012.
В соответствии с ними в трудовой стаж, дающий право на гарантии и компенсации лицам, работающим на Крайнем Севере, включается время работы в этих регионах по трудовому договору.
К сведению. Учителям школ и профессорско-преподавательскому составу высших и средних специальных и других учебных заведений, если они поступили на работу в данную школу или учебное заведение в начале учебного года и проработали полный учебный год, дополнительный отпуск предоставляется в период летних каникул одновременно с ежегодным основным отпуском (п. 36 Инструкции N 2).
В пункте 5.1 Инструкции указано, что работникам предприятий и организаций, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и в приравненные к ним местности из других районов страны, в стаж работы, дающий право на получение льгот, включаются календарные дни работы в названных районах и местностях, а также фактические дни нахождения в пути от места нахождения предприятия (пункта сбора) к месту работы и обратно.
Стаж работы, дающий право на получение гарантии в виде дополнительного отпуска в силу п. 21 Инструкции, определяется по продолжительности последней непрерывной работы на конкретном предприятии, а в некоторых случаях в него включается и время предыдущей работы или иной деятельности. При этом установлено, что трудовой стаж суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия.
Теперь давайте разберемся, какие периоды засчитываются в стаж для предоставления дополнительного отпуска за работу в северных районах, включается ли в него время нахождения сотрудника в командировке, на больничном, в неоплачиваемом отпуске.
На практике есть две точки зрения. Согласно первой порядок предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предусмотренного ст. 321 ТК РФ, аналогичен порядку предоставления ежегодного основного оплачиваемого отпуска, предусмотренного ст. 122 ТК РФ. Так, ФАС ЗСО в Постановлении от 22.10.2012 N А75-365/2012 указал, что периоды нахождения в служебной командировке и дополнительно оплачиваемом отпуске являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости. Суды сообщили: поскольку период нахождения в командировке приравнивается к работе, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Согласно второй точке зрения, если работник часть рабочего года проработал в районе Крайнего Севера, а другую часть - в иной местности, продолжительность дополнительного отпуска определяется пропорционально отработанному времени в соответствующем районе или местности: ведь, находясь в длительной командировке в местности с нормальными климатическими условиями, работник не испытывал сложностей, связанных с осуществлением трудовой деятельности в суровых условиях Севера, не нес связанные с ними повышенные расходы на содержание жилья, лечение и др. Так, Московский областной суд в Определении от 27.12.2011 по делу N 33-29388 указал, что работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера из других районов, подсчет стажа работы следует производить исходя из календарных дней вахты и фактических дней нахождения в пути, предусмотренных графиками работы. Дополнительный отпуск в этом случае предоставляется пропорционально времени, проработанному в соответствующих условиях.
Итак, даже суды не могут однозначно решить вопрос о включении периода командировки в стаж. Мы придерживаемся первой точки зрения и считаем, что исключение из стажа для дополнительного отпуска периода служебной командировки в местность с нормальными климатическими условиями ухудшает положение работника в сравнении с тем, если бы этот стаж исчислялся по правилам ст. 121 ТК РФ как для ежегодного основного оплачиваемого отпуска.
Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно
На основании ст. 325 ТК РФ работники организаций, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе на личном, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 кг. Работодатель может это сделать один раз в два года при условии, что работник будет отдыхать в пределах территории РФ.
Организации, финансируемые из федерального бюджета, оплачивают также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.
Оплата стоимости проезда работника и членов его семьи личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.
Примечание. Право на компенсацию стоимости проезда к месту отдыха возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 455 (далее - Правила).
Для получения компенсации стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работнику необходимо написать заявление не позднее чем за две недели до начала отпуска (п. 11 Правил).
Оплату указанных расходов работодатель осуществляет не позднее чем за три рабочих дня до отъезда работника в отпуск, исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска. На основании п. 12 Правил работник учреждения обязан в течение трех рабочих дней с даты выхода на работу из отпуска представить отчет о произведенных расходах с приложением подлинников проездных и перевозочных документов (билетов, багажных квитанций, других транспортных документов), подтверждающих расходы работника и членов его семьи.
К сведению. Выплаты, предусмотренные ст. 325 ТК РФ, являются целевыми и не суммируются в случае, когда работник и члены его семьи своевременно не воспользовались правом на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.
Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, и членам его семьи только по основному месту работы работника.
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ; в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления; у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Т.В. Шадрина,
эксперт журнала "Отдел кадров
государственного (муниципального) учреждения"
"Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", N 6, июнь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Перечень таких районов утвержден Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 N 1029.
*(2) Утверждено Постановлением Верховного совета РФ от 23.12.1992 N 4202-1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"