Оформляя в штат экс-налоговика, компании важно учесть нормы трудового и антикоррупционного законодательства
Прием на работу бывшего налогового инспектора в настоящее время не редкость. Однако это может грозить компании штрафными санкциями. Все зависит от обязанностей такого служащего как на прошлом месте службы, так и на новой работе. Зачастую компаниям удается избежать штрафа, своевременно направив бывшему работодателю уведомление.
Условия приема на работу лиц, уволенных с муниципальной или государственной службы, указаны в статье 64.1 ТК РФ*(1). Так, бывшие чиновники вправе в течение двух лет после увольнения с государственной службы замещать должности в организациях только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Это правило действует в отношении госслужащих, поименованных в Перечне должностей, утвержденном Указом Президента РФ от 31.12.05 N 1574 "О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" (далее - Перечень должностей).
Кроме того, гражданин в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы вправе замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в этой организации работы (оказывать услуги) в течение месяца стоимостью более 100 000 руб. на условиях гражданско-правового договора с согласия соответствующей комиссии (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.08 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", далее - Закон о противодействии коррупции). Это ограничение распространяется на экс-чиновников, если отдельные функции государственного или муниципального (административного) управления данной организацией входили в их должностные (служебные) обязанности.
Работодатель в 10-дневный срок уведомляет инспекцию о заключении трудового договора с бывшим госслужащим
Принимая на работу бывшего налоговика, новый работодатель обязан в 10-дневный срок сообщить об этом представителю нанимателя служащего по последнему месту работы. Такое правило предусмотрено в том случае, если трудовой договор с экс-чиновником заключается в течение двух лет после его увольнения с государственной службы (ст. 64.1 ТК РФ).
В письме, направляемом в инспекцию, отражаются следующие сведения о гражданине и работодателе (образец оформления заявления представлен на с. 74):
- ФИО (1);
- число, месяц, год и место рождения (2);
- должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке) (3);
- полное и сокращенное наименование организации, в которую принимается на работу гражданин (4);
- дата и номер приказа или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу (5);
- дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, - срок его действия и обстоятельства, послужившие основанием для заключения срочного трудового договора) (6);
- наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием (7);
- должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (8).
Письмо оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем либо уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя (9). При этом подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (10) (постановление Правительства РФ от 08.09.10 N 700).
Общество с ограниченной Руководителю Управления
ответственностью "Компания" ФНС России по г. Москве
(ООО "Компания")
143350, Москва, ул. Ленина, д. 72,
тел. (499) 555-55-55, факс (499) 555-55-54
20.05.13 N 190/1
на N _________ от ___________________
О направлении сведений о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим
Во исполнение части 3 статьи 64.1 ТК РФ и части 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.08 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" сообщаю Вам о заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должность государственной службы в Управлении Федеральной налоговой службы России по г. Москве.
Сведения о гражданине:
- фамилия, имя, отчество: Федоров Иван Андреевич (1);
- число, месяц, год и место рождения гражданина: 12 декабря 1982 года, г. Москва (2);
- должность государственной службы, которую гражданин замещал непосредственно перед увольнением с государственной службы: заместитель начальника отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства (3);
- наименование организации: Общество с ограниченной ответственностью "Компания" (ООО "Компания") (4);
- дата и номер приказа о приеме на работу: приказ от 17.05.13 N 202/ок (5);
- дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен: с 17 мая 2013 года на неопределенный срок (6);
- наименование должности: главный бухгалтер (7);
- должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (8):
1) общее руководство отделом;
2) ведение бухгалтерского и налогового учета;
3) представление отчетности в налоговые органы и внебюджетные фонды РФ;
5) ведение управленческого учета.
Генеральный директор Васильев А.А. Васильев (9)
М.П. (10)
Примечание. Некоторые суды считают, что штраф за несоблюдение антикоррупционного законодательства должен быть наложен одновременно и на должностное лицо, и на саму организацию.
Работодатель не обязан сообщать в госструктуры о приеме на работу экс-госслужащего, должность которого отсутствует в специальном перечне
Сообщать о приеме на работу бывшего чиновника компания должна не всегда. Это необходимо только в том случае, если соответствующая должность содержится в Перечне должностей. Так, в разделах I и II Перечня должностей указаны соответственно конкретные должности федеральной государственной гражданской службы, военной службы и иных видов.
В случае если работодатель не уведомит уполномоченные органы о приеме на работу указанных в Перечне должностей граждан, трудовой договор по правилам статьи 84 ТК РФ теряет свою силу и прекращает действовать. Именно по причине нарушения правил трудового законодательства (см. врезку на с. 76).
