Технология Indoor TV
Технология Indoor TV (телевидение внутри помещения) позволяет размещать на телевизионных панелях и мониторах в супермаркетах и торговых центрах рекламные ролики. При этом сами организации выбирают места для вещания, время и частоту, с которой транслируется реклама. Наличие звука при трансляции видеорекламы по всему залу обеспечивает высокую эффективность рекламной кампании.
В статье рассмотрим вопрос об учете затрат организаций на данный вид рекламы, в частности, нужно ли нормировать расходы на рекламу, осуществленную по технологии Indoor TV, в целях налогообложения прибыли?
Порядок учета расходов на рекламу в целях исчисления налога на прибыль регулируется ст. 264 НК РФ. Так, в соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. При этом расходы на рекламу за некоторым исключением признаются в целях налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).
То есть бухгалтер, в случае если торговая организация в течение года тратит существенные суммы на проведение рекламных кампаний, должен вести некий налоговый регистр, в котором нарастающим итогом с начала года отражается размер выручки, полученной организацией, рассчитывается предельная величина, которая может быть учтена в качестве рекламных расходов в целях налогообложения прибыли, а сами понесенные рекламные расходы классифицируются на нормированные и ненормированные.
Как указано выше, Налоговым кодексом предусмотрено, что расходы на отдельные виды рекламы признаются в налоговом учете в размере понесенных затрат (в полном объеме, независимо от размера выручки организации). Этот перечень весьма внушителен. В частности, к таким видам рекламы относятся (абз. 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ):
- рекламные мероприятия, осуществленные через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Пожалуй, из всего перечисленного списка исключений реклама, о которой идет речь в статье (осуществленная по технологии Indoor TV), может претендовать на разряд ненормированной на основании нормы абз. 2 п. 4 ст. 264 НК РФ: рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" под информационно-телекоммуникационная сетью понимается технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
При этом система Indoor TV представляет собой систему вещания, которая функционирует с помощью программного обеспечения, установленного на компьютере. Названная система включает в себя совокупность элементов: собственно управляющего компьютера, сетевого плеера и отображающих устройств (экранов).
Таким образом, расходы на демонстрацию рекламных роликов на телевизионных панелях по технологии Indoor TV являются расходами на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ, и признаются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации (см. также Письмо Минфина РФ от 17.05.2013 N 03-03-06/1/17267). Чиновники в названном письме пояснили: затраты по созданию и размещению рекламного ролика по технологии Indoor TV могут быть учтены в составе расходов в полном объеме только в случае, если организация, предоставляющая услуги по размещению рекламного ролика, зарегистрирована как средство массовой информации. В иных случаях расходы на трансляцию рекламного ролика подлежат нормированию.
От себя добавим, что рекламное агентство подтвердить свою принадлежность к средствам массовой информации может свидетельством о регистрации СМИ*(1). Соответственно, торговая организация при наличии у партнера такого свидетельства для подтверждения правомерности признания расходов на проведение рекламы посредством технологии Indoor TV в полном объеме должна заручиться копией данного документа.
А.О. Егорова,
эксперт журнала "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Его форма утверждена Приказом Роскомнадзора от 21.11.2011 N 1035.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"