Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 28 сентября 2012 г. по делу N 11-18832
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Лукашенко Н.И.,
судей Катковой Г.В. Павловой И.П.,
при секретаре Честных М.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Катковой Г.В. дело по апелляционной жалобе Петровского Н.А. на решение Басманного районного суда гор. Москвы от 11 мая 2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления Петровского Н.А. о признании неправомерным и об отмене решения Федеральной миграционной службы N ... от 27.01.2012 года, которым решение Управления ФМС по г. Москве от 13.12.2011 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации признано правомерным - отказать, установила:
Петровский Н.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным, необоснованным и об отмене решения Федеральной миграционной службы (далее - ФМС России) N ... от 27.01.2012 года, которым решение Управления ФМС по г. Москве от 13.12.2011 года об отказе Петровскому Н.А. в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации признано правомерным, обязании ФМС России устранить допущенные нарушения.
В обоснование требований указал, что ему неправомерно и немотивированно отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, поскольку он родился на территории СССР (РСФСР) и безвыездно проживал до 1988 года. В декабре 1998 года был направлен по распределению в Брестский политехнический институт, где работал и проживал. В марте 1993 года Петровский Н.А. вернулся на территорию России в город Москву, где зарегистрировался и проживает по настоящее время. Кроме того, не было учтено наличие у Петровского Н.А. ряда тяжелых неизлечимых заболеваний, которые требуют ежегодного лечения, а так же опасения заявителя, что по возвращении в Республику Беларусь, он будет подвергаться пыткам, жестоким, бесчеловечным, унижающим достоинство видам обращения или наказаниям, за публичную критику режима Президента Республики Беларусь.
В судебное заседание явился Петровский Н.А., который заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ФМС России Баконин А.Г. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявления по мотивам, изложенным в возражениях, полагая заявление необоснованным.
Представитель заинтересованного лица УФМС России по г. Москве в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие заинтересованного лица УФМС России по г. Москве.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит в апелляционной жалобе Петровский Н.А.
Петровский Н.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В соответствии со ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия, выслушав представителя ФМС России по доверенности Баконина А.Г., проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом первой инстанции установлено, что Петровский Н.А., ... года рождения, гражданин Республики Беларусь, уроженец хутора Богатов, Белокалитвинского района, Ростовской области, по национальности - русский, вероисповедание православный христианин, родной язык - русский, образование - высшее, женат на гражданке Российской Федерации Петровской О.В., ... года рождения, от данного брака имеют дочь. Жена и дочь в настоящее время проживают в г. Москве. Прежнее постоянное место жительства Республика Беларусь г. Брест.
Со слов Петровского Н.А. известно, что 30.11.2009 г. он покинул Республику Беларусь в связи с опасениями подвергнуться преследованиям по признаку политических убеждений.
06.07.2010 г. был задержан сотрудниками МУРа в г. Москве, как разыскиваемый правоохранительными органами Республики Беларусь за совершение преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 430, ч. 1 ст. 14 и ч. 2 ст. 430 (получение взятки), ч. 2 ст. 424 (злоупотребление властью или служебными полномочиями) УК Республики Беларусь.
Из материалов представленных Генеральной прокуратурой Республики Беларусь, судом установлено, что 30.11.2009 года следователем прокуратуры Брестской области в отношении Петровского Н.А. вынесено постановление о применении меры пресечения в виде заключения под стражу и в тот же день данное постановление санкционировано заместителем прокурора Брестской области. 02.12.2009 года Петровский Н.А. объявлен в розыск.
05.07.2010 г. заявитель был заключен под стражу и помещен в ФБУ ИЗ-77/4 УФСИН России по г. Москве, далее переведен в ФБУ ИЗ-77/1 УФСИН России по г. Москве.
30.08.2010 года находясь под стражей, Петровский Н.А. обратился в УФМС России по г. Москве с заявлением о предоставлении убежища на территории Российской Федерации.
17.09.2010 года сотрудниками УФМС России по г. Москве в ФБУ ИЗ-77/1 УФСИН России по г. Москве было принято от него ходатайство о признании беженцем на территории Российской Федерации, в котором он указал, что опасается преследования со стороны правоохранительных органов Республики Беларусь по политическим мотивам за его несогласие с действующим политическим режимом Президента Республики Беларусь.
04.06.2009 года истец был задержан сотрудниками правоохранительных органов Белоруссии по обвинению в получении взятки и заключен под стражу в СИЗО г. Бреста, где подвергался избиениям. После того, как его отпустили, он принял решение покинуть Республику Беларусь.
Решением УФМС России по г. Москве от 20.12.2010 г. Петровскому Н.А. было отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации как лицу, не отвечающему критериям, определяющим понятие "беженец" согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона "О беженцах". Данное решение было обжаловано заявителем в ФМС России в две судебные инстанции, но его жалобы оставлены без удовлетворения.
