Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 12 ноября 2012 г. N 11-22094
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Владимировой Н.Ю., судей Котовой И.В., Семченко А.В.,
при секретаре Полуховой О.Н.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Владимировой Н.Ю. дело по апелляционной жалобе Надырова Ш.М. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 23 апреля 2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Надырова Ш.М. к Министерству внутренних дел РФ, Министерству обороны РФ, ГУВД г. Москвы, Министерству по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ, Пенсионному фонду РФ о назначении пенсии за выслугу лет отказать.
Установила:
Надыров Ш.М. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел РФ, Министерству по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ, ГУВД г. Москвы об обязании назначить пенсию за выслугу лет.
В обоснование заявленных требований указав, что в период с 1976 г. по 2003 г. проходил службу в органах внутренних дел, с 2003 года по 1 марта 2005 г. в органах МЧС Кыргызской Республики. Перед увольнением со службы он занимал должность начальника Государственной противопожарной службы Кадамжайского района отдела Государственной противопожарной службы Баткенской области Главного управления Государственной противопожарной службы при Министерстве экологии и чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики. На основании Закона Кыргызской Республики от 7 мая 1993 г. N 1194-ХП ему назначена пенсия за выслугу лет с 1 марта 2005 г. В связи с получением гражданства РФ и постоянным проживанием на территории РФ, истец обратился в МВД РФ, Министерство обороны РФ, в Пенсионный фонд РФ за оформлением и назначением пенсии за выслугу лет, однако в назначении указанной пенсии ему отказано, что, по мнению заявителя, нарушает его права на социальное обеспечение, гарантированное Конституцией РФ.
Истец и его представитель в суд явились, поддержали исковые требования.
Представитель МВД РФ, ГУВД г. Москвы в суд явился, иск не признал.
Представитель Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ в суд не явился.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого как неправильного просит в апелляционной жалобе Надыров Ш.М.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Надырова Ш.М., представителя ГУВД г. Москвы, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит, что решение подлежит изменению.
Как установлено судом 1 инстанции и следует из материалов дела, Надыров Ш.М. проходил службу в органах внутренних дел в период с 1976 г. по 2003 г., с 2003 года по 1 марта 2005 г. в органах МЧС Кыргызской Республики. Перед увольнением со службы он занимал должность начальника Государственной противопожарной службы Кадамжайского района отдела Государственной противопожарной службы Баткенской области Главного управления Государственной противопожарной службы при Министерстве экологии и чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики. На основании Закона Кыргызской Республики от 7 мая 1993 г. N 1194-ХП ему назначена пенсия за выслугу лет с 1 марта 2005 г.
В связи с получением гражданства РФ и постоянным проживанием на территории РФ пенсионное дело было направлено в пенсионный орган по новому месту жительства.
В связи с отказом истцу в назначении пенсии по линии Министерства внутренних дел РФ и Министерства обороны РФ выплата пенсии возобновлена Надырову Ш.М. Агентством по пожарной безопасности при Министерстве чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики.
Пенсии в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" назначаются и выплачиваются после увольнения со службы. Пенсионное обеспечение граждан в соответствии с вышеуказанным Законом производится в зависимости от последнего места службы гражданина Министерством обороны РФ, Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 имеют лица, на которых распространяется действие данного Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу 20 и более лет.
В целях реализации пенсионных прав проживающих в Российской Федерации бывших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, проходивших военную и правоохранительную службу в государствах - участниках СНГ, заключены следующие международные соглашения: Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.; Соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников СНГ от 24 декабря 1993 г.; Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников СНГ от 15 мая 1992 г.; Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих Пограничных войск, членов их семей и государственного страхования военнослужащих Пограничных войск государств - участников СНГ от 15 мая 1992 г.
13 марта 1992 г между государствами - участниками СНГ Республикой Арменией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистаном, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
Как следует из содержания пункта 2 статьи 6 Соглашения при установлении пенсий гражданам государств - участников Соглашения стран СНГ учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР до 13 марта 1992 г.
В соответствии с пунктом 8 Соглашения Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.
Вместе с тем, Соглашения предусматривают взаимное признание государствами участниками Соглашения трудового стажа и выслуги лет исключительно для Сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих.
До 1 января 2002 г. Государственная противопожарная служба входила в структуру Министерства внутренних дел РФ, в связи с чем сотрудники данной службы являлись сотрудниками органов внутренних дел.
С 1 января 2002 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 9 ноября 2001 г. N 1309 Государственная противопожарная служба МВД РФ преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в связи с чем с указной даты сотрудники данной службы сотрудниками органов внутренних дел не являются.
В соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики от 24 августа 2003 г. N 271 Государственная противопожарная служба выделена из системы МВД Кыргызской Республики и передана в ведение Министерства экологии и чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики.
Таким образом, упомянутыми выше Соглашениями, а также иными международными договорами на Министерство внутренних дел РФ, Министерство обороны РФ обязанность пенсионного обеспечения лиц рядового и начальствующего состава, проходивших перед увольнением службу в министерствах и ведомствах государств Содружества, не входящих в систему органов внутренних дел и министерства обороны при переезде их на постоянное место жительства из одного государства в другое, не возлагается.
Принимая во внимание изложенное, служба в органах Государственной противопожарной службы государств - участников СНГ не может быть зачтена в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, сотрудников органов внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям, в Российской Федерации".
При таких данных, суд пришел к выводу, что правовых оснований для возложения обязанности на Министерство внутренних дел РФ, для назначения пенсии за выслугу лет Надырову Ш.М. не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Надыров Ш.М., 1959 года рождения, на момент увольнения со службы, (1 марта 2005 г.) занимал должность начальника Государственной противопожарной службы Кадамжанского района Отдела Государственной противопожарной службы Баткенской области Главного управления Государственной противопожарной службы Министерства экологии и чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики, с 1 марта 2005 г. находится в отставке в звании подполковника. Истец федеральным государственным гражданским служащим не являлся и должности в федеральном органе государственной власти или его аппарата не замещал.
При таких данных суд счел, что служба в органах Государственной противопожарной службы государств - участников СНГ не может быть зачтена в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в порядке, предусмотренном Законом РФ от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", в связи с чем правовых оснований для удовлетворения иска не имеется.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о необоснованности заявленных исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
Разрешая заявленные требования, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, которым дал надлежащую правовую оценку и постановил правильное по существу решение.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на обстоятельства, которые исследовались судом 1 инстанции и которым дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Однако, как усматривается из материалов дела, определением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 21.03.2012 г. гражданское дело в части требований Надырова Ш.М. к Пенсинному фонду РФ, Министерству обороны РФ было прекращено (л.д. 156), а при таких обстоятельствах, резолютивную часть решения следует изменить, исключив указание о том, что Надырову Ш.М. отказано в удовлетворении исковых требований к Пенсионному фонду РФ, Министерству обороны РФ.
Не усматривая оснований к отмене в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 23 апреля 2012 года изменить, исключив из резолютивной части решения указание на то, что Надырову Ш.М. отказано в удовлетворении исковых требований к Пенсионному фонду РФ, Министерству обороны РФ.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Надырова Ш.М. - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.