Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 26 сентября 2012 г. N 11-22389
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Федерякиной М.А., судей Захаровой Е.А., Зубковой З.В.,
при секретаре Шалыгиной Н.М.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Захаровой Е.А. дело по апелляционной жалобе Сметаниной Т.В. на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 4 июля 2012 г., которым постановлено:
Отказать в удовлетворении искового заявления Сметаниной Т.В. к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о привлечении к ответственности ответчика, как субъекта административного права, обязании ответчика выдать акт о постановке (об отказе в постановке) на учет для получения субсидии на приобретение жилья, передать полный пакет документов ФНС России согласно установленных требований, предоставить истице документы о проведенных Инспекцией проверках по факту достоверности сведений, предоставленных истицей по заявлению о постановке на учет для единовременной выплаты на приобретение жилья, предоставлении истице выписки из книги учета гражданских служащих для получения единовременной выплаты, обязании ответчика принять документы для постановки истца на учет по получению единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере ... руб., госпошлины, вынесении частного определения в отношении должностных лиц инспекции по нарушению законности.
Установила:
Сметанина Т.В. обратилась в суд с иском к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о защите права на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь. В обоснование заявленных требований, уточнив иск, указала, что она работает в МИФНС России. Инспекцией нарушено ее право на получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. Просит привлечь к ответственности ответчика, как субъекта административного права, обязать ответчика выдать акт о постановке (об отказе) в постановке на учет для получения субсидии на приобретение жилья, передать полный пакет документов ФНС России согласно установленных требований, предоставить истицы документы о проведенных Инспекцией проверках по факту достоверности сведений, предоставленных истицей но заявлению о постановке на учет для единовременной выплаты на приобретение жилья, предоставить истице выписку из книги учета гражданских служащих для получения единовременной выплаты, обязать ответчика принять документы для постановки истца на учет по получению единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере ... руб., госпошлину, вынести частное определение в отношении должностных лиц инспекции по нарушению законности.
Представитель ответчика в суд явился, иск не признал по доводам письменных возражений, ссылаясь на то, что в действиях ответчика отсутствует нарушение закона, требования Сметаниной Т.В. являются необоснованными.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, оспаривая выводы судебного решения, ссылаясь на несоответствие его требованиям закона, на допущенные нарушения гражданского процессуального права, просит Сметанина Т.В.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав Сметанину Т.В., поддержавшую доводы жалобы, возражения представителей ответчика Кудиновой М.Н., Губиевой Ф.Ц., Стехновича Д.Я., коллегия полагает, что отсутствуют основания для отмены законного и обоснованного решения.
Рассматривая заявленные требования, суд правильно установил юридически значимые обстоятельства по делу, исследовал представленные доказательства в совокупности по правилам, установленным ст. 67 ГПК РФ, верно применил положения норм материального и процессуального права.
Судом установлено, что Сметанина Т.В., являясь государственным гражданским служащим, в соответствии со ст. 53 Закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" N 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. обратилась (21 июня 2010 г. и 28 января 2011 г.) с требованием к ответчику о предоставлении ей единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В порядке исполнения приказа ФНС России от 14 августа 2009 г. N ... на основании Приказа Инспекции от 11 февраля 2010 г. N ... создана подкомиссия для рассмотрения вопросов предоставления государственным гражданским служащим МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщика N 2 единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
В соответствии с Правилами предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (п. 2) (утв. постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. N 63 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения", единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа гражданскому служащему в порядке, установленном указанными Правилами, при условии, что гражданский служащий:
- не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения,
- является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на 1 члена семьи составляет менее 15 кв.м. метров,
- проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения,
- является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренной перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности,
- проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения,
- проживает в общежитии,
- проживает в смежной неизолированной комнате, а также в однокомнатной квартире в составе 2 семей и более (в том числе в составе семьи, которая состоит из родителей и постоянно проживающих с ним и зарегистрированных по месту жительства совершеннолетних детей, состоящих в браке) независимо от размеров занимаемого жилого помещения.
При обращении в Комиссию Сметанина Т.В. в заявлениях о предоставлении субсидии ссылалась на подп "а" п. 2 Правил, как на основания предоставления субсидии, согласно которому единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа гражданскому служащему при условии, что гражданский служащий не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения.
Согласно п. 6 указанных выше Правил, принятие гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления гражданского служащего, представляемого на имя руководителя в комиссию федерального государственного органа по рассмотрению вопросов предоставления гражданским служащим единовременных выплат по месту прохождения гражданской службы, в котором указывается, что по прежним местам гражданской службы единовременная выплата не предоставлялась. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
- выписка из домовой книги,
- копия финансового лицевого счета,
- копия свидетельства о браке,
- копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей),
- копия трудовой книжки,
- копии документов о наличии в собственности гражданского служащего и (или) членов его семьи жилых помещений, кроме жилого помещения, в котором они зарегистрированы (с предоставлением при необходимости их оригиналов),
- копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).
Копии документов, указанные в пункте 6 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением подлинника (п. 7 Правил).
