Утилизация бытовой техники
В настоящее время модным трендом у торговых ритейлеров стало проведение мероприятий, связанных с утилизацией старой бытовой техники. Продавцы предлагают покупателям скидку на приобретение нового товара при условии, что тот сдаст в магазин старый. От таких акций выигрывают обе стороны сделки: для продавца это возможность увеличить объем продаж, привлечь в магазин новых покупателей, для покупателя - материальная выгода, а в некоторых случаях решение проблемы по вывозу из дома отработавшей свой срок техники. О том, как учесть расходы торговой компании, которая проводит подобные акции, пойдет речь в статье.
Кто содержит в чистоте родник - тот пьет чистую воду*(1)
Большой экономический словарь А.Б. Борисова*(2) дает следующее определение утилизации: это использование ресурсов, не находящих прямого применения, вторичных ресурсов, отходов производства и потребления. Процесс утилизации направлен на максимальное извлечение всех ликвидных материалов, которые можно продать, и минимизацию отходов, которые невозможно переработать. Посредством утилизации бытовой техники и электроники решается вопрос по охране окружающей среды.
В мировой практике программы утилизации осуществляются по двум основным моделям. В соответствии с первой моделью расходы по утилизации старой техники лежат на потребителе, согласно второй - их несет производитель. К сожалению, в нашей стране (до принятия специальных законов) эта процедура не находит большого распространения.
Несколько слов о процессе утилизации
Торговые организации не обладают своими мощностями по переработке старой техники и электронного оборудования, а потому привлекают к сотрудничеству перерабатывающие компании. После того как бытовая техника, собранная торговой организацией, попадает на предприятие по утилизации, происходит ее приемка и сортировка по видам, так как переработка каждого вида имеет свои особенности. В первую очередь из техники извлекаются вредные вещества (например, при утилизации холодильников и кондиционеров происходит откачка фреона). Она разбирается (снимается все, что поддается разборке). Из крупной техники удаляются лом черных металлов (крепежи, корпусы), цветные металлы (кабели, трансформаторы и др.), ликвидные пластики, электроника.
Кстати, превратившаяся в крошку пластмасса из корпусов телевизоров и радиоаппаратуры применяется при изготовлении бетонной плитки и кирпичей, а дробленое стекло мониторов добавляется в бетонный раствор. Оставшиеся металлические каркасы прессуются (далее они направляются на завод по переработке). Электронный лом (компьютеры, офисная техника) утилизируется особым способом: в перерабатывающей компании он разбирается и отсортированным отправляется на аффинажные заводы, где происходит отделение драгоценных металлов от примесей, из которых впоследствии изготавливаются слитки. По статистике всего 7% от общего объема утилизированной техники невозможно использовать повторно.
Экономическая сущность операции
Как правило, проведение подобных акций весьма затратно для организаций торговли, а зачастую - просто убыточно: утилизацией техники занимаются специальные компании за счет ритейлеров, отдельно оплачиваются транспортные услуги, если согласно условиям акции старая бытовая техника забирается самой торговой компанией прямо из квартир покупателей. Кроме того, в рамках акции покупателям обычно предоставляются скидки на приобретение товара: в зависимости от условий акции скидка может предоставляться на текущую или на следующую покупку. В основном положительный результат от подобного маркетингового хода заключается не в получении прибыли от продажи товара, участвующего в акции, а в приобретении достаточно молодыми компаниями известности на рынке и повышении уже известными лояльности к бренду. Хотя в настоящее время некоторые крупные торговые ритейлеры, делясь опытом и результатами от проведенных акций, отмечают прибыльность данного мероприятия (то есть акция окупается).
Вопросы налогообложения
Конечно, у организаций торговли на повестке дня находится вопрос о правомерности признания расходов, понесенных при проведении подобных акций (речь идет именно о расходах на утилизацию и не касается вопроса учета скидок, предоставляемых покупателям в рамках акции). Разъяснений чиновников именно по данному вопросу в информационных базах не содержится. Арбитражная практика также отсутствует. Но если следовать комментариям финансистов по вопросу учета расходов на утилизацию собственных товаров (например, с истекшим сроком годности), то право признавать такие расходы организации имеют, только если обязанность утилизировать товары закреплена в российском законодательстве (письма от 20.12.2012 N 03-03-06/1/71, от 06.11.2012 N 03-03-06/1/573, от 10.09.2012 N 03-03-06/1/477).
Соответственно, в других случаях затраты на утилизацию не могут рассматриваться в рамках извлечения доходов от предпринимательской деятельности и, следовательно, не подлежат учету в составе расходов для целей налогообложения прибыли (письма от 07.06.2011 N 03-03-06/1/332, от 02.03.2010 N 03-03-06/1/105). Российским законодательством обязанность утилизировать бытовую технику не установлена (хотя в настоящее время в рамках программы об охране окружающей среды введение таких мер обсуждается на самом высоком уровне), поэтому налоговики могут настаивать на исключении данных расходов из числа принимаемых в целях налогообложения.
В то же время торговые организации могут рискнуть и, собрав имеющиеся доказательства об (эффективности проведения подобной промоакции*(3), признать данные расходы в целях исчисления налога на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Основание - ст. 252 НК РФ: расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами - затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. При этом экономическая обоснованность понесенных налогоплательщиком расходов определяется не фактическим получением доходов в конкретном налоговом (отчетном) периоде, а направленностью этих расходов на получение дохода, то есть обусловленностью экономической деятельности налогоплательщика, которая должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской и иной экономической деятельности (такие разъяснения, в частности, дают судьи).
