Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 17 апреля 2019 г.
По результатам рассмотрения обращения издательского дома "ПетроПресс" (вх.N935 от 01.03.2019), а также публикации средства массовой информации (онлайн-газета "Петрозаводск говорит", статья от 27.02.2019 "Дед Мороз" из Минсельхоза: кому достанется шоколадка". "Господдержка с креном на разорение: карельские совхозы разделили на "свои" и "чужие"), указывающих на принятие Правительством Республики Карелия постановления от 01.02.2019 N43-П несоответствующего требованиям антимонопольного законодательства, установлено следующее.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 08.02.2017 N50-П был утвержден Порядок предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий на поддержку агропромышленного комплекса Республики Карелия, в том числе источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг" (далее - Порядок).
Подпункт 10 пункта 12 Порядка предусматривал, что в соответствии с подпрограммой "Развитие подотрасли животноводства и переработки продукции животноводства" Государственной программы: субсидия на мероприятия по поддержке доходности в области животноводства предоставляется: организациям, указанным в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 4 Порядка, на возмещение части затрат:
на содержание поголовья дойного стада коров по состоянию на 1 января текущего финансового года при условии сохранения поголовья дойного стада коров по состоянию на 1 января очередного финансового года не ниже показателей по состоянию на 1 января текущего финансового года, - по ставке за 1 голову;
на увеличение поголовья дойного стада коров за счет ввода нетелей в текущем финансовом году по состоянию на 1 июля текущего финансового года по сравнению с показателями по состоянию на 1 января текущего финансового года при условии сохранения поголовья дойного стада коров по состоянию на 1 января очередного финансового года не ниже показателей по состоянию на 1 июля текущего финансового года, - по ставке за каждую введенную голову. Субсидии не предоставляются организациям, допустившим снижение поголовья дойного стада коров в предыдущем и текущем финансовых годах.
Согласно подпунктам 1, 2 и 4 пункта 4 Порядка предоставление субсидий предусматривалось следующим хозяйствующим субъектам:
1) организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе указанных организаций и индивидуальных предпринимателей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70 % за календарный год;
2) созданным в текущем календарном году организациям, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе указанных организаций от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70 процентов за отчетный период с момента их создания, но не менее чем за полный отчетный квартал;
4) организациям, перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию и имеющим свои подсобные хозяйства.
Согласно действующей редакции Порядка (в ред. постановления Правительства Республики Карелия от 01.02.2019 N43-П "О внесении изменений в постановление Правительства РК от 08.02.2017 N50-П"), подпункт 10 пункта 12 предусматривает, что "субсидия на мероприятия по поддержке доходности в области животноводства предоставляется организациям, указанным в подпункте 1 пункта 4 Порядка, являющимся хозяйственными обществами, более 50 процентов акций (долей в уставных капиталах) которых находится в государственной собственности Республики Карелия, на финансовое обеспечение затрат в связи с производством молока, мяса крупного рогатого скота, кормов собственного производства, приобретением маточного поголовья крупного рогатого скота согласно плану расходов за счет средств субсидии, утвержденному Министерством".
Таким образом, в силу действующей редакции пп. 10 пункта 12 Порядка право на получение субсидий на мероприятия по поддержке доходности в области животноводства имеют хозяйственные общества, более 50 процентов акций (долей в уставных капиталах) которых находится в государственной собственности Республики Карелия.
При этом Министерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия (далее Минсельхоз РК) подтвердило, что условиям, установленным подпунктом 10 пункта 12 Порядка в новой редакции, соответствуют 4 хозяйствующих субъекта: ОАО "Племенное хозяйство "Ильинское"; ОАО "Племсовхоз "Мегрега"; ОАО "Совхоз "Ведлозерский"; ОАО "Совхоз "Толвуйский", тогда как в 2018 году субсидию на поддержание поголовья дойного стада коров в рамках мероприятия по поддержке доходности в области животноводства в 2018 году получило 13 хозяйствующих субъектов (независимо от организационно-правовой формы предприятия).
