Законодательство о бухгалтерском учете в 2013 году
Нормативная база в области регулирования бухучета в последние годы планомерно обновляется. С вступлением в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) у бухгалтеров появились вопросы, касающиеся действия ПБУ, разработанных в "нулевые" и ранее. Мы решили внести ясность - указать действующие на данный момент нормативные правовые акты в области бухгалтерского учета и обозначить сферу их применения. Но начать все же хотелось бы с обзора документа ненормативного характера - Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (далее - Концепция)*(1).
Сфера применения Концепции и ее значимость
При ведении бухгалтерского учета и формировании отчетности всем бухгалтерам необходимо принимать во внимание содержание Концепции, несмотря на то, что она не является нормативным документом в области регулирования бухучета и не устанавливает принципов и правил его ведения и формирования бухгалтерской отчетности. Это связано с тем, что в Концепции сформулированы все базовые понятия и термины, без владения которыми затруднительно организовать учет нетиповых хозяйственных операций. По значимости Концепцию, пожалуй, можно сравнить с Концептуальными основами подготовки финансовой отчетности по МСФО, которые являются не стандартом, а сводом главных правил по составлению такой отчетности и основным источником сведений для ее составителей в отсутствие в МСФО специальных указаний по какому-либо вопросу.
В целом же Концепция определяет основы построения системы бухгалтерского учета в соответствии с международно признанными принципами учета и отчетности. Это вытекает из содержания ее п. 2.1. Главная цель построения системы бухгалтерского учета - формирование информации для внешних и внутренних пользователей. С 01.01.2013 этот постулат закреплен на уровне Закона о бухгалтерском учете - см. п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 3 закона.
В основе организации бухгалтерского учета согласно Концепции (п. 4.1) лежат четыре допущения (имущественной обособленности организации, непрерывности ее деятельности, последовательности применения учетной политики, определенности фактов хозяйственной деятельности), которые являются правилами формирования учетной политики в соответствии с п. 5 ПБУ 1/2008.
Далее в Концепции (разд. 5) поясняется, с помощью какой информации можно составить представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, кому и зачем это нужно.
Весьма важно содержание разд. 7 Концепции, так как в нем приводится описание активов и обязательств. Закон о бухгалтерском учете называет их в числе объектов бухгалтерского учета, но не дает определений. Отсутствие этих определений в законе ощутимо в ситуации, когда организация несет крупные по величине затраты, экономический эффект от которых ожидается в будущем и которые не подпадают под описание ни одной известной разновидности активов - ОС, НМА, МПЗ и т.д. В этом случае бухгалтеру необходимо сформировать собственное профессиональное суждение, на основе которого раскрыть информацию о понесенных затратах либо в бухгалтерском балансе (в составе активов), либо в отчете о финансовых результатах (в составе расходов).
Минфин неоднократно обращал внимание на то, что хозяйствующим субъектам в подобных случаях необходимо ориентироваться на содержание Концепции (письма от 02.11.2011 N 07-02-10/98, от 29.04.2008 N 07-05-06/88, от 30.03.2005 N 07-05-06/94).
Нормативная база 2013 года
В соответствии со ст. 4 Закона о бухгалтерском учете законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из:
- Закона о бухгалтерском учете и других федеральных законов, к числу которых относится Федеральный закон от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" (далее - Закон о консолидированной финансовой отчетности);
- принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, в том числе Положения о признании МСФО и разъяснений МСФО для применения на территории РФ*(2).
Согласно п. 1 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:
- федеральные стандарты;
- отраслевые стандарты;
- рекомендации в области бухгалтерского учета;
- стандарты экономического субъекта.
Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами (п. 2 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете).
Федеральные стандарты, кроме прочего, устанавливают (п. 3 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете):
- план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения;
- состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм этой отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств.
Правила подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета утверждены Приказом Минфина РФ от 11.03.2013 N 26н (зарегистрирован в Минюсте 19.04.2013, на дату подготовки материала не вступил в силу).
В соответствии со ст. 30 Закона о бухгалтерском учете до утверждения органами государственного регулирования бухучета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных ст. 21 закона, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и ЦБ РФ до 01.01.2013. При этом указанные правила применяются в части, не противоречащей Закону о бухгалтерском учете. На это обращено внимание в Информации Минфина РФ N ПЗ-10/2012.
