Каковы особенности ведения бухгалтерского учета, формирования и представления отчетности организациями, совмещающими применение спецрежима в виде уплаты ЕНВД (по торговой деятельности) и УСНО (по производственной деятельности)?
Организации, уплачивающие ЕНВД и единый налог в связи с применением УСНО, могут вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в упрощенном порядке.
Обоснование. Закон о бухгалтерском учете никаких исключений для таких экономических субъектов в части обязанности ведения бухучета не делает.
Бухгалтерский учет организации целесообразно вести в разрезе каждого осуществляемого вида деятельности для того, чтобы отделить доходы и расходы, относящиеся к деятельности, облагаемой ЕНВД, от доходов и расходов в деятельности, переведенной на УСНО, например, в том случае, если доходы от одного из видов деятельности существенны и такая информация интересна внешним и внутренним пользователям отчетности.
Поскольку в подавляющем большинстве случаев организации, применяющие спецрежимы, относятся к субъектам малого предпринимательства, критерии отнесения к которым обозначены в Федеральном законе от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", они могут организовать учет по упрощенной системе, руководствуясь Типовыми рекомендациями для малых предприятий*(1), а также рекомендациями чиновников, приведенными в Информации Минфина РФ N ПЗ-3/2012.
Микропредприятия (с численностью до 15 человек) вправе вести бухгалтерский учет по простой системе (без применения двойной записи).
Для ведения бухгалтерского учета можно сократить количество синтетических счетов в рабочем плане счетов по сравнению с Планом счетов бухгалтерского учета. Для систематизации и накопления информации разрешается применять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета. В зависимости от характера и объема учетных операций это может быть форма бухучета без использования (простая форма) или с использованием регистров бухгалтерского учета имущества.
Вести бухгалтерский учет может сам руководитель организации (п. 3 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете), он же должен утвердить в учетной политике формы используемых первичных документов, а также формы регистров бухучета (п. 4 ст. 9).
Организации - субъекты малого предпринимательства на основании п. 6 Приказа Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н вправе самостоятельно принять решение о формировании бухгалтерской отчетности в общем порядке или по упрощенной системе. Второй вариант предполагает, что:
- в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах включаются показатели только по группам статей (без детализации по статьям);
- в случае необходимости пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах составляют также приложения к ним. В этих приложениях приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Минфин в Информации "Бухгалтерская отчетность субъектов малого предпринимательства", размещенной на его сайте 25.04.2013, разъяснил, что в приложениях целесообразно раскрывать:
- те положения учетной политики, которые необходимы для объяснения порядка формирования показателей бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Например, использовался ли кассовый метод учета доходов и расходов, учитывался ли наряду с текущим отложенный налог на прибыль, факты перспективного изменения учетной политики или перспективного пересчета при исправлении существенных ошибок и т.п.;
- информацию о существенных фактах хозяйственной жизни, не раскрываемую показателями бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Например, о существенных операциях с собственниками (учредителями), таких как начисления и выплаты дивидендов, вклады в уставный капитал.
Отражая на счетах бухучета хозяйственные операции, субъекты малого предпринимательства не формируют показатели, предусмотренные ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль"*(2), поскольку не уплачивают налог на прибыль.
Организации, совмещающие спецрежимы, согласно п. 1 и 2 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете должны представить по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган госстатистики не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. В этот же срок нужно сдать отчетность и в налоговый орган (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). Промежуточную бухгалтерскую отчетность представлять в контролирующие и статистические инстанции не нужно, такого требования законодательство не содержит.
А.С. Разумовский,
эксперт журнала "Пищевая промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 июня 2013 г.
"Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Приказом Минфина РФ от 21.12.1998 N 64н.
*(2) Утверждено Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 N 114н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"