N |
Наименование |
Количество коров на 01.01.2018 |
Ставка субсидии на голову, руб. |
Субсидия на содержание дойного стада, руб. |
Общий объем гос.поддержки из бюджетов всех уровней, руб |
Удельный вес субсидии на содержание дойного стада в общем объеме гос.поддержки, % |
1 |
ОАО "Совхоз "Толвуйский" |
588 |
778,25 |
457 611 |
32 196 300 |
1,42 |
2 |
ООО "МФ Искра" |
1000 |
778,25 |
778 250 |
20 756 341 |
3,75 |
3 |
ОАО "Племенное хозяйство "Ильинское" |
1100 |
778,25 |
856 075 |
79 605 720 |
1,08 |
4 |
ОАО "Племсовхоз "Мегрега" |
1265 |
778,25 |
984 486 |
111 762 696 |
0,88 |
5 |
ООО "Видлица АГРО" |
330 |
778,25 |
256 823 |
6 453 283 |
3,98 |
6 |
ООО "Янишполе" |
180 |
778,25 |
140 085 |
15 150 241 |
0,92 |
7 |
СПК РЕАЛ |
59 |
778,25 |
45 917 |
1 208 913 |
3,80 |
8 |
ООО "Маяк" |
540 |
778,25 |
420 255 |
34 219 928 |
1,23 |
9 |
ООО "Агрокомплекс им.Зайцева" |
450 |
778,25 |
350 213 |
20 507 317 |
1,71 |
10 |
АО "Эссойла" |
800 |
778,25 |
622 600 |
30 236 103 |
2,06 |
11 |
ОАО "Совхоз "Ведлозерский" |
600 |
778,25 |
466 950 |
25 995 191 |
1,80 |
12 |
ООО "Совхоз Аграрный" |
820 |
778,25 |
638 165 |
21 964 892 |
2,91 |
13 |
ООО "ЛХМ" |
61 |
778,25 |
47 473 |
2 405 924 |
1,97 |
|
ИТОГО |
7793 |
Х |
6 064 903 |
402 462 849 |
Х |
Кроме того, в ходе рассмотрения обращения и публикаций в СМИ установлено, что в адрес Правительства Республики Карелия и Минсельхоза РК поступили обращения ООО "Агрокомплекс им. В.М. Зайцева" и АО "Эссойла", которые не согласны с внесением изменений в вышеуказанный Порядок, предусматривающих право на получение субсидий хозяйствующих субъектов с долей участия Республики Карелия более 50 процентов акций (долей в уставных капиталах).
В пояснительной записке к проекту постановления Правительства РК "О внесении изменений в постановление Правительства РК от 08.02.2017 N50-П" отмечено, что в целях повышения эффективности использования государственных финансов, выделенных на поддержку агропромышленного комплекса, обеспечения устойчивого роста объемов производства основных видов продукции животноводства, рыбоводства, пищевой и перерабатывающей промышленности проектом постановления, среди прочего, предусмотрена: реализация мероприятий по поддержке доходности в области животноводства только в отношении организаций, находящихся в собственности Республики Карелия.
Изменения в подпункт 10 пункта 12 Порядка предоставления субсидий внесены в целях сохранения государственного имущества Республики Карелия до процедуры продажи ОАО "Совхоз "Толвуйский" и ОАО "Совхоз "Ведлозерский", исключения социальной напряженности на предприятиях, сохранения ликвидности активов, обеспечения осуществления сельскохозяйственного производства, внесены изменения в подпункт 10 пункта 12 Порядка предоставления субсидий.
Исходя из представленных Минсельхозом РК актов камеральной проверки достижения показателей результативности предоставления субсидий из бюджета Республики Карелия за 2018 год (информация представлена только в отношении организаций частных форм собственности), следует, что хозяйствующие субъекты, не достигшие заданных показателей, несут ответственность в виде частичного возврата субсидии в зависимости от показателя результативности.
