Можно ли отменить результаты проверки, если уведомление о ней не получено или пришло слишком поздно? Что такое надлежащее уведомление?
Уведомить юридическое лицо о проведении проверки контролирующий орган обязан независимо от вида проверки (плановая или внеплановая). Эта обязанность закреплена ч. 12 ст. 9 и ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ. Исключение составляют экстренные случаи - проверка без предварительного уведомления проводится, когда деятельность юридического лица причиняет или способна причинить вред жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также может стать поводом для возникновения чрезвычайной ситуации (ч. 17 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
Если проверка плановая, хозяйствующий субъект должен быть уведомлен не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление обязательно, даже если информация о плановых проверках размещена на официальном сайте. Причем Минэкономразвития в Письме от 30.12.2011 N д09-3425 уточняет, что уведомление должно произойти не менее чем за три рабочих дня до начала проверки.
При внеплановой проверке юрлицо должно быть уведомлено о визите инспектора не менее чем за 24 часа (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).
Что делать, если уведомление пришло позже установленного законом срока? Помнить, что несоблюдение данного требования является грубым нарушением законодательства при осуществлении контроля. Результаты такой проверки подлежат отмене на основании ст. 20 Закона N 294-ФЗ.
Уведомление независимо от способа его вручения должно быть надлежащим. То есть контролирующие органы должны получить доказательство вручения уведомления уполномоченному представителю хозяйствующего субъекта. Допустим, юрлицу было направлено уведомление заказным письмом. Однако, несмотря на многочисленные извещения, на почту за корреспонденцией никто не пришел. Суд посчитает, что данное лицо было уведомлено ненадлежащим образом, а почтовые извещения не будут доказательством уведомления.
Если уведомление о начале проверки было направлено по факсу, представитель контролирующего органа должен позаботиться о получении по каналу факсимильной связи копии уведомления, содержащей отметку о получении, - на копии должна стоять подпись уполномоченного представителя хозяйствующего субъекта с указанием должности, даты и времени получения.
В случае, когда уведомление о проведении проверки передается непосредственно уполномоченному представителю проверяемого юрлица, документ должен вручаться под роспись. Должны быть также указаны должность лица, принявшего уведомление, дата и время вручения документа, стоять штамп проверяемой организации.
Контролирующая организация не в состоянии документально подтвердить, кому и когда было вручено уведомление о проверке? Значит, доказательств, что уведомление было произведено надлежащим образом, у нее нет. Результаты проверки подлежат отмене.
М.Г. Гусев,
эксперт журнала "Руководитель автономного учреждения"
1 июня 2013 г.
"Руководитель автономного учреждения", N 6, июнь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"