Таким образом, по состоянию на 01.01.2013 действуют следующие документы по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности:
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ*(3);
- Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций*(4);
- ПБУ с 1 по 24 (развернутый перечень приведен в табл. 1);
Таблица 1
Положения по бухгалтерскому учету
Номер ПБУ | Название | Приказ Минфина РФ |
Учетная политика организации | ||
Учет договоров строительного подряда | ||
Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте | ||
Бухгалтерская отчетность организации | ||
Учет материально-производственных запасов | ||
Учет основных средств | ||
События после отчетной даты | ||
Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы | ||
Доходы организации | ||
Расходы организации | ||
Информация о связанных сторонах | ||
Информация по сегментам | ||
Учет государственной помощи | ||
Учет нематериальных активов | ||
Учет расходов по займам и кредитам | ||
Информация по прекращаемой деятельности | ||
Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы | ||
Учет расчетов по налогу на прибыль организаций | ||
Учет финансовых вложений | ||
Информация об участии в совместной деятельности | ||
Изменения оценочных значений | ||
Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности | ||
Отчет о движении денежных средств | ||
Учет затрат на освоение природных ресурсов |
- методические указания и рекомендации (развернутый перечень приведен в табл. 2). Важно! В соответствии с п. 8 ст. 21 Закона о бухгалтерском учете рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются на добровольной основе;
Таблица 2
Методические указания и рекомендации
Название | Приказ Минфина РФ |
Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов | |
Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств | |
Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды | |
Указания об отражении в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом | |
Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства | |
Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию | |
Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций | |
Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности* (утрачивают силу с 01.01.2016) | |
* С 01.01.2013 документ применяется только организациями, поименованными в п. 2 ст. 8 Закона о консолидированной финансовой отчетности, а именно организациями, облигации которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список. |
- План счетов и Инструкция по применению Плана счетов*(5). План счетов представляет собой схему регистрации и группировки объектов бухгалтерского учета, которая обязательна для применения в организациях (кроме кредитных и государственных (муниципальных) учреждений) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи. Важно! План счетов и Инструкция по применению Плана счетов не устанавливают принципы, правила и способы ведения бухгалтерского учета активов, обязательств и иных объектов бухучета, равно как и правила их оценки и группировки, - все это закрепляется в федеральных и отраслевых стандартах (до их разработки - в соответствующих положениях);
- формы бухгалтерской отчетности организаций*(6).
На заметку. Несмотря на все ожидания профессионального сообщества и заявления официальных лиц Минфина, ведомство так и не приняло к 2013 году новые ПБУ "Учет основных средств", "Учет запасов", "Доходы организации", "Бухгалтерская отчетность организации", "Учет вознаграждений работников", "Учет аренды". Очевидно, что эти документы будут введены в национальную практику уже в виде федеральных стандартов и планы перенесены на 2013-2014 годы. По данным уже созданных на сегодняшний день субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета и их рабочих групп, в названные проекты документов уже готовятся поправки, причем не только технического характера. Кроме того, уже идет работа по разработке проектов федеральных стандартов, посвященных дебиторской и кредиторской задолженности, промежуточной отчетности, что, безусловно, будет важным дополнением нормативной базы по бухгалтерскому учету.
Обязательность применения МСФО
На территории РФ МСФО и разъяснения МСФО признаны в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 N 107 с 19.03.2011. Правительство утвердило Положение о признании МСФО во исполнение Закона о консолидированной финансовой отчетности. Согласно его положениям организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список, страховые и кредитные организации составляют консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО (ст. 2 и 3 Закона о консолидированной финансовой отчетности).
Таким образом, МСФО и разъяснения МСФО, введенные в действие приказами Минфина РФ от 25.11.2011 N 160н, от 18.07.2012 N 106н, от 31.10.2012 N 143н, только для перечисленных выше организаций обязательны к применению.
Однако стоит учитывать, что в теории национальные ПБУ весьма приближены к содержанию МСФО, взятых в основу их разработки, а на практике "унифицированные" положения очень часто игнорируются финансовыми работниками. Это касается правил признания активов (к примеру, очень часто необходимость принятия к учету ОС или МПЗ связывают только с наличием у организации права собственности на данные материальные объекты, хотя в отдельных случаях, чтобы принять актив к учету, необходимо наличие контроля за ним, а это не всегда равнозначно наличию права собственности), правил первоначальной и последующей оценки активов (историческая, она же первоначальная, стоимость активов порой остается неизменной до момента их выбытия - такой подход применяется как в оценке сырья, так и в оценке недвижимости, что, безусловно, искажает представление пользователей о реальном финансовом положении владельца) и т.д.
В свою очередь, одним из принципов регулирования бухгалтерского учета и разработки федеральных и отраслевых стандартов ст. 20 Закона о бухгалтерском учете называет именно применение МСФО. А одной из функций субъекта негосударственного регулирования бухучета (ст. 24 закона) является обеспечение соответствия проекта федерального стандарта международному стандарту, на основе которого разработан проект.
Таким образом, применение МСФО, пусть и через призму национальных ПБУ (в будущем федеральных и отраслевых стандартов), - это реалия сегодняшнего дня.
М.О. Денисова,
главный редактор журнала
"Пищевая промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997.
*(2) Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 N 107.
*(3) Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н.
*(4) Письмо Минфина РФ от 30.12.1993 N 160.
*(5) Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н.
*(6) Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"