Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 16 октября 2012 г. N 11-22627
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Владимировой Н.Ю.
и судей Климовой С.В., Шаповалова Д.В.,
с участием прокурора Ковтуненко М.И.,
при секретаре Калугине Н.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В. дело по апелляционной жалобе УСЗН Хорошевского района г. Москвы на решение Савеловского районного суда города Москвы от 16 февраля 2012 года, которым постановлено:
обязать Управление социальной защиты населения Хорошевского района установить Соколовской Марии Васильевне статус ветерана Великой Отечественной войны, предусмотренный пп. 2 п. 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", установила:
25.11.2011 прокурор Северного административного округа г. Москвы обратился в суд с иском в интересах Соколовской М.В., ... года рождения, к Управлению социальной защиты населения Хорошевского района города Москвы (далее - УСЗН Хорошевского района), в котором просил обязать ответчика установить Соколовской М.В. статус ветерана Великой Отечественной войны, предусмотренный пп. 2 п. 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", мотивируя обращение тем, что в ходе прокурорской проверки установлено, что при замене удостоверения, предоставляющего права и льготы в соответствии со ст. 19 ФЗ "О ветеранах" истцу неправомерно было выдано удостоверение, предоставляющее права и льготы ст. 20 Ф "О ветеранах".
В судебном заседании прокурор и истец Соколовская М.В. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика УСЗН Хорошевского района в судебном заседании против удовлетворения иска возражала.
16.02.2012 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик УСЗН Хорошевского района по доводам апелляционной жалобы и дополнений к ней.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика УСЗН Хорошевского района по доверенности Фокина М.К. доводы апелляционной жалобы поддержала; истец Соколовская М.В. и прокурор Ковтуненко М.И. против удовлетворения жалобы возражали.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения.
Из материалов дела следует, что основанием обращения прокурора САО г. Москвы в суд с иском в интересах Соколовской М.В., ... года рождения, явилось ее заявление от 22.11.2010 в прокуратуру, в котором она указывает, что 27.01.1992 ей была выдана выписка на получение удостоверения участника войны, на основании которой Фрунзенским РОСО ей было выдано удостоверение участника войны серии Д N 047229, однако при постановке на учет в УСЗН Хорошевского района г. Москвы 06.03.2001 указанное удостоверение было заменено на удостоверение ветерана ВОВ серии ВВ N 606870, в связи с чем истец лишена соответствующих льгот.
18.01.2011 прокурором САО г. Москвы внесено представление в адрес УСЗН Хорошевского района г. Москвы, в котором указано, что в при проведении прокурорской проверки установлено, что в личном деле Соколовской М.В. имеются документы, подтверждающие факт ее работы на военном объекте в пределах тыловых границ действующего фронта, который был установлен отделом соц.обеспечения при выдаче Соколовской М.В. 27.01.1992 удостоверения серии Д N 047229 на основании выписки на получение удостоверения участника войны от 27.01.1992, а также на основании удостоверения о награждении ею медалью "За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941-1945 гг." от 22.01.1992. Между тем, при выдаче нового удостоверения единого образца, введенного с 2000 года, УСЗН Хорошевского района г. Москвы принял неправомерное решение об установлении Соколовской М.В. статуса "труженик тыла".
Возражая против удовлетворения требований УСЗН Хорошевского района указывало, что на основании обращения Соколовской М.В. в 1991 году и представленных ею документов, 22.01.1992 ей была выдана медаль "За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.", на основании которой 27.01.1992 Фрунзенским РОСО г. Москвы было выдано удостоверение ветерана Великой отечественной войны, подтверждающее право на льготы, установленные для тружеников тыла, поскольку каких-либо архивных документов, подтверждающих ее работу на объектах стратегического значения в пределах тыловых границ действующих фронтов в личном деле Соколовской М.В. не имелось. Впоследствии 06.03.2001 была произведена замена удостоверения ветерана ВОВ на равноценное удостоверение единого образца, в связи с чем права Соколовской М.В. не нарушались.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о неправомерности изменения статуса Соколовской М.В. при замене удостоверения, указав, что в личном деле истца имелись документы, подтверждающие факт ее работы на военном объекте в пределах тыловых границ действующего фронта, который подтвержден, в том числе выданным истцу удостоверением "За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.", а также выпиской из удостоверения участника войны серии Д N 047229.
В апелляционной жалобе УСЗН Хорошевского района г. Москвы также указывает на те же обстоятельства выдачи истцу 27.01.1992 удостоверения серии Д N 047229 как ветерану ВОВ, подтверждающего право на льготы, установленные для тружеников тыла, его замену равноценным удостоверением 06.03.2001 и отсутствие необходимых документов, подтверждающих работу Соколовской М.В. на объектах стратегического значения в пределах тыловых границ действующих фронтов. В дополнении к апелляционной жалобе ответчик указывает, что установление истцу дополнительного статуса ветерана ВОВ по пп. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах" не обеспечит Соколовской М.В. дополнительных мер социальной поддержки, учитывая, что истец относится одновременно к нескольким льготным категориям, в связи с чем имеет право на предоставление мер социальной поддержки по наиболее выгодному основанию - как инвалид 1 группы.
Рассматривая дело, судебная коллегия исходит из того, что определение статуса ветерана ВОВ имеет значение для определения и предоставления ему мер социальной поддержки.