На практике. Компании идут на хитрости, чтобы скрыть факт приема на работу бывшего налоговика
На практике многие работодатели пытаются уйти от административной ответственности. В частности, чтобы скрыть факт приема на работу бывшего госслужащего и избежать штрафа, компании:
- изменяют даты приема на работу или аннулируют трудовой договор. Обнаружить такой обман можно в случае получения информации из ПФР и ФСС о перечислении страховых взносов с заработной платы такого работника. Так, если за период работы бывшего госслужащего у работодателя-нарушителя последний производил отчисления в указанные фонды, это послужит бесспорным доказательством наличия между бывшим госслужащим и работодателем трудовых отношений;
- настаивают на том, что соответствующее уведомление направлено бывшему работодателю почтой и утеряно по вине почтовой службы. Такой обман раскрывается после обращения в отделение почтовой связи с соответствующим запросом;
- не представляют работникам прокуратуры трудовой договор, заключенный между бывшим госслужащим и работодателем. Но на практике отсутствие трудового договора не влияет на возможность привлечения к административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ. Поскольку согласно части 2 статьи 67 ТК РФ фактическое допущение к работе признается возникновением трудовых отношений и лишь обязывает работодателя оформить трудовой договор в письменной форме в установленные сроки, однако никак не означает фактического отсутствия трудовых отношений.
Однако практика показывает, что суды не всегда так категоричны. Так, Красноярский краевой суд рассмотрел дело, в котором работодатель не уведомил Федеральную таможенную службу о приеме на работу гражданина, занимавшего государственную должность. Суд указал, что привлечение работодателя к ответственности в этом случае неправомерно, поскольку Федеральная таможенная служба не разработала и не утвердила перечень должностей, замещение которых связано с коррупционными для нее рисками (определение от 28.05.12 N 33-4125).
Примечание. Компания вправе не сообщать в налоговый орган о заключении гражданско-правового договора с бывшим инспектором, если доход по такому договору не превышает 100 000 руб.
Неуведомление бывшего работодателя госслужащего влечет наложение штрафа как на организацию-работодателя, так и на ее должностных лиц
Неисполнение организацией обязанности уведомить госорганы о приеме на работу экс-чиновника влечет признание трудоустройства незаконным (см. врезку на с. 75). В этом случае для работодателя предусмотрена административная ответственность. В соответствии со статьей 19.29 КоАП РФ привлечение работодателем к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего с нарушением требований, предусмотренных Законом о противодействии коррупции, влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 2000 до 4000 руб.;
- должностных лиц - от 20 000 до 50 000 руб.;
- юридических лиц - от 100 000 до 500 000 руб.
Кстати. Бывшим налоговикам удается оспорить увольнение, если они докажут, что их новая трудовая деятельность не несет угрозы интересам государства
В апелляционном определении суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.09.12 N 33-4276/2012 рассматривалось дело, в котором бывший госслужащий оспаривал решение прокурора о прекращении трудового договора.
В обжалуемом представлении указано, что должность главного государственного налогового инспектора включена в раздел III Перечня должностей Федеральной государственной службы (утв. Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557). При этом заявитель обратил внимание суда на то, что положения Федерального закона от 25.12.08 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" призваны противодействовать коррупции и обеспечивать нераспространение сведений, составляющих тайну (государственную либо коммерческую). Но в представлении прокурора не указано, какую угрозу интересам государства или налогового органа представляет заявитель, работая в новой организации. Поскольку экс-чиновник, работая в налоговой инспекции, не был допущен к информации, содержащей какую-либо тайну. И в его должностных обязанностях указание на такой допуск не содержалось.
Кроме того, на основании статьи 12 Федерального закона от 25.12.08 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" согласие соответствующей комиссии на трудоустройство в коммерческие и некоммерческие организации гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, необходимо только в том случае, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в его должностные обязанности. При этом в должностные обязанности заявителя не входили функции по управлению и контролю за деятельностью его нового работодателя.
Более того, компания своевременно уведомила бывшего работодателя о трудоустройстве сотрудника. Учитывая совокупность данных обстоятельств, суд признал расторжение трудового договора по инициативе прокуратуры неправомерным.
При этом судебная практика по вопросу привлечения к ответственности по статье 19.29 КоАП РФ в настоящее время немногочисленна и неоднозначна. Это связано с тем, что долгое время не был утвержден Перечень должностей, с замещением которых законодатель связывал обязанности бывшего государственного служащего и его нового работодателя в области противодействия коррупции, а также не был установлен единообразный порядок оформления уведомления, направляемого в налоговый орган.
