МФЦ: реалии создания и перспективы развития
Проект по созданию сети многофункциональных центров (МФЦ) входит в фазу активной реализации: в ближайшие три года регионам предстоит более чем в четыре раза увеличить число МФЦ. Однако наряду с проблемами роста возникают и сложности с качеством предоставления государственных и муниципальных услуг. Об этом и многом другом рассказывает заместитель директора Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития М.В. Кирсанов*(1).
Актуальные цели
Создание многофункциональных центров - это проект, начатый в феврале 2007 года. Именно тогда на заседании правительственной комиссии по проведению административной реформы впервые прозвучало это название. Сейчас процесс создания сети МФЦ координируется на самом высоком уровне. Президент РФ, председатель Правительства РФ, высшее руководство Минэкономразвития неоднократно посещали различные МФЦ и имеют о них весьма четкое представление. Поэтому, если в 2008-2011 годах, да и в прошлом году регионы моги показать нечто красивое и сказать "вот он, МФЦ", сейчас такое уже не проходит. Безусловно, здания должны соответствовать установленным характеристикам, в них должны работать вежливые консультанты и операторы, но сегодня МФЦ важно выполнять и ряд других требований. В частности, в помещениях МФЦ не следует размещать представителей органов власти и задействовать их при оказании госуслуг, а сами услуги должны охватывать федеральный, региональный и муниципальный уровень. В действительности так бывает далеко не всегда, что часто не позволяет говорить о высоком качестве госуслуг.
К сведению. Специфика МФЦ заключается в том, что они:
1) обеспечивают организацию предоставления всех уровней услуг;
2) используют автоматизированные информационные системы, являющиеся главным звеном межуровневого и межведомственного взаимодействия;
3) аккумулируют информацию по всем видам услуг и организуют информирование граждан по любой услуге;
4) создаются и функционируют в соответствии с установленными требованиями к комфортности, учитывающими территориальную и транспортную доступность, быстроту и максимальное удобство для заявителей.
Следующий показатель, достичь который необходимо в ближайшее время, также связан с развитием сети МФЦ. Предстоит обеспечить шаговую доступность оказания госуслуг - все они должны предоставляться по месту пребывания заявителя. В результате доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания (в том числе в МФЦ), должна составить не менее 90% к 2015 году, а удовлетворенность граждан качеством предоставления госуслуг - не менее 90% в 2018 году. Эти задачи сформулированы в Указе Президента РФ от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления".
Целевые значения, установленные в плане создания МФЦ (утвержден Правительством РФ 24.09.2012), в прошлом году в целом по стране были достигнуты: доступ к получению госуслуг по принципу "одного окна" имеет 12% населения. Хотя следует отметить, что многие субъекты РФ приближаются к заданному показателю 90%, а некоторые уже близки к полноценному охвату населения госуслугами.
Однако, чтобы выйти на проектный уровень в масштабах всей страны, динамика развития должна возрасти. Например, в текущем году в стране должны функционировать уже 1,2-1,4 тыс. МФЦ.
Динамика развития МФЦ
Год | Количество созданных МФЦ |
2007 | 16 |
2008 | 45 |
2009 | 81 |
2010 | 166 |
2011 | 310 |
2012 | 603 |
2013 (прогноз) | 1 276 |
2014 (прогноз) | 2 194 |
2015 (прогноз) | 2 887 |
В каждом регионе Минэкономразвития будет проверять работу МФЦ и оценивать ее на соответствие всем существующим федеральным правилам. Речь идет в первую очередь о положениях Постановления Правительства РФ от 22.12.2012 N 1376*(2), а также методических рекомендаций по созданию и обеспечению деятельности МФЦ, разработанных Минэкономразвития.
МФЦ плюс привлекаемые организации
Типовой "полноформатный" МФЦ, расположенный в крупном городе, представляет собой следующее. Он оказывает примерно 110 государственных и муниципальных услуг, 47% из которых - услуги федеральных органов исполнительной власти. Среднее количество обращений в год составляет 53,6 тыс., а среднее время ожидания посетителя в очереди - 15 мин. Площадь МФЦ - примерно 500 кв. м. В нем функционирует 20 окон и работает около 25 сотрудников.
Конечно, не все МФЦ должны быть такими - при их создании нужно учитывать региональную специфику. Открытие больших МФЦ в мегаполисах оправдано и целесообразно (такой центр обслуживает значительный поток заявителей, для чего требуется много окон), а вот в малых населенных пунктах создавать "дворец" не только затратно, но и невыгодно. Здесь вряд ли будет обеспечен необходимый поток граждан - получателей госуслуг, значит, подобные масштабы никому не нужны. И поощрять финансирование "дворцов" в небольших населенных пунктах мы, конечно, не будем.
В этих случаях целесообразно использовать привлекаемые организации (в ряде регионов такой стала "Почта России"). Согласно дорабатываемой нормативной правовой базе уполномоченный МФЦ вправе заключать соглашения со сторонними организациями, которые будут предоставлять госуслуги на той или иной малонаселенной территории. Чтобы можно было привлечь иные организации, у них должны иметься развитая филиальная сеть и квалифицированный персонал, не менее одного окна для приема и выдачи документов на каждые 2 тыс. жителей муниципального образования, защищенные каналы связи с достаточной пропускной способностью, доступ в Интернет и материально-техническое обеспечение, соответствующее МФЦ, а также возможность обеспечения необходимого уровня комфорта для заявителей.
Однако привлечение сторонних организаций все же не снимает с субъектов РФ обязанности создавать МФЦ.
