Организуем места для курения
Вот уже месяц, как действуют новые ограничения в отношении курения на рабочих местах и в большинстве общественных заведений*(1). В связи с этим работодателям нужно организовать для своих сотрудников специальные места или комнаты для курения.
Итак, с 1 июня 2013 года запрещено курение табака, в частности, на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях*(2). При этом по решению собственника имущества (иного лица, уполномоченного на то собственником) допускается курение табака в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции. Таким образом, за работодателем остается право выбора: организовывать такие "курилки" или нет. Если компания арендует офис, то возможны два варианта:
1. Организовать в одном из арендуемых помещений как минимум одно "место, комнату для курения". Разумеется, это приведет к дополнительным затратам. К тому же на оборудование таких мест потребуется разрешение собственника.
2. Довести до сведения своих работников информацию о местах для курения, организованных собственником здания. При этом обязанность оборудования "места, комнаты для курения" возлагается на последнего, если иное не предусмотрено договором аренды. Данный вариант к дополнительным затратам арендатора не приводит.
При выборе любого из вариантов запрет на курение на рабочих местах должен быть зафиксирован в локальном нормативном акте (в Приказе, в Правилах внутреннего трудового распорядка, в Правилах пожарной безопасности, Правилах охраны труда). Соответствующий запрет или ссылка на вышеуказанные акты должна присутствовать и в трудовом договоре. Со всеми указанными документами работник должен быть ознакомлен под личную подпись (в том числе в журналах по обучению и инструктажам по охране труда и пожарной безопасности).
Место для курения
Конкретных положений о том, как должны быть оборудованы места для курения, Закон N 15-ФЗ не содержит. Данные нормы есть, в частности, в санитарно-эпидемиологических правилах СП 2.2.1.1312-03 *(3). Например, такое положение: места для курения проектируются при работах всех групп производственных процессов и во избежание контакта некурящих с табачным дымом изолируются от всех санитарно-бытовых помещений. Кроме того, действуют правовые нормы, которыми установлены конкретные требования к местам для курения. Например, в местах для курения должна быть хорошая система вентиляции, чтобы табачный дым не мешал остальным работникам выполнять свою работу. При этом система вентиляции должна обеспечивать объем воздухообмена 10 куб. м/ч*(4). Температура воздуха в курительных помещениях в холодное время года должна быть не ниже 16°C, а кратность воздухообмена не менее 10 в час*(5). Расчетная температура и влажность в теплый период года не нормируются. Помимо этого, закрепляется, что расстояние от рабочих мест в производственных зданиях до курительных помещений должно быть не более 75 м, для инвалидов - не более 60 м, а от рабочих мест на территории предприятия - не более 150 м. Что касается площади курительных помещений при уборных или помещениях для отдыха, она должна быть 0,02 кв. м на человека.
В начале марта 2013 года Минздрав России обнародовал проекты приказов о требованиях к местам для курения табака на открытом воздухе и в помещении, а также о требованиях к знаку о запрете курения и к порядку его размещения. Согласно данным законопроектам специальные места на открытом воздухе для курения табака оснащаются:
- знаком "Место для курения" (см. рис. 3);
- пепельницами;
- искусственным освещением (в темное время суток);
- информационными материалами о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма.
Изолированные помещения для курения табака оборудуются:
- дверью или аналогичным устройством, препятствующим проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения,
- с внешней стороны которой размещен знак "Место для курения";
- пепельницами;
- искусственным освещением;
- огнетушителем;
- приточно-вытяжной системой вентиляции с механическим побуждением, обеспечивающей ассимиляцию загрязнений, выделяемых в процессе потребления табачных изделий, а также препятствующей проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения;
- информационными материалами о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма.
Чем грозит курение в неположенном месте?
За нарушение положений о запрете курения предусмотрены такие виды ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная.
Дисциплинарная ответственность
Применяется работодателем по отношению к работнику в соответствии с главой 30 Трудового кодекса. В этом случае основанием для применения мер являются нарушения:
- локальных актов о запрете курения;
- требований охраны труда;
- требований пожарной безопасности.
Для применения ответственности по отношению к работнику запрет на курение в неположенном месте должен быть закреплен в локальных актах организации. При этом работник должен был ознакомлен с ними под роспись.
