Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 12 ноября 2012 г. N 11-20635
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Зенкиной В.Л.
судей Анашкина А.А., Карпушкиной Е.И.,
при секретаре Желонкине В.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Анашкина А.А. дело по апелляционной жалобе представителя Краснова А.С. по доверенности Кузьминой М.В., на решение Таганского районного суда г. Москвы от 02 июля 2012 г., которым постановлено:
в удовлетворении заявления Краснова А.С. о признании действий (бездействия) Префектуры Центрального административного округа города Москвы, Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы незаконными, - отказать.
Установила:
Заявитель Краснов А.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения заместителя Префекта Центрального административного округа города Москвы об отложении обеспечения семьи Краснова А.С. жилым помещением из жилищного фонда социального использования до истечения пятилетнего периода с момента ухудшения жилищных условий; о признании незаконными действий Префектуры Центрального административного округа города Москвы и Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы по признанию факта расторжения брака Краснова А.С., состоящего в составе члена семьи на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, как действия ухудшающими жилищные условия; обязании Префектуры Центрального административного округа города Москвы и Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы возобновить семью Краснова А.С. в обеспечении жилым помещением из жилищного фонда социального использования; обязании Префектуры Центрального административного округа города Москвы и Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предоставить семье Краснова А.С. жилое помещение из жилищного фонда социального использования не менее 90 кв.м. исходя из нормы предоставления 18 кв.м. на человека. В обоснование своего заявления Краснов А.С. указывает, что он (заявитель) и члены его семьи в составе 5 человек проживают в двух комнатах на условиях койко-мест в общежитии и состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Пресненском районе Центрального административного округа г. Москвы. Из письма заместителя Префекта ЦАО г. Москвы Литотпина А.В., врученного заявителю последнему стало известно о том, что вопрос улучшения жилищных условий семьи Краснова А.С. был рассмотрен на заседании Комиссии по жилищным вопросам Правительства Москвы (...), где было принято
решение отложить обеспечение семьи жилым помещением из жилищного фонда социального использования до истечения пятилетнего периода с момента ухудшения жилищных условий (расторжение брака сыном).
По мнению заявителя, данный отказ в удовлетворении заявления Краснова А.С., отложение обеспечения его семьи жилым помещением до истечения пятилетнего периода с момента ухудшения жилищных условий, а также признание уполномоченными органами факта ухудшения жилищных условий по причине расторжения брака сына Краснова А.С. являются незаконными и необоснованными.
После уточнения требований, заявитель дополнил ранее заявленные требования требованием о признании незаконным распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в части исключения Краснова А.С. из программы обеспечения жилыми помещениями в 2011 году по причине ухудшения жилищных условий расторжение брака в 2008 году.
Заявитель Краснов А.С. и его представитель по доверенности Кузьмина М.В. в судебном заседании заявленные требования с учетом уточнений поддержали в полном объеме, настаивали на их удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы по доверенности Абросимов В.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований Краснова А.С.
Представитель заинтересованного лица Префектуры Центрального административного округа г. Москвы в судебное заседание не явился, представил отзыв на заявление Краснова А.С., в котором просил в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель Краснова А.С. по доверенности Кузьмина М.В. по доводам апелляционной жалобы, в частности потому, что судом неверно применены нормы материального права.
Представитель Краснова А.С. по доверенности Кузьмина М.В. в заседание явилась, доводы жалобы поддержала.
Представитель ДЖП и ЖФ г. Москвы по доверенности Абросимов В.В. явился, доводы жалобы не признал.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя Краснова А.С. по доверенности Кузьмина М.В., изучив жалобу, находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 ФЗ РФ от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до введения в действие ЖК РФ на момент постановки заявителя на учет давали право на получение жилых помещений по договорам социального и коммерческого найма в г. Москве, были установлены разделом II Постановления Московской городской Думы от 24 декабря 1997 года N 95 "Об утверждении Положения о порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в г. Москве".
Согласно п. 13 Положения от 7 октября 1998 г. N 86 граждане и члены их семей признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они зарегистрированы по месту жительства в городе Москве не менее 10 лет и проживают в жилых помещениях размером менее установленной нормы площади на одного человека, при которой осуществляется постановка на учет. Нормой площади при постановке на учет является размер общей площади, приходящейся на каждого зарегистрированного по месту жительства члена семьи, составляющий менее 10 квадратных метров общей площади для отдельных квартир и 15 квадратных метров общей площади для квартир коммунального заселения и квартир (домов) гостиничного типа.
Положениями ч. 2 ст. 1 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" предусмотрено, что члены семьи заявителя - супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований: размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы. Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 4 ст. 50 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Краснова А.С. в составе из пяти человек зарегистрирована по месту жительства в общежитии по адресу:
Из решения Исполнительного комитета Краснопресненского районного совета народных депутатов от следует, что семья Краснова А.С. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 26 августа 2008 года N 774-ПП "Об итогах выполнения городских жилищных программ в 2007 году и о городских жилищных программах на 2008-2010 годы" семья Краснова А.С. подлежит обеспечению жилой площадью
По Программе 2010 года семье Краснова А.С., с учетом жилой площади, занимаемой членами семьи на праве собственности и праве пользования, были предоставлены 3 варианта двухкомнатных квартир по следующим адресам:
На все предложенные варианты отдельных двухкомнатных квартир Краснов А.С. согласия не дал.
12 марта 2005 года между (сыном заявителя) и Д.Е.С. был заключен брак.