Фактически недостижение 100% показателей результативности отдельными предприятиями послужило основанием для полного исключения всех хозяйствующих субъектов частных форм собственности из круга получателей субсидии.
При этом, Минсельхозом РК не представлено доказательств, свидетельствующих о достижении хозяйствующими субъектами государственных форм собственности противоположных, - максимальных показателей.
Напротив, целью предоставления субсидий государственным предприятиям является сохранение государственного имущества Республики Карелия до процедуры их продажи и обеспечение осуществления ими сельскохозяйственного производства, что ставит под сомнение их экономическую устойчивость, эффективность и продуктивность их хозяйственной деятельности.
В публикации "Дед Мороз" из Минсельхоза: кому достанется шоколадка". "Господдержка с креном на разорение: карельские совхозы разделили на "свои" и "чужие" (интернет-ресурс "Петрозаводск говорит", публикация от 27.02.2019) имеется ссылка на прямую речь министра сельского хозяйства РК В.Лабинова из которой следует, что задача Министерства - два государственных совхоза, которые находятся в слабом экономическом состоянии, "довести в рабочем состоянии до момента приватизации".
Таким образом, недостижение показателей результативности государственными предприятиями является основанием для предоставления им более существенной поддержки, в тоже время недостижение таких показателей хозяйствующими субъектами иных форм собственности влечет их исключение из числа получателей субсидии.
Вышеизложенные обстоятельства указывают на фактическое "перенаправление" субсидии исключительно на поддержку государственных предприятий.
Статьей 8 Конституции Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, а также поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29.12.2006 N264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N264-ФЗ) одним из основополагающих принципов проведения государственной аграрной политики является единство рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и обеспечение равных условий конкуренции на этом рынке.
Согласно пункту 6 статьи 6 Закона N264-ФЗ, одной из мер по реализации государственной политики является антимонопольное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
В связи с реализацией программы импортозамещения, обеспечение условий конкуренции при предоставлении субсидий объявлено ФАС приоритетной задачей.
Обеспечение доступности государственной поддержки для сельхозпроизводителей и равных условий конкуренции при ее осуществлении отнесено к основным задачам антимонопольных органов.
Пунктом 8 части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается создание дискриминационных условий.
В силу пункта 8 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Согласно пункту 17 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" к призакам ограничения конкуренции относятся сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством РФ.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.04.2011 N14686/10, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Право государственного органа субъекта РФ на самостоятельность в установлении порядка и условий предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий не исключает возможность применения антимонопольного законодательства в случае, если устанавливаемый порядок и условия приводят к ограничению конкуренции, в частности, необоснованному препятствованию осуществления деятельности хозяйствующего субъекта, установлению запретов или ограничений на свободное перемещение товаров, созданию дискриминационных условий и прочее.
Внесение изменений в Порядок предоставления субсидий на поддержку агропромышленного комплекса Республики Карелия путем принятия постановления Правительства Республики Карелия от 01.02.2019 N43-П приводит к значительному сужению круга получателей субсидий на мероприятия по поддержке доходности в области животноводства, - полностью исключено выделение субсидий на мероприятия по поддержке доходности в области животноводства "негосударственным совхозам", за счет которой компенсируются затраты на производство молока, мяса, кормов собственного производства, приобретение маточного поголовья крупного рогатого скота.
Фактически возможность предоставления указанной субсидии поставлена в зависимость от формы собственности организации.
В результате пересмотра круга получателей вышеуказанной субсидии, подпункту 10 пункта 12 Порядка соответствуют всего 4 хозяйствующих субъекта - "государственных совхоза" - ОАО "Толвуйский", ОАО "Ведлозерский", ОАО "Племенное хозяйство "Ильинское", ОАО "Племсовхоз "Мегрега" (при условии, что в 2018 году такую субсидию получило 13 хозяйствующих субъектов).
