4.3. Методы контроля. Физические факторы
Методические указания
МУК 4.3.2231-07
"Оценка акустической нагрузки в кабинах экипажей воздушных судов при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда летного состава гражданской авиации"
(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26 июля 2007 г.)
Дата введения: с 1 октября 2007 г.
Введены впервые
1. Назначение и область применения
1.1. Настоящий документ устанавливает методику оценки акустической нагрузки в кабинах экипажей воздушных судов (далее - ВС) при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда летного состава гражданской авиации (далее - ГА).
1.2. Методические указания по оценке акустической нагрузки в кабинах экипажей ВС при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда летного состава ГА (далее - указания) разработаны с учетом требований СанПиН 2.5.1.051-96 "Условия труда и отдыха для летного состава гражданской авиации".
1.3. Указания предназначены:
- для методической помощи организациям Роспотребнадзора при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда лиц летного состава ГА с учетом специфики профессиональной деятельности и условий труда членов экипажей ВС ГА;
- организациям гражданской авиации РФ при расчете эквивалентного уровня шума в полете с учетом акустической эффективности авиагарнитуры (далее - АГ) и дополнительной акустической нагрузки, возникающей при прослушивании эфира и речевом радиообмене за анализируемый период летной работы.
1.4. Указания определяют требования к методу расчета акустической нагрузки на членов экипажей ВС с учетом шума под АГ, а также форму представления результатов.
2. Общие положения
2.1. Шум является одним из факторов полета, оказывающим неблагоприятное воздействие на членов экипажей ВС ГА. Основными источниками шума в кабинах ВС ГА являются:
- силовая установка;
- система кондиционирования воздуха;
- аэродинамические шумы;
- шумы, возникающие при прослушивании радиоэфира и речевом радиообмене.
2.2. Акустическая эффективность АГ должна учитываться при расчете акустической нагрузки на членов экипажей ВС.
2.3. Для оценки акустической нагрузки на летный состав в кабинах экипажей ВС ГА в полете рассчитывается эквивалентный уровень звука L_Aeq, T, дБА.
2.4. В случае превышения норм полетного времени за месяц вводится поправочный коэффициент L_К, дБ.
3. Расчет эквивалентного уровня шума в полете за оцениваемый период летной работы
3.1. На основании сведений по учету полетного времени (данных летной книжки или летного отряда) заполняются п.п. 1-3.4 и графы 1, 2, 4, 6, 7 табл. 1 "Протокола расчета эквивалентного уровня шума в полете с учетом дополнительной акустической нагрузки за оцениваемый период летной работы" прилож. 1 (каждый месяц отдельно).
3.2. Графы 3 и 5 табл. 1 прилож. 1 заполняются на основании данных, приведенных в прилож. 2 и 3.
Суммируются показатели графы 3 (уровни звука в кабине ВС) с показателями, указанными в графе 5 (акустическая эффективность АГ); результат заносится в графу 8 (уровни звука с учетом АГ).
В графу 9 табл. 1 прилож. 1 заносятся данные в соответствии с п. 2 прилож. 4.
3.3. При определении дополнительной акустической нагрузки, в соответствии с п. 1 прилож. 4, графы 3 и 5 не заполняются. Данные измерений и расчетов вносятся соответственно в графы 8 и 9 табл. 1 прилож. 1.
3.4. Эквивалентный уровень звука L_Aeq,Т дБА, рассчитывают по формуле:
/ 0,1 \
| L |
| 1 n Aeq,Ti |
L = 10 lg | - Сумма (T x 10 ) |, где (1)
Aeq,T | T i=1 i |
\ /
L - эквивалентный уровень звука в интервале T_i (ч);
Aeq,Ti
Т - фактическое полетное время (ч);
T - продолжительность оцениваемого периода полета (ч);
i
i = 1,2,...n, где n - номер интервала.
Полетное время в часах рассчитывается по формуле:
T = T + T / 60 (2)
ч мин
Длительности периодов полета определяются по данным хронометража, выполненного в условиях реальных полетов.
При невозможности выполнения хронометража в условиях реального полета длительность периода активного прослушивания эфира и речевого радиообмена принимается равной 33%, а длительность периода воздействия уровня звука с учетом АГ (графа 8 табл. 1 прилож. 1) принимается равной 67% фактического полетного времени Т_i (графа 6 и 7 табл. 1 прилож. 1) за месяц в часах.
В случае превышения норм полетного времени для данного периода (месяца), рассчитывается поправочный коэффициент L_K, дБ.
L = 10 lg (T/T ), где (3)
К norm
Т - фактическое полетное время (ч);
T - норма полетного времени (ч).
norm
Поправочный коэффициент добавляется к L_Aeq,T, за конкретный месяц.
Полученный результат заносится в графу 10 табл. 1 прилож. 1.
3.5. В случае необходимости уровни звука (дБА), по результатам измерений звукового давления в октавных полосах частот (дБ), рассчитывают в соответствии с прилож. 6.
3.6. В прилож. 6 приведен пример оформления "Протокола расчета эквивалентного уровня шума в полете с учетом дополнительной акустической нагрузки за оцениваемый период летной работы".
3.7. Графа 11 (превышение нормы (дБА) заполняется в соответствии с действующими нормативными документами (в настоящее время действует СанПиН 2.5.1.051-96 "Условия труда и отдыха для летного состава гражданской авиации").
Руководитель |
Г.Г. Онищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические указания МУК 4.3.2231-07 "Оценка акустической нагрузки в кабинах экипажей воздушных судов при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда летного состава гражданской авиации" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26 июля 2007 г.)
Текст методических указаний приводится по официальному изданию Роспотребнадзора, Москва, 2007 г.
Оценка акустической нагрузки в кабинах экипажей воздушных судов при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда летного состава гражданской авиации: Методические указания. - М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2007. - 14 с.
1. Разработаны: Федеральной службой по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека (С.Д. Кривуля, Э.Д. Сторожева); Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены" (М.Ф. Вильк, В.Б. Панкова, Ю.Н. Каменский); Научно-исследовательским институтом медицины труда РАМН (Л.В. Прокопенко, Н.Н. Курьеров); Министерством транспорта Российской Федерации (С.В. Панферов); ЛИЦ ФГУП ГосНИИ гражданской авиации (В.Д. Глуховский)
2. Рекомендованы к утверждению Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (протокол от 21 июня 2007 г. N 2)
3. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 26 июля 2007 г.
4. Введены в действие с 1 октября 2007 г.
5. Введены впервые.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Методические указания МУК 4.3.2499-09