Что следует понимать под группами (видами) МПЗ в целях применения ПБУ 5/01?
Организация самостоятельно распределяет запасы по видам и группам. С целью решения данной задачи можно воспользоваться понятиями из области торговли.
Обоснование. Согласно п. 23 ПБУ 5/01 МПЗ отражаются в бухгалтерской отчетности в соответствии с их классификацией (распределением по группам (видам)) исходя из способа использования в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг либо для управленческих нужд организации. Кроме того, выбор способа оценки себестоимости запасов при их передаче в производство и ином выбытии раскрывается по группам (видам). Однако в нормативных актах по бухгалтерскому учету отсутствуют как таковые понятия групп и видов МПЗ. В связи с этим обратимся к понятиям из области торговли, представленным в ГОСТ Р 51303-99 "Государственный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения"*(1).
Итак, группой товаров является совокупность товаров определенного класса, обладающих сходным составом потребительских свойств и показателей (например, верхняя одежда, белье, обувь, молочные продукты). В свою очередь, класс товаров - это совокупность товаров, имеющих аналогичное функциональное назначение. Класс товаров может быть представлен, например, швейными изделиями, трикотажными товарами, галантерейными товарами, культтоварами.
Под видом товаров по ГОСТ Р 51303-99 понимается совокупность товаров определенной группы, объединенных общим названием и назначением (например, костюм, платье, куклы, сапоги, телевизор, холодильник, видеомагнитофон, кровать, творог).
В итоге получается следующая цепочка. Существует, например, такой класс товаров, как швейные изделия. Из этого класса в отдельную группу товаров можно выделить, допустим, верхнюю одежду. В свою очередь, к отдельному виду товаров из группы верхней одежды можно отнести пальто.
В то же время в п. 42 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ содержится такая информация. Материалы - это вид запасов. К материалам относятся сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части, строительные и прочие материалы. В пункте 37 МСФО (IAS) 2 "Запасы" указано, что запасы, как правило, делятся на следующие виды: товары, сырье, материалы, незавершенное производство и готовая продукция. По торговой терминологии эти "виды" можно считать классами запасов.
В отдельный класс также можно выделить тару. Согласно п. 160 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ к отдельному виду запасов отнесена тара. Здесь же содержится информация о том, что бухгалтерский учет тары ведется по следующим видам:
- тара из древесины;
- тара из картона и бумаги;
- тара из металла;
- тара из пластмассы;
- тара из стекла;
- тара из тканей и нетканых материалов.
Используя терминологию из области торговли, делаем вывод, что тара - это отдельный класс запасов. Далее в отдельную группу можно выделить тару из древесины. А видом из такой группы тары может быть, например, бочка.
Кстати, в характеристике к счету 10, представленной в Инструкции по применению Плана счетов, указано: аналитический учет по счету 10 ведется по местам хранения материалов и их отдельным наименованиям (видам, сортам, размерам и т.д.).
Таким образом, при определении видов и групп МПЗ можно руководствоваться понятиями из области торговли. В то же время организации все равно придется распределять МПЗ по видам (группам) самостоятельно.
О.В. Давыдова,
редактор журнала "Промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 июня 2013 г.
"Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 11.08.1999 N 242-ст.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"