Остальные хозяйствующие субъекты - негосударственные предприятия, ранее получавшие государственную поддержку в форме субсидии на мероприятия по поддержке доходности в области животноводства (отдельные из которых показывали на протяжении последних лет положительную динамику производства и реализации сельскохозяйственной продукции, выполняли производственные планы, например, ООО "Агрокомплекс имени В.М.Зайцева"; АО "Эссойла") в 2019 году лишены возможности получения государственной поддержки; фактически поставлены в неравные условия по сравнению с предприятиями (которые также являются хозяйствующими субъектами в понимании пункта 5 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции"), более 50 процентов акций (долей в уставных капиталах) которых находится в государственной собственности Республики Карелия.
Такой порядок выделения (предоставления) субсидий направлен не на стимулирование молочного производства, животноводства, а напротив, может оказать негативное влияние на деятельность негосударственных предприятий, привести к их постепенному банкротству; привести к негативным последствиям для всей отрасли, устранению ряда хозяйствующих субъектов с соответствующего товарного рынка; снижению интереса потенциальных инвесторов к приобретению сельхозпредприятий.
В свою очередь, хозяйственные общества, более 50 процентов акций (долей в уставных капиталах) которых находится в государственной собственности РК, необоснованно поставлены в преимущественные условия осуществления деятельности.
Действия Правительства Республики Карелия по пересмотру (сужению) круга получателей субсидии и привязке получателя субсидии к форме собственности ставят негосударственные предприятия в неравные экономические условия осуществления хозяйственной деятельности по сравнению с государственными предприятиями, осуществляющими аналогичную деятельность на территории Республики Карелия и имеющими возможность получения субсидии на мероприятия по поддержке доходности в области животноводства за счет средств бюджета Республики Карелия.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Правительства Республики Карелия признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" и в силу части 2 статьи 39.1 ФЗ "О защите конкуренции" являются основанием для выдачи предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Также необходимо отметить, что в адрес ФАС России направлялся запрос о выражении мотивированной позиции относительно внесения Правительством Республики Карелия изменений в Порядок, предусматривающий выделение субсидий на мероприятия по поддержке доходности в области животноводства только государственным предприятиям (в зависимости от формы собственности хозяйствующего субъекта) и наличии оснований для выдачи Карельским УФАС России соответствующего предупреждения (письмо исх.N04-32/2019/739 от 04.03.2019).
По мнению ФАС России, изложенном в письме исх.NЦА/20521/19 от 18.03.2019, внесение в Порядок изменений, предусматривающих выделение субсидий на мероприятия по поддержке доходности в области животноводства исключительно хозяйственным обществам, более 50% акций (долей в уставных капиталах) которых находится в государственной собственности Республики Карелия, может привести к созданию дискриминационных условий по отношению к иным хозяйственным обществам, осуществляющим деятельность на данном рынке, что служит основанием для выдачи Правительству Республики Карелия предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Учитывая изложенное, на основании статьи 391 ФЗ "О защите конкуренции" Карельское УФАС России предупреждает о необходимости в срок до 17 мая 2019 года совершить действия, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, путем внесения изменений в подпункт 10 пункта 12 Порядка, изложив его в редакции, предусматривающей выделение субсидии на мероприятия по поддержке доходности в области животноводства организациям, указанным в подпункте 1 пункта 4 Порядка независимо от формы собственности (например: "субсидия на мероприятия по поддержке доходности в области животноводства предоставляется организациям, указанным в подпункте 1 пункта 4 Порядка, независимо от форм собственности, на финансовое обеспечение затрат в связи с производством молока, мяса крупного рогатого скота, кормов собственного производства, приобретением маточного поголовья крупного рогатого скота согласно плану расходов за счет средств субсидии, утвержденному Министерством").
О выполнении предупреждения сообщить в Карельское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (с приложением подтверждающих исполнение предупреждения документов).
Частью 5 статьи 39.1 ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что по мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.
При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (часть 7 статьи 39.1).
В соответствии с частью 8 статьи 39.1 ФЗ "О защите конкуренции" в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
Руководитель управления А.Б.Пряхин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 17 апреля 2019 г. N 010/01/15-227/2019