Охраняемый объект - обособленное подразделение?
Минфин России не дает однозначного ответа на вопрос, нужно ли регистрировать охраняемые объекты как обособленные подразделения или нет. Принимать решение по данному вопросу будет инспекция на основании представленных ЧОПом документов.
Нередко частные охранные предприятия (ЧОП) после заключения договора на охрану нового объекта сталкиваются с проблемой. Ее специфика обусловлена требованиями российского законодательства. В нем есть такое понятие, как "обособленное подразделение организации".
Налоговый кодекс предусматривает, что компания должна регистрировать обособленное подразделение по каждому объекту, где возникает более одного стационарного рабочего места.
Налоговый кодекс Российской Федерации
Иначе говоря, когда ЧОП заключает договор на оказание частных охранных услуг на срок более одного месяца, перед ним автоматически встает вопрос: нужно ли регистрировать обособленное подразделение по месту нахождения охраняемого объекта? Ведь фактически там будет находиться рабочее место как минимум для одного человека.
Трудовой кодекс Российской Федерации
Минфин России рекомендует обращаться за ответом на этот вопрос в инспекцию по месту нахождения и регистрации охранного предприятия*(1). Именно она в дальнейшем будет решать, ставить объект на учет как обособленное подразделение или нет. Можно ли как-то повлиять на решение инспекторов? Рассмотрим в статье.
Проблемы постановки объекта на учет
За непостановку подразделения фирмы на учет в качестве обособленного предусмотрена административная ответственность*(2) и ответственность согласно Налоговому кодексу *(3).
Поэтому компании нежелательно допускать ошибки в вопросе постановки (или не постановки) охраняемых объектов на учет в налоговой инспекции в качестве обособленных подразделений.
Отметим, что при постановке есть определенные сложности. Во-первых, ЧОП обременяется дополнительной работой по постановке на учет охраняемого объекта в качестве обособленного подразделения и снятию его с учета после окончания договорных отношений с клиентом.
Во-вторых, дополнительные функции лягут на плечи бухгалтера. Ему придется отдельно рассчитывать НДФЛ по сотрудникам, которые работают в обособленных подразделениях, отдельно уплачивать этот налог и подавать декларации в те инспекции, где зарегистрированы охраняемые объекты. Похожая ситуация возникает и с налогом на прибыль. Автоматически появляется необходимость уплачивать его (в части субъекта РФ) в территориальные инспекции по месту регистрации подразделений и предоставлять туда часть налоговой декларации (заполняется лист "расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организаций в бюджет субъекта РФ организацией, имеющей обособленные подразделения").
Позиция Минфина России
Недавно финансовое ведомство разъяснило*(4), что решение о постановке (не постановке) на учет охраняемого объекта в качестве обособленного подразделения принимает налоговая инспекция по месту нахождения объекта*(5) на основании предоставленных фирмой документов. ЧОП должно представить: договор об оказании охранных услуг, трудовой договор, документы об оборудовании объектов охраны и другие документы, из которых становится понятен характер взаимоотношений между охранным предприятием, его клиентом и охранником. Отметим, что перечень документов является открытым.
Однако Минфин России все же не дает однозначного ответа на вопрос, необходимо ли регистрировать в инспекции охраняемые объекты как обособленные подразделения или их можно считать обычными отделами в составе компании. При этом ЧОП не может самостоятельно принять решение по данному вопросу. Выход из данной ситуации все же есть. Фирме следует "помочь" налоговикам принять правильное решение, грамотно подготовив документы.
Что делать фирме
Еще до стадии переговоров с клиентом необходимо проработать типовую договорную документацию (речь идет о типовом договоре на оказание охранных услуг и трудовом договоре). В ней надо предусмотреть формулировки, дающие право избежать постановки охраняемых объектов на учет в качестве обособленного подразделения и при этом не нарушающие законодательство.
Рекомендуем обратить внимание на следующее:
1. Должны присутствовать формулировки, из которых бы следовало, что контроль за создаваемыми рабочими местами будет оставаться за заказчиком (как вариант можно предусмотреть тот факт, что заказчик имеет право изменить месторасположение рабочих мест).
2. Наличие указания в документах на то, что рабочие места оборудует заказчик.
3. Рекомендуем указывать адрес, по которому зарегистрировано ЧОП, или фактический адрес месторасположения головной организации и, соответственно, указывать возможность местных командировок, возможность присутствия работника на охраняемых объектах, но не прописывать, на каких конкретно. Напомним, что российское законодательство обязывает работодателя в трудовом договоре указывать адрес места работы сотрудника. Однако не стоит прописывать место работы как объект охраны.
Описанные выше меры помогут сэкономить время (не нужно будет согласовывать договор с каждым клиентом) и позволят избежать претензий со стороны инспекторов в будущем. При правильно сформулированных документах налоговики примут решение об отсутствии необходимости регистрировать обособленное подразделение, а фирма избавит себя от большой дополнительной работы.
С. Елин,
управляющий партнер аудиторско-консалтинговой группы "АИП"
"Актуальная бухгалтерия", N 7, июль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) письмо Минфина России от 30.04.2013 N 03-02-07/1/15201 (далее - Письмо)
*(2) п. 1 ст. 14.1 КоАП РФ
*(3) п. 1 ст. 116 НК РФ
*(4) см. Письмо
*(5) п. 9 ст. 83 НК РФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.