Согласно свидетельства о расторжении брака, Кутузовским отделом ЗАГС Управления ЗАГС Москвы 04 марта 2008 года прекращен брак между (сыном заявителя) и Данилиной Е.С. на основании решения мирового судьи Судебного участка N 20 района Южное Бутово г. Москвы.
Из свидетельства о государственной регистрации права Данилина Е.С. (бывшая супруга сына заявителя - К.К.А.) имеет в своей собственности на основании договора передачи квартиры от ... трехкомнатную квартиру.
01 октября 2010 года Краснов А.С. обратился с заявлением о переносе сроков обеспечения жилой площадью на 2013 год, в связи с тем, что сын расторг брак в 2008 г., а при обеспечении заявителей жилыми помещениями учитываются действия, повлекшие ухудшение жилищных условий (изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака) жилые помещения (части жилых помещений), в отношении которых жители города Москвы и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования за пять лет, предшествующих предоставлению жилых помещений.
Распоряжением Префектуры ЦАО г. Москвы от ... с учетом рекомендации общественной жилищной комиссии Центрального административного округа г. Москвы от ..., семья Краснова А.С. исключена из Программы обеспечения жилыми помещениями 2010 года, также семья заявителя переведена в отдельный список нуждающихся, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями после выполнения Программы обеспечения жилыми помещениями 2011 года, а кроме того, данные распоряжением Краснову А.С. отказано в переносе сроков обеспечения жилой площадью на 2013 год.
Краснов А.С. повторно обратился в Префектуру ЦАО г. Москвы с заявлением (претензией) о признании незаконным предложения двухкомнатных квартир, о предоставлении жилого помещения на семью из пяти человек (он, сын, дочь, две внучки) в пределах нормы предоставления площади жилого помещения.) в связи с тем, что бывшая жена Д.Е.С. являлась собственником трехкомнатной квартиры до заключения брака с сыном.
Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы N 1065 от ... "О внесении изменений в распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от "О включении в программу обеспечения жилыми помещениями в 2011 году жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и в жилых помещениях", в том числе в соответствии со ст. 10, 20, 21 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" исключены из приложения к указанному распоряжению 22 (двадцать две) семьи очередников согласно приложению N 1, в том числе и семья Краснова А.С. в связи с ухудшением жилищных условий расторжение брака в 2008 году, и с момента расторжения брака прошло менее 5 лет.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд исходил из положений ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 10 Закона г. Москвы N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения" и исходил из того, Префектура ЦАО г. Москвы и ДЖП и ЖФ г. Москвы законно и обоснованно определили развод сына нанимателя Краснова А.С. как намеренное действие, приведшее к ухудшению жилищных условий.
С указанными выводами суда коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 10 Закона г. Москвы N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях по истечении пяти лет после совершения ими действий, в результате которых такие граждане могут быть, признаны нуждающимися в жилых помещениях. При предоставлении жилых помещений жителям города Москвы из жилищного фонда города Москвы или помощи города Москвы в приобретении жилых помещений жителями города Москвы в собственность учитываются действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению за пять лет, предшествующих предоставлению жилых помещений или помощи города Москвы.
К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условии, относятся также изменение состава семьи, в том числе, в результате расторжения брака.
Из приведенных положений Закона г. Москвы следует, что при представлении жилых помещений из жилищного фонда г. Москвы учету подлежит не сам факт расторжения брака, а факт ухудшения данными действиями жилищных условий.
Однако, решение суда не содержит выводов суда относительно того каким образом факт расторжения брака Краснова К.А. с Данилиной Е.С. в 2008 г. повлиял на жилищные условия семьи Красновых применительно к тем жилищным условиям, которые имелись в период брака.
При этом Данилина Е.С. совместно с мужем Красновым К.А. в период брака на учет по улучшению жилищных условий не заявляла. Красновы о ее постановке на учет не просили, в связи с чем Данилина Е.С. на такой учет принята не была.
Таким образом, после вступления Данилиной Е.С. и Краснова К.А. в брак и тем более после его расторжения, судебная коллегия не усматривает намеренного ухудшения жилищных условий семьей Красновых, поскольку данное обстоятельство ни коим образом не повлияло на право Красновых на получение жилых помещений большей площадью, нежели до вступления в брак и тем более не повлияло на такое право после расторжения брака.
В связи с изложенным выводы суда о том, что развод сына нанимателя Краснова А.С. является намеренным действием, приведшим к ухудшению жилищных условий и влекущим приостановление предоставление помещения на срок до 5 лет, коллегия находит несостоятельным, а потому решение суда в соответствии с положениями ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене, в связи с неверным применением норм материального права.
По изложенным основаниям требования Краснова А.С. в части признания незаконным распоряжения ДЖП и ЖФ г. Москвы N 1065 от 19.08.2011 г. в части исключения Краснова А.С. из программы обеспечения жилыми помещениями в 2011 г., а также обязании Префектуры ЦАО г. Москвы и ДЖП и ЖФ г. Москвы восстановить семью Краснова А.С. в составе 5 человек в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с годом постановки на учет. Иные требования по заявлению удовлетворению не подлежат, как не основанные на законе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия, определила:
решение Таганского районного суда г. Москвы от 02 июля 2012 г. отменить.
Заявление Краснова А.С. удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжения ДЖП и ЖФ г. Москвы в части исключения Краснова А.С. из программы обеспечения жилыми помещениями в 2011 г.
Восстановить семью Краснова А.С. в составе 5 человек в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с годом постановки на учет.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Председательствующий: |
|
Судьи: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.