08.02.2011 года постановлением Симоновского районного суда г. Москвы в отношении Петровского Н.А. была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и он был освобожден из -под стражи в зале суда.
13.10.2011 года Петровский Н.А. обратился с заявлением в УФМС России по г. Москве о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, в обоснование, которого указал, что целью его обращения является легальное проживание на территории Российской Федерации совместно с матерью, женой и дочерью которые являются гражданами Российской Федерации.
13.12.2011 года решением УФМС России по г. Москве заявителю отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации в связи с отсутствием оснований предусмотренных ст. 12 Федерального закона "О беженцах". Данное решение было обжаловано заявителем в ФМС России.
Решением ФМС России N 879 от 27 января 2012 г. решение УФМС России по г. Москве признано правомерным, в удовлетворении жалобы заявителю отказано.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 1 ФЗ "О беженцах" временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 12 ФЗ "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:
1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;
2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Порядок предоставления временного убежища определен постановлением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2001 года N 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации", в соответствии с которым решение о предоставлении временного убежища принимается в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывания лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья).
Согласно статьи 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-I "О беженцах" - беженец это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции указал, что при вынесении решения N ... от 27.01.2012 года ФМС России исходила из того, что УФМС России по г. Москве правильно проведен анализ всех обстоятельств, связанных с просьбой заявителя о предоставлении ему временного убежища как личных, так и общественно - политических, и обоснованно сделан вывод об отсутствии у него гуманных причин, требующих его временного пребывания на территории Российской Федерации. Заявителем не приведено убедительных доводов, свидетельствующих о том, что у него имеются основания для опасений стать жертвой негуманного обращения на родине, заболеваний, требующих неотложной медицинской помощи или оперативного лечения и препятствующих выезду из Российской Федерации, у него не выявлено (л.д. 40-41).
По сведениям МИД России информацией о пытках, бесчеловечных или унижающих достоинство обращениях и наказаниях, незаконных арестах, дискриминации, преследованиях граждан по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе, а также о нарушениях прав человека в Республики Беларусь не располагает.
По оценке МИД России внутренняя ситуация в стране стабильная, что обеспечивается скоординированными действиями всех ветвей власти по укреплению роли государств, обеспечению развития экономики, проведению социально ориентированных экономических реформ. Президент Лукашенко А.Г. сохраняет реальную власть, пользуется поддержкой в республике. Руководство страны с помощью административной вертикали контролирует ситуацию в стране. Условия содержания граждан в местах лишения свободы соответствуют общепринятым стандартам.
Как сообщает МИД России, Посольство РФ в Республике Беларусь не располагает официально подтвержденной информацией о пытках, бесчеловечных или унижающих достоинство обращениях и наказаниях, незаконных арестах, дискриминации, преследованиях граждан по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной группе, а также о нарушениях прав человека.
Суд правильно указал, что свое заявление о предоставлении временного убежища на территории РФ Петровский Н.А. обосновал желанием легально проживать на территории РФ, поскольку его члены семьи - жена, дочь и мать являются гражданами РФ, а также опасениями подвергнуться преследованиями в Республики Беларусь за публичную критику режима Президента РБ Лукашенко А.Г., а также в связи с тем, что в отношении него на территории Республики Беларусь возбуждены уголовные дела.
Желание получения временного убежища на территории РФ как способ легализации в РФ не могут рассматриваться как гуманные основания.
Медицинских документов, свидетельствующих о наличии у заявителя заболеваний, препятствующих его выезду за пределы РФ, суду не представлены.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Перечисленных причин при проведении проверки ФМС не выявлено.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что Решение ФМС России принято с учетом отсутствия угрозы для жизни заявителя при его возможном возращении на родину и отсутствия медицинских показаний, указывающих на необходимость оперативного медицинского вмешательства, оспариваемое решение Управления ФМС по г. Москве от 13.12.2011 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, а также решение ФМС России N 879 от 27.01.2012 года по жалобе на решение Управления ФМС России по г. Москве от 13.12.2011 года соответствуют Федеральному закону Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4528-I "О беженцах", а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 г. "О статусе беженцев", Протоколу, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), содержит мотивы принятого решения, рассмотрено уполномоченным должностным лицом.
Судебная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции.
Судом полно и всесторонне проверены все юридически значимые по делу обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка и с этой оценкой судебная коллегия согласна. Нормы материального и процессуального законодательства судом применены правильно.
Доводы жалобы не содержат правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда, направлены на иное толкование действующего Федерального закона "О беженцах", а также на иную оценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Басманного районного суда гор. Москвы от 11 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 28 сентября 2012 г. по делу N 11-18832
Текст определения официально опубликован не был