Кроме того, по статье 21 Трудового кодекса работник обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, требования по охране труда и обеспечению безопасности труда. Нарушение в виде курения в неустановленном месте также является и невыполнением требований охраны труда, и нарушением правил пожарной безопасности. Даже при отсутствии в организации локальных нормативных актов, регламентирующих запрет на курение на рабочем месте, сотрудника можно за это наказать, но только как за нарушение требований охраны труда. Единственное требование при этом - своевременный и полный инструктаж данного сотрудника по охране труда и проверка его знаний.
Гражданско-правовая ответственность
Возникает в части возмещения вреда работодателем, причиненного жизни или здоровью гражданина - некурящего работника. Данный вид ответственности регулируется главой 59 Гражданского кодекса.
Обязанность работодателя - обеспечивать права работников на благоприятную среду без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. При причинении вреда работнику возмещению подлежит:
- утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь;
- дополнительно понесенные расходы, в том числе на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение*(6).
Объем и размер возмещения вреда, причитающегося потерпевшему в соответствии с данной нормой, могут быть увеличены законом или договором.
Административная ответственность
В Кодексе об административных правонарушениях на данный момент отсутствуют специальные меры за нарушение положений о запрете курения табака на рабочем месте, а также неисполнение работодателем обязанности по созданию специальных мест для курения. Некоторые специалисты полагают, что работодателя в случае нарушения им правил о специальных местах для курения можно привлечь к ответственности как за нарушения законодательства о труде и охране труда*(7). В этом случае предусмотрены штрафы в размере:
- для должностных лиц - от 1000 до 5000 рублей. Повторное наказание за аналогичное правонарушение влечет дисквалификацию на срок от года до трех лет;
- для юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Также могут быть применены нормы ответственности за нарушение противопожарного, санитарно-эпидемиологического и другого законодательства.
Заметки на полях. Стоит отметить, что установление запрета курения табака на рабочих местах или территориях относится не к обязанностям, а к правам работодателя.
Неисполнение требований относительно мест для курения, предусмотренных правилами пожарной безопасности, чревато предупреждением или штрафом в размере:
- для граждан - от 1000 до 1500 рублей;
- для должностных лиц - от 6000 до 15 000 рублей;
- для юридических лиц - от 150 000 до 200 000 рублей*(8).
Кроме того, возможны санкции за несоблюдение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. А именно, нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Как следствие - ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа в размере:
- на граждан - от 100 до 500 рублей;
- на должностных лиц - от 500 до 1000 рублей;
- на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток*(9).
К сведению: 14 мая 2013 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о штрафах за нарушение "антитабачного" закона*(10). Если документ пройдет все стадии и обретет форму закона, Кодекс об административных правонарушениях будет дополнен новыми видами санкций. Так, например, будет введен штраф за спонсорство табака. Он составит:
- для должностных лиц - от 5000 до 7000 рублей;
- для юридических лиц - от 80 000 до 150 000 рублей либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Штрафовать также будут за незаконную демонстрацию табачных изделий и процесса их потребления в информационной продукции, рекламу табака и стимулирование продажи табачной продукции. За продажу табачных изделий несовершеннолетнему лицу, помимо конфискации продукции, может грозить штраф:
- должностному лицу - от 8000 до 10 000 рублей;
- юридическому лицу - от 80 000 до 90 000 рублей.
Курение на запрещенных территориях гражданам может обернуться штрафом от 1000 до 1500 рублей.
Будет ли Законопроект принят в такой редакции, покажет время, но ориентироваться на указанные цифры можно уже сейчас.
О. Величко,
ведущий юрисконсульт группы правового
консалтинга Центра налогового и правового консультирования ГК "ИРБиС"
"Актуальная бухгалтерия", N 7, июль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ (далее - Закон N 15-ФЗ)
*(2) п. 9 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ
*(3) утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.04.2003 N 88
*(4) СНиП 31-05-2003, приняты пост. Госстроя РФ от 23.06.2003 N 108
*(5) СНиП 2.09.04-87, утв. приказом Минрегиона России от 27.12.2010 N 782
*(6) ст. 1085 ГК РФ
*(7) ст. 5.27 КоАП РФ
*(8) ст. 20.4 КоАП РФ
*(9) ст. 6.3 КоАП РФ
*(10) проект федерального закона N 222563-6 (далее - Законопроект)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.