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 марта 2009 г. N 143н в соответствии с указанным выше постановлением Правительства РФ, утвержден Порядок формирования и работы комиссий, образуемых в федеральных государственных органах для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
На основании п. 12 указанного Порядка при приеме документов проверяется их комплектность и правильности заполнения. Дата приема документов отражается в регистрационном журнале комиссии, соответствующая отметка ставится на заявлении. Гражданскому служащему выдается справка о дате приема заявления и документов.
Прием документов и проверка их комплектности и правильности заполнения проверяется секретарем комиссии.
В случае комплектности и правильности оформления документов, их получение фиксируется в регистрационном журнале. Гражданскому служащему выдается справка о дате приема его заявления и документов.
При выявлении неточностей в представленных документах либо неполного их комплекта, секретарь комиссии должен вернуть комплект документов государственному служащему.
Судом установлено, что Сметаниной Т.В. с заявлением была представлена копия паспорта, из которого следовало, что на момент подачи заявления, Сметанина Т.В. была зарегистрирована по адресу: ... Среди представленных документов, документов, подтверждающих, что Сметанина Т.В. зарегистрирована по указанному адресу не по договору социального найма, а по иным основаниям представлено не было.
Таким образом, исходя из представленного истцом комплекта документов, суд пришел к обоснованному выводу о том, что на момент подачи заявлений у Сметаниной Т.В. отсутствовали необходимые документы для решения вопроса по предоставлению субсидии, а представленное уведомление Карпинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области от 30 декабря 2010 г. подтверждало только отсутствие права собственности на квартиру по адресу - ..., в то время как в подп. "е" п. 6 Правил указано, что необходимо представить копии документов о наличии в собственности гражданского служащего и (или) членов его семьи жилых помещений, кроме жилого помещения, в котором они зарегистрированы.
Судом установлено, что 20 июля 2011 г. Сметанина Т.В. повторно представила с докладной запиской от 20 июля 2011 г. заявления о предоставлении субсидии от 21 июня 2010 г. и от 28 января 2011 г., документы, ранее представлявшиеся с заявлением от 28 января 2011 г. В приложенных документах была представлена копия паспорта, согласно которой Сметанина Т.В. 04 февраля 2011 г. была снята с регистрационного учета по адресу: ... и не имеет постоянного места жительства.
Исходя из того, что заявления о предоставлении субсидии датированы датами, предшествующими дате снятия Сметаниной Т.В. с регистрационного учета, суд пришел к обоснованному выводу о том, что имелись основания для возврата Сметаниной Т.В. заявления с копиями представленных документов.
В соответствии с п. 17 Правил, решение о постановке гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты или об отказе в постановке на учет для ее получения принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи гражданским служащим заявления, предусмотренного п. 6 Правил, оформляется протоколом комиссии и утверждается правовым актом федерального государственного органа.
Копия правового акта о постановке гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты или снятия с учета направляется в Министерство здравоохранения и социального развития РФ в недельный срок с даты его принятия. Выписка из правового акта в указанный срок направляется или выдается гражданскому служащему, в отношении которого принято соответствующее решение.
Поскольку Сметаниной Т.В. ни первоначально, ни в последующем в МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 не был подан в установленном порядке требуемый п. 6 Правил перечень документов на предоставление единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, соответственно ее заявление с приложенными документами не было принято комиссией.
При таком положении оснований для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии и принятия соответствующего решения о предоставлении либо отказе в предоставлении субсидии в порядке п. 17 Правил у комиссии не имелось.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд обоснованно указал, что требование истца о предоставлении ей документов о проведенных Инспекцией проверках по факту достоверности сведений, предоставленных по заявлению о постановке на учет для единовременной выплаты на приобретение жилья является несостоятельным, поскольку исходя из подп "а" п. 14 Правил, такие мероприятия могли проводиться только в отношении документов, которые приняты секретарем комиссии и переданы на рассмотрение для принятия решения комиссией. Проверка же секретарем проводилась не в отношении достоверности предоставленных сведений, а в отношении комплектности представленных истцом документов.
Поскольку судом обоснованно было отказано в удовлетворении основных требований, оснований для взыскания компенсации морального вреда с учетом положений ст. 151 ГК РФ также не имеется.
Довод жалобы о том, что суд не вправе был ссылаться на Приказ от 19 июня 2012 г., которым Сметанина Т.В. уволена с государственной гражданской службы на основании п. 2 ч. 1 ст. 37 Закона "О государственной гражданской службе", поскольку решение по данному вопросу не вступило в законную силу, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку суд не усмотрел оснований для удовлетворения требований истца по существу в виду отсутствия нарушения законодательства со стороны Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2.
Доводы жалобы о том, что со стороны ответчика были допущены нарушения порядка принятия документов, что у секретаря отсутствовало право возвратить заявления без принятия решения комиссией, исследовались судом первой инстанции, решение суда содержит ссылки на нормы материального права, регламентирующие действия секретаря комиссии.
Доводы жалобы о несогласии с действиями судьи, по смыслу ст. 330 ГПК РФ основанием к отмене законного и обоснованного решения суда не являются.
Проверив материалы дела, с учетом изложенного, коллегия полагает, что доводы Сметаниной Т.В. основанием для отмены решения суда не являются, поскольку направлены на иную оценку доказательств по делу, иное толкование норм материального права.
Юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не имеется. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Решение суда соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Останкинского районного суда г. Москвы от 4 июля 2012 г. оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.