Реальность
К настоящему времени во всех субъектах РФ реализованы следующие мероприятия, определенные в поручениях Президента РФ и Правительства РФ:
1) назначены ответственные за повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг;
2) сформированы комиссии по повышению качества и доступности их предоставления;
3) утверждены планы-графики организации предоставления госуслуг по принципу "одного окна";
4) определены МФЦ, уполномоченные на заключение соглашений с федеральными органами исполнительной власти;
5) за подписью руководства субъекта РФ утверждены схемы размещения МФЦ;
6) определены объемы и источники финансового обеспечения в 2013-2015 годах реализации схем размещения по каждому объекту;
7) внесена соответствующая информация в систему Минэкономразвития по мониторингу МФЦ.
Подчеркну, что важно своевременно и правильно размещать информацию в нашей системе мониторинга МФЦ, потому что сейчас это основной источник сведений для составления отчетов, предназначенных самому высокому руководству. Субъектам РФ нужно следить за тем, чтобы данные, заносимые в систему, отражали реальность, а кроме того, совпадали с данными документами, которые утверждены на региональном уровне. Минэкономразвития будет контролировать достоверность информации в системе мониторинга МФЦ, так что некорректные сведения лучше вообще не вводить.
Ниже приведены некоторые данные из информационной системы.
Мониторинг текущего состояния МФЦ
Федеральный округ | Количество МФЦ, ед. | Доля охвата населения (по состоянию на конец 2012 года), % | |
МФЦ | Удаленные рабочие места и офисы привлекаемых организаций | ||
Центральный | 166 | 25,52 | 0,34 |
Южный | 151 | 38,35 | 2,78 |
Приволжский | 127 | 19,09 | 6,72 |
Сибирский | 63 | 19,03 | 1,06 |
Северо-Западный | 63 | 14,13 | 0 |
Дальневосточный | 31 | 22,02 | 0,48 |
Уральский | 22 | 12,85 | 0,02 |
Северо-Кавказский | 18 | 5,57 | 0 |
Тенденции и перспективы
К 2015 году в регионах должна быть выстроена система предоставления госуслуг по принципу "одного окна", при которой в каждом городском округе и муниципальном районе субъекта РФ функционирует МФЦ. К этому же сроку необходимо обеспечить предоставление госуслуг в удаленных и малочисленных населенных пунктах с помощью привлечения организаций с развитой филиальной сетью. Однако систему предоставления госуслуг предстоит не только четко выстроить, но и сделать многоуровневой, обеспечив при этом взаимодействие всех участников процесса организации предоставления услуг и включив в эту систему услуги, оказываемые на территории региона федеральными органами власти.
За 2013-2015 годы МФЦ должны стать ключевым элементом в системе предоставления государственных и муниципальных услуг, минимизировав непосредственное взаимодействие граждан с органами власти и органами местного самоуправления. То есть через три года мы должны полностью реализовать принцип "сервисного государства", благодаря чему гражданин мог бы получить все необходимые госуслуги рядом с местом своего проживания.
В число перспективных задач, стоящих перед МФЦ, также входят:
- предоставление многофункциональным центром доступа к электронным услугам, оказание содействия населению в повышении компьютерной грамотности;
- становление МФЦ в качестве полноценного участника системы межведомственного электронного взаимодействия;
- обеспечение на базе МФЦ принципа экстерриториальности при предоставлении услуг, в соответствии с которым граждане смогут получать услуги вне зависимости от места своей регистрации.
Готовящиеся изменения в нормативную базу
Сроки выполнения задач, поставленных на ближайшее будущее, сжатые. К 1 июня текущего года все нормативные правовые акты субъектов РФ должны быть приведены в соответствие с требованиями Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ*(3). До 1 июля предстоит отработать механизмы взаимодействия с привлекаемыми организациями (в частности, заключить соглашения и все необходимые договоры между ними и уполномоченным МФЦ). Также необходимо заключить соглашения о взаимодействии между уполномоченным МФЦ и федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления.
Обратите внимание, что Минэкономразвития подготовило изменения типовой формы соглашения о взаимодействии МФЦ и органа власти*(4). Поправки, обусловленные созданием уполномоченных МФЦ, конкретизируют права и обязанности указанных центров, а именно устанавливают:
право уполномоченного МФЦ заключать договоры с МФЦ и (или) привлекаемыми организациями;
обязанность обеспечивать передачу в орган власти жалоб, в том числе на нарушения, допущенные работником МФЦ;
обязанность формировать и представлять отчетность о деятельности иных МФЦ и (или) привлекаемых организаций;
обязанность обеспечивать исполнение требований соглашения о взаимодействии в МФЦ и (или) привлекаемых организациях;
необходимость включения в соглашение с уполномоченным МФЦ перечня МФЦ и (или) привлекаемых организаций, в которых организуется предоставление услуг органа власти.
Поправки также предполагают, что орган власти будет наделен правом контролировать порядок и условия организации предоставления услуг в МФЦ и привлекаемых организациях.
Кроме того, в текущем году будет законодательно урегулирован вопрос предоставления компенсаций МФЦ за оказание федеральных услуг. Проект соответствующего документа уже существует, в настоящее время Минэкономразвития согласовывает подход к решению этой проблемы с Минфином. Планируется, что данные компенсации начнут выплачиваться в 2014 году.
М.В. Кирсанов,
заместитель директора Департамента
государственного регулирования в экономике Минэкономразвития РФ
"Руководитель автономного учреждения", N 6, июнь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Выступление на круглом столе "Создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в регионах России", прошедшем в рамках VI Международного форума информационных технологий "ITForum 2020 / Взгляд в будущее".
*(2) "Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг".
*(3) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна".
*(4) Проект Приказа Минэкономразвития РФ "О внесении изменений в Приказ Минэкономразвития России от 18 января 2012 г. N 13 "Об утверждении примерной формы соглашения о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных (муниципальных) услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления" размещен на официальном сайте www.economy.gov.ru в разделе "Административная реформа", блок "Документы".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"