Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 18 октября 2012 г. N 11-21338
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Огановой Э.Ю.,
судей Смирновой Ю.А., Ефимовой И.Е.,
при секретаре Ланине Н.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Смирновой Ю.А. дело по апелляционной жалобе ОАО "Российские железные дороги" на решение Мещанского районного суд г. Москвы от 19 июня 2012 года, которым постановлено:
обязать ОАО "Российские железные дороги" обеспечить создание или выделение рабочих мест в Орловской дистанции энергоснабжения Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" для трудоустройства инвалидов и приема инвалидов на работу в пределах установленной квоты в размере четырех процентов от среднесписочной численности работников организации.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в доход государства государственную пошлину в размере 200 рублей, установила:
Орловский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" об обязании обеспечить создание рабочих мест для приема на работу инвалидов, обязании обеспечить предоставление информации о наличии вакантных рабочих мест для инвалидов в Орловской дистанции энергоснабжения Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", ссылаясь на невыполнение ответчиком требований законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов. В связи с чем истец просил суд обязать ОАО "Российские железные дороги" обеспечить создание рабочих мест в Орловской дистанции энергоснабжения Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" для трудоустройства инвалидов и приема инвалидов на работу в пределах установленной Федеральным законом от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Закона Орловской области от 06 декабря 2007 года N 726-03 "О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях Орловской области" квоты в размере четырех процентов от среднесписочной численности работников организации; обязать ОАО "Российские железные дороги" обеспечить предоставление Орловской дистанцией энергоснабжения Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" ежемесячно в КУ Орловской области Центр занятости населения Железнодорожного района г. Орла информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) для приема на работу инвалидов.
Помощник Орловского транспортного прокурора Горина Л.А. в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ОАО "РЖД" Кабанов М.В. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований по доводам письменного отзыва.
Представитель третьего лица КУ Орловской области Центр занятости населения Железнодорожного района г. Орла, извещенный о слушании дела, в судебное заседание не явился.
Суд постановил вышеуказанное решение, об отмене которого просит ответчик ОАО "Российские железные дороги" по доводам апелляционной жалобы.
Представитель ответчика по доверенности Никитина Е.А. в заседание судебной коллегии явилась, поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель истца - старший помощник Орловского транспортного прокурора Горина Л.А. в судебное заседание явилась, просила апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, полагая решение суда законным и обоснованным.
Представитель третьего лица КУ Орловской области Центр занятости населения Железнодорожного района г. Орла в заседание судебной коллегии не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставил письменные возражения относительно апелляционной жалобы, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение законным и не подлежащим отмене, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
2. Неправильным применением норм материального права являются:
1) неприменение закона, подлежащего применению;
2) применение закона, не подлежащего применению;
3) неправильное истолкование закона.
Указанных обстоятельств, которые могли бы послужить основанием к отмене либо изменению оспариваемого решения, при рассмотрении настоящего дела не установлено.
В соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов - о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости, в том числе путем создания учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для их трудоустройства.
В силу требований ст. 24 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Согласно ст. 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Пунктом 3 статьи 2 Закона Орловской области "О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях Орловской области" от 06 декабря 2007 г. N 726-03 установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников организации.
Судом первой инстанции установлено, что проведенной прокуратурой проверкой по соблюдению законодательства о социальной защите инвалидов в Орловской дистанции энергоснабжения Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" выявлены нарушения требований законодательства о занятости населения и защите прав инвалидов.
Штатная численность центра составляет 192 человека, предприятие является структурным подразделением Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" и расположено на территории Орловской области. Размер установленной квоты по приему на работу инвалидов составляет 7 человек. В соответствии с информацией о приеме на работу инвалидов, предоставленной начальником дистанции, в настоящее время рабочих мест для инвалидов не создано.
Разрешая спор и оценивая, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, собранные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных истцом требований в части обязания ответчика обеспечить создание рабочих мест для приема на работу инвалидов, поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что штатная численность в Орловской дистанции энергоснабжения Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" составляет 192 человека, в связи с чем у ответчика, в силу с ч. 3 ст. 25 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", ст. ст. 20, 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 2 Закона Орловской области "О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях Орловской области" возникла обязанность создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в Орловской дистанции энергоснабжения Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", чего ответчиком сделано не было.
Доказательства того, что с учетом рода деятельности ответчика невозможно создать или выделить места для инвалидов в пределах установленной законом квоты, ответчиком в суд представлены не были.
Доводы апелляционной жалобы о том, что создание специальных рабочих мест для инвалидов без наличия самих инвалидов и их индивидуальной программы реабилитации невозможно, является не состоятельным, поскольку из смысла требований Закона Орловской области "О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях Орловской области", Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" следует, что созданные рабочие места, являющиеся разницей между установленной квотой и рабочими местами, уже занятыми инвалидами, заявляются в службу занятости в виде вакансий.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Орловская дистанция не является юридическим лицом, а создавать или выделять рабочие места должно юридическое лицо ОАО "РЖД" в зависимости от среднесписочной численности организации, в том структурном подразделении, в котором есть такая возможность, являлся предметом исследования суда первой инстанции и получил надлежащую оценку.
Так, судом первой инстанции правильно указано, поскольку в соответствии с п. 20 Положения об Орловской дистанции энергоснабжения Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", утвержденного приказом от 27 декабря 2010 года N 344/н, начальник дистанции в пределах представленных ему полномочий выполняет функции работодателя. Обладая функциями работодателя и имея численность работников более 100 человек, дистанция обязана создать или выделить рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой.
При таких данных судебная коллегия полагает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм права, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 19 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий: |
|
Судьи: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 18 октября 2012 г. N 11-21338
Текст определения официально опубликован не был