Некоторые суды штрафуют только должностных лиц организации, принявших на работу госслужащего. Так, в одном из дел к административной ответственности в виде штрафа по статье 19.29 КоАП РФ в размере 20 000 руб. был привлечен глава Мильковского сельского поселения.
Другие суды привлекают к ответственности саму компанию. В частности, в Республике Саха (Якутия) за аналогичное правонарушение суд привлек к ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб. только компанию-работодателя, штраф на должностное лицо наложен не был. В постановлении Челябинского областного суда от 12.07.11 N 4а11-577 должностному лицу также удалось избежать наказания, и штраф в размере 100 000 руб. был наложен только на организацию.
Кроме того, зачастую суды признают правомерным привлечение к ответственности в виде штрафа одновременно и должностного лица, и саму организацию-работодателя. К примеру, в постановлении заместителя председателя Свердловского областного суда от 01.02.12 N 4а-15/2012 и 4а-16/2012 арбитры согласились с действиями прокуратуры, наложившей штраф как на должностное лицо компании, так и на саму организацию. В рассматриваемом деле работодатель заключил трудовой договор с бывшим чиновником, в прошлом замещающим должность главного государственного налогового инспектора.
При проведении прокурорской проверки был выявлен факт неуведомления бывшего работодателя - налоговой службы о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим. Прокуратура наложила штрафы за административное правонарушение, предусмотренные статьей 19.29 КоАП РФ, и передала дело в суд.
Мировой судья, рассмотрев материалы дела, согласился с требованиями прокурора и наложил на директора предприятия как на должностное лицо штраф в размере 20 000 руб., а на организацию - в размере 100 000 руб. Указанные лица с данным решением не согласились и обжаловали его в районном суде и далее в порядке надзора - в областном суде. Однако отстоять свою позицию им так и не удалось.
При рассмотрении надзорной жалобы суд установил, что должность работника была включена в Перечень должностей, но организация не представила подтверждения об уведомлении бывшего работодателя, а инспекция в свою очередь таких сведений также не получила.
Добровольное признание вины снизит сумму штрафа до минимального размера
Статья 19.29 КоАП РФ предусматривает дифференцированные размеры штрафов в случае нарушения работодателями антикоррупционного законодательства. При этом, как показывает судебная практика, размер штрафа можно уменьшить до минимальной суммы, в частности, признав свою вину.
Так, в постановлении мирового судьи судебного участка N 2 г. Лениногорска и Лениногорского района Республики Татарстан от 18.01.12 N 5-10/2012 арбитры, рассмотрев протокол об административном правонарушении, установили, что предприниматель принял на должность директора магазина гражданина, ранее замещавшего должность государственного служащего, включенную в специальный Перечень должностей. И не сообщил об этом по последнему месту службы работника. В суде предприниматель признал факт совершения административного правонарушения. А суд в свою очередь назначил наказание в минимальном размере - штраф в сумме 20 000 руб.
Если сотрудник не сообщил новому работодателю о прошлом месте работы, привлечь последнего к ответственности нельзя из-за отсутствия вины
На практике бывшие госслужащие зачастую скрывают от нового работодателя факт замещения в прошлом государственной службы. Чтобы скрыть это при трудоустройстве, экс-чиновник пишет заявление о выдаче ему новой трудовой книжки в связи с утерей предыдущей. В этом случае работодатель не уведомляет госорган о принятии на работу такого сотрудника, поскольку факт государственной службы ему был неизвестен.
В данном случае важно помнить, что обязательным условием привлечения к административной ответственности является наличие вины. Если работодатель знал, что кандидат ранее осуществлял трудовую деятельность и имел возможность запросить у него информацию о замещении им должностей государственной или муниципальной службы, но не предпринял указанных действий, он подлежит привлечению к административной ответственности на основании статьи 19.29 КоАП РФ.
Однако, если работодатель запросил у принимаемого работника соответствующую информацию, но последний представил недостоверные сведения или подложные документы, на основании которых работодатель не имел возможности установить наличие своей обязанности по уведомлению соответствующего органа, он не может быть привлечен к административной ответственности по причине отсутствия вины.
Ведь административным правонарушением признается противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). То есть наличие вины является обязательным условием привлечения к административной ответственности.
Е.В. Мелконян,
советник государственной гражданской службы РФ 1-го класса
"Российский налоговый курьер", N 12, июнь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Норма внесена в ТК РФ в связи с ратификацией Россией Конвенции ООН против коррупции (принята в Нью-Йорке 31.10.03 Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в Страсбурге 27.01.99), а также с принятием Федерального закона от 25.12.08 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". - Примеч. ред.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99