Вопросы учета
Условия акций, проводимых организациями торговли, очень разнообразны. Приведем некоторые из них:
- покупатель, сдавший в магазин старую технику, получает возможность приобрести определенный новый товар со скидкой. Скидка на новую технику предоставляется в соответствии с товарной группой, к которой принадлежит сдаваемый товар. При оформлении покупателем доставки нового товара старая техника (холодильники, стиральные машины, газовые плиты, духовки, посудомоечные машины, телевизоры) вывозятся бесплатно;
- магазин совместно с компанией проводит акцию по сбору и утилизации отработанных энергосберегающих ламп. Каждый, кто сдает в магазин старые энергосберегающие лампы, получает скидку 15% на новые галогенные и энергосберегающие лампы;
- при покупке телевизора на сумму, свыше установленной, при условии сдачи в магазин старого телевизора предоставляется скидка на определенную сумму на приобретение в будущем любого вида бытовой техники в данном магазине. Воспользоваться данным правом покупатель может в течение пяти лет, считая с даты покупки телевизора.
Итак, в результате подобной акции на территории торговой организации образуются груды старой техники. Нужно ли приходовать полученный от покупателей хлам на баланс организации? (Передача старой техники от покупателя продавцу оформляется соглашением). По нашему мнению, делать этого не надо, так как старая, отслужившая свой срок техника не отвечает признакам актива (напомним, что хозяйственное средство признается активом, если оно способно принести организации экономические выгоды в будущем*(4)). В то же время в организации должен вестись количественный учет сданной техники, в частности, для контроля численности участников акции.
Если среди этой техники обнаруживается та, что способна принести организации выгоду (например, путем продажи либо разборки на запчасти), она должна быть оприходована в бухгалтерском учете по рыночной стоимости. Указанные материалы принимаются к учету по дебету счета 10 "Материалы" либо 41 "Товары" в корреспонденции с кредитом счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-1 "Прочие доходы", по их текущей рыночной стоимости, определяемой на дату принятия этих материалов к бухгалтерскому учету (п. 9 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов"*(5)).
Интересный факт: известная торговая компания организовала музей истории бытовой техники, в котором выставила бытовую технику прошлых поколений, собранную в ходе проведенных акций. По мнению автора, и в этом случае принимать старую технику к учету нет оснований, если только в результате экспонирования организация не планирует получать прибыль (иными словами, если посещение такой выставки будет платным).
Теперь что касается расходов на утилизацию. У бухгалтера, конечно, возникнет вопрос о том, какой счет нужно применить: 44 "Расходы на продажу" либо 91 "Прочие доходы и расходы". Считаем, что остановиться необходимо на первом варианте. Обоснуем свой выбор. Согласно п. 5 ПБУ 5/01 расходами по обычным видам деятельности являются затраты, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Расходы по обычным видам деятельности формируют в том числе:
- расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;
- расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) МПЗ для целей производства продукции и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).
Больше всего из указанного перечня нам подходит статья затрат "Коммерческие расходы". Но что в них входит? Некоторые разъяснения по этому поводу можно найти в отраслевых методических рекомендациях. Итак, в перечень затрат, относимых на статью "Коммерческие расходы", обычно входят:
- расходы на тару и упаковку продукции на складах готовой продукции; стоимость тары и упаковочных материалов, приобретаемых на стороне; услуги своих вспомогательных цехов, связанные с изготовлением тары, упаковкой и маркировкой продукции; услуги сторонних организаций по затариванию и упаковке продукции;
- расходы на погрузку и транспортировку продукции (в том числе доставку на станцию или пристань отправления, погрузку продукции в вагоны и суда), оплата услуг транспортно-экспедиционных организаций, страхование грузов, оплата хранения грузов на промежуточных складах;
- расходы на содержание отделов сбыта, сбытовых контор, баз и складов и т.п.;
- комиссионные сборы, оплата услуг и вознаграждения торгово-посредническим, сбытовым и внешнеторговым организациям, фирмам, брокерам, товарным биржам и др.
- расходы на рекламу, расходы, осуществляемые в связи с участием в ярмарках, выставках, товарных биржах;
- торговые скидки с цены продукции;
- проценты по ссудам, получаемым на операции по сбыту продукции;
- оплата работ по сертификации продукции;
- организация сервисного обслуживания продукции, в том числе устранение мелких дефектов продукции в течение гарантийного срока (собственные расходы предприятия и оплата услуг по договорам), другие затраты по сервисному обслуживанию продукции*(6).
Расходы на утилизацию связаны с проводимой акцией, а значит, имеют косвенное отношение к продаже. Ведь проведение акции - это маркетинговый ход, направленный на продвижение товаров (стимулирование сбыта).
***
При проведении акции "меняем старую технику на новую" на территории торговой организации скапливается бывшая в эксплуатации бытовая техника. Несмотря на то что данное имущество фактически поступает в организацию, отражать его в учете нет необходимости (если оно не отвечает признакам актива). Расходы, связанные с утилизацией, отражаются на счете 44 в составе коммерческих расходов.
С.В. Тяпухин,
эксперт журнала "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Ингушский национальный фольклор.
*(2) Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - М.: Книжный мир, 2003. - 895 с.
*(3) Для подтверждения экономической целесообразности проводимых расходов необходимо подготовить документ, в котором бы был проанализирован ожидаемый эффект от проводимой акции (планируемое привлечение новых клиентов, увеличение выручки), а после окончания акции - подвести итог, сравнить планируемые и фактические данные, вывести финансовый результат.
*(4) Пункт 7.2 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997.
*(5) Утверждено Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 N 44н.
*(6) Методические указания по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях черной металлургии, утв. Роскомметаллургией 07.12.1993.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"