Так, согласно ст. 2 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
В соответствии с указанной нормой к ветеранам Великой Отечественной войны относятся: участники Великой Отечественной войны (пп. 1 п. 1 ст. 2); лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств (пп. 2 п. 1 ст. 2); лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда" (пп. 3 п. 1 ст. 2) и лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, и лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (пп. 4 п. 1 ст. 2).
Этим же законом указанным категориям ветеранов ВОВ предоставлены различные меры социальной поддержки. Так, ст. 13 Федерального закона "О ветеранах" предусматривает, что социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: 1) пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) получение ежемесячной денежной выплаты; 3) получение и содержание жилых помещений; 4) оплату коммунальных услуг; 5) медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. При этом, при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (ч. 3).
Меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны (пп. 1 п. 1 ст. 2) установлены ст. 15 Федерального закона "О ветеранах", меры социальной поддержки лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда" (пп. 3 п. 1 ст. 2), установлены ст. 18 указанного закона; меры социальной поддержки лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог (пп. 2 п. 1 ст. 2) установлены ст. 19 закона о ветеранах, а меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (пп. 4 п. 1 ст. 2) - статьей 20 Закона.
Таким образом, наличие у Соколовской М.В. удостоверения, выданного ей 06.03.2001 УСЗН Хорошевского района предоставляет ей права как ветерану ВОВ пользоваться льготами, предусмотренными ст. 20 Федерального закона "О ветеранах", а в случае установления ей статуса ветерана Великой Отечественной войны, предусмотренного пп. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах", Соколовская М.В. будет иметь право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 19 указанного закона.
В силу ст. 19 Федерального закона "О ветеранах" лицам, указанным в пп. 2 п. 1 статьи 2 указанного закона в качестве мер социальной защиты предоставляются следующие меры социальной поддержки: льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством; преимущество при вступлении в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан; преимущество при установке квартирного телефона; обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем указанных лиц, признанных инвалидами, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз; сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае, если указанные лица приобрели за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическое изделие, обеспечение которыми предусмотрено в установленном порядке, им выплачивается компенсация в том же размере, что и размер компенсации, установленной ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году; при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение по месту работы путевками в санаторно-курортные организации; преимущество при приеме в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Закона г. Москвы от 03.11.2004 N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы" труженикам тыла (лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны) предоставляются следующие меры социальной поддержки: право на бесплатный проезд в городе Москве на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси); право на бесплатный проезд железнодорожным пригородным транспортом; абонентам телефонных сетей ежемесячная денежная компенсация на оплату услуг местной телефонной связи, предоставляемых на территории города Москвы, в размере 190 рублей; бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики), а также обеспечение другими протезно-ортопедическими изделиями по медицинским показаниям; бесплатное обеспечение лекарственными средствами по рецептам врачей; обеспечение при наличии медицинских показаний неработающих тружеников тыла бесплатными санаторно-курортными путевками через органы социальной защиты населения и возмещение расходов на проезд железнодорожным транспортом дальнего следования к месту лечения по указанным путевкам; преимущественное право при вступлении в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан; преимущественное право при приеме в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание в отделения социального обслуживания на дому; 50-процентная скидка по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в порядке, устанавливаемом Правительством Москвы.
Кроме того, ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" установлено право лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств на ежемесячную денежную выплату, которая установлена в размере 927 руб. (с учетом индексации на 2011 год - 1085,98 руб.).
Этой же нормой предусмотрено, что если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина. Гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, указанным в п. 1 настоящей статьи, ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер.
Между тем, из материалов дела следует, что Соколовская М.В. является инвалидом 1 группы, вдовой умершего участника Великой Отечественной войны (супруг - Соколовский К.А.) и ветераном труда, в связи с чем также имеет право на соответствующие указанным статусам меры социальной поддержки.
Согласно материалам дела Соколовская М.В. включена в федеральный регистр льготников как инвалид 1 группы, ей предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом РФ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов", статьей 28.1 которого установлено право инвалида на ежемесячную денежную выплату инвалидам I группы - 2 162 рублей (с учетом индексации на 2011 год - 2532,78 руб.); инвалидам II группы, детям-инвалидам - 1 544 рублей; инвалидам III группы - 1 236 рублей.
Этой же нормой предусмотрено, что если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
Кроме того, Соколовская М.В. имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 21 Федерального закона "О ветеранах", как член семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны.
Таким образом, каких-либо дополнительных мер социальной поддержки установление Соколовской М.В., 1926 года рождения, статуса ветерана Великой Отечественной войны по пп. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах" не обеспечит.
При таких данных, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, которым УСЗН Хорошевского района обязан установить Соколовской М.В. статус ветерана Великой Отечественной войны, предусмотренный пп. 2 п. 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах".
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что в соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы от 02.02.2010 N 74-ПП функции по выдаче в городе Москве удостоверений ветерана Великой Отечественной войны отдельным категориям граждан, в том числе лицам, работавшим на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог (пп. 2 п. 1 ст. 2 ФЗ " О ветеранах") возложены на Департамент социальной защиты населения города Москвы и его подразделения в районах города Москвы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Савеловского районного суда города Москвы от 16 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УСЗН Хорошевского района города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.