Какие причины могут стать основанием для проведения проверки (в том числе в сфере труда)?
Основанием для проведения плановой проверки в сфере труда может быть только ежегодный план. Согласно этому плану проверки должны проводиться не чаще чем один раз в три года (ст. 9 Закона N 294-ФЗ*(1)). Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план является истечение трех лет со дня:
- государственной регистрации юридического лица;
- окончания проведения последней плановой проверки;
- начала осуществления юридическим лицом отдельных видов предпринимательской деятельности, требующих представления уведомления о начале их осуществления.
Других оснований для проведения плановых проверок нет. С графиком плановых проверок можно ознакомиться на сайте Роструда.
Следует также обратить внимание на ч. 9 ст. 9 Закона N 294-ФЗ, согласно которой в отношении юридических лиц, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере, плановые проверки (правда, уже не в сфере труда, а по профильной деятельности) могут проводиться два и более раза в три года. Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 N 944 утвержден перечень таких видов деятельности. В частности, в нем среди инстанций, проводящих проверки в отношении организаций, предоставляющих социальные услуги с обеспечением проживания, указаны органы, осуществляющие государственный надзор в сфере здравоохранения и соцразвития. Данное полномочие осуществляло Минздравсоцразвития. Однако Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 это министерство преобразовано - разделено на Минздрав и Минтруд. Последнему переданы функции по социальной защите. Роструд, осуществляющий государственный надзор в том числе за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания, является координируемой службой Минтруда. Надзор в сфере соцразвития (именно в такой формулировке) в сферу полномочий Минтруда и Роструда не входит. Однако большинство экспертов считают сферу соцзащиты тождественной сфере соцразвития, поэтому полагают, что Роструд вправе проводить проверки учреждений, работающих в сфере социального обслуживания, два и более раза в три года.
В свою очередь, основания для проведения внеплановой проверки перечислены в ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ:
истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
поступление в органы госконтроля (надзора) информации о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо информации о причинении такого вреда, возникновении чрезвычайных ситуаций;
приказ руководителя органа госконтроля (надзора) о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Закон N 294-ФЗ не содержит общего определения или перечня обстоятельств, которые могут квалифицироваться как возникновение угрозы жизни или здоровью граждан. Однако Роструд считает, что к таким нарушениям могут быть отнесены случаи невыдачи работникам зарплаты, непредоставления им законных оплачиваемых отпусков, необеспечения их средствами индивидуальной и коллективной защиты и т.д. (п. 5.3 Методических рекомендаций Роструда*(2)).
Кроме того, п. 10 Постановления N 875*(3) также конкретизирует перечень причин, являющихся основанием для проведения государственными инспекторами труда внеплановой проверки:
поступление информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
обращение или заявление работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ (регламентирует право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда).
Отсутствие перечисленных оснований проведения внеплановой проверки является грубым нарушением требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Закона N 294-ФЗ).
М.Г. Гусев,
эксперт журнала "Руководитель автономного учреждения"
1 июня 2013 г.
"Руководитель автономного учреждения", N 6, июнь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
*(2) Методические рекомендации по применению должностными лицами Роструда и его территориальных органов положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при осуществлении надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Приказом Роструда от 24.01.2011 N 14.
*(3) Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"