Вправе ли руководитель проверяемого учреждения требовать у инспектора распоряжение о проведении проверки? На что обращать внимание в этом распоряжении?
Руководитель или иной уполномоченный представитель проверяемой организации вправе потребовать и подробно изучить распоряжение о проведении проверки, поскольку именно оно является основанием для проведения каждой проверки. Более того, инспектор перед началом проверки обязан предоставить это распоряжение. Результаты проверок, проведенных без соответствующего распоряжения, не могут являться доказательством нарушения юрлицом обязательных требований в сфере труда и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления проверяемого лица (ст. 20 Закона N 294-ФЗ).
Типовая форма распоряжения о проведении проверки утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 N 141. Согласно ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ в распоряжении должны быть указаны:
наименование органа контроля (надзора);
фамилии, имена, отчества, должности должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
наименование проверяемого юридического лица, его место нахождения;
цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
правовые основания проведения проверки;
сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
перечень административных регламентов по осуществлению контроля;
перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
даты начала и окончания проведения проверки.
Важно, чтобы распоряжение было подписано только руководителем органа Роструда или его заместителем.
Особенно внимательно следует изучить правовые основания для проведения проверки, полный перечень которых указан в ст. 9-10 Закона N 294-ФЗ. Если в данной графе стоит прочерк или основание не входит в названный перечень, распоряжение недействительно, а его неверное оформление является грубым нарушением требований по организации и проведению проверок (ст. 20 Закона N 294-ФЗ). Согласно этой норме результаты такой проверки также недействительны.
Обратите внимание: инспектор в ходе проверки может требовать только документы, указанные в распоряжении.
Если проверка плановая, в графе "Цели проверки" должна быть ссылка на ежегодный план проведения проверок. Если проверка внеплановая, в зависимости от причины проверки необходима ссылка либо на реквизиты ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения, срок для исполнения которого истек, либо на реквизиты обращений, поступивших в контролирующие органы от физических, юридических лиц, либо на приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора).
Когда внеплановая проверка проводится по заявлению, нужно проверить ее законность. Согласно ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в контролирующие органы информации о возникновении угрозы жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций или причинение этого вреда. Если же обращение в инспекцию труда касается, например, нарушений трудового законодательства при распределении обязанностей, этот повод не будет основанием для проведения внеплановой проверки (Решение Верховного суда Республики Коми от 14.03.2012 N 21-73/2012).
Распоряжением должен быть определен и перечень мероприятий, проводимых в рамках проверки. Например, если предмет проверки - соблюдение норм охраны труда и правил техники безопасности, инспектор не вправе требовать документы по кадровому учету.
М.Г. Гусев,
эксперт журнала "Руководитель автономного учреждения"
1 июня 2013 г.
"Руководитель автономного учреждения", N 6, июнь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"