Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 26 октября 2012 г. по делу N 11-24268
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Владимировой Н.Ю.
судей Нестеровой Е.Б., Дедневой Л.В.
с участием прокурора Ковтуненко М.И.
при секретаре Полуховой О.Н.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дедневой Л.В. дело по апелляционным жалобам представителей истицы Черниговой Н.К. по доверенности Шерстнева Г.А. и по доверенности Дюжева-Мальцева В.В., с учетом дополнения к апелляционной жалобе, на решение Тверского районного суда г. Москвы от 27 июня 2012 года, которым постановлено:
отказать Черниговой Н.К. в удовлетворении заявленных требований к Министерству культуры РФ о восстановлении на работе в должности начальника сводно-аналитического отдела Департамента строительства, капитального ремонта, инвестиционной политики и реставрации, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда, взыскании расходов на оплату услуг представителя, обязании оплатить классный чин с 1 марта 2011 года, обязании вернуть личные вещи из рабочего кабинета.
Установила:
Чернигова Н.К. обратилась в суд к Министерству культуры РФ с иском о восстановлении на работе в должности начальника сводно-аналитического отдела Департамента строительства, капитального ремонта, инвестиционной политики и реставрации, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда, взыскании расходов по оплате услуг представителя, обязании оплатить классный чин с 1 марта 2011 года, обязании вернуть личные вещи из рабочего кабинета.
В обоснование заявленных требований истица указала, что приказом N ...-ок от 21 марта 2011 года она была принята на работу к ответчику на государственную гражданскую службу и назначена на должность федеральной государственной гражданской службы начальника сводно-аналитического отдела Департамента строительства, капитального ремонта, инвестиционной политики и реставрации с ...года и с ней был заключен служебный контракт N ..., приказом N ...-ок от ... года служебный контракт с ней был прекращен и она была освобождена от замещаемой должности на основании п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с отказом гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в связи с сокращением должностей гражданской службы, однако увольнение является незаконным, поскольку ответчиком была нарушена процедура увольнения по указанному основанию, так как она не была уведомлена о предстоящем увольнении за два месяца, ей не были предложены вакантные должности, с приказом об увольнении она ознакомлена не была. Кроме того, в период работы, в нарушение требований закона, ей не производилась оплата классного чина, который она имела до поступления на службу в Министерство культуры РФ и который должен быть сохранен за ней и оплачен. В период с ... года она находилась на листке нетрудоспособности, который ответчиком оплачен не был. При увольнении в ее кабинете остались вещи, которые она не забрала и ей не дают возможность забрать эти вещи.
Определением Тверского районного суда г. Москвы от 27 июня 2012 года исковые требования Черниговой Н.К. о взыскании оплаты по листку нетрудоспособности были выделены в отдельное производство.
В судебное заседание представитель истицы явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в суд явилась, против удовлетворения требований истицы возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просят представители истицы в апелляционных жалобах и дополнении к апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав представителей истицы по доверенности Чернигову Л.С. и Дюжева - Мальцева В.В., представителя ответчика по доверенности Палкину О.А., заслушав прокурора, полагавшего решение суда законным и не подлежащим отмене, обсудив доводы апелляционных жалоб и дополнения к апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит, по следующим основаниям.
Согласно ст. 3 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).
В силу ст. 5 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы;
В соответствии с п. 30 Постановления Пленума ВС РФ N 2 от 17 марта 2004 года, при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
При этом необходимо иметь в виду, что исходя из статьи 73 названного Федерального закона Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно ст. 31 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае: 1) предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе; 2) направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
При реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы.
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.
При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим.
Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
В силу ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона).
Таким образом, из смысла и взаимосвязи приведенных выше норм закона следует, что представителем нанимателя должны быть представлены доказательства, подтверждающие, что после предупреждения о высвобождении государственному гражданскому служащему предлагались вакантные должности в этом государственном органе, а при их отсутствии - хотя бы одна вакантная должность в другом государственном органе, и он отказался от предложенной работы либо отказался от прохождения переподготовки (переквалификации) в порядке, установленном законодательством РФ и субъектов РФ о государственной службе. При этом под предложением о вакантной должности понимается исходящее от уполномоченного должностного лица кадровой службы государственного органа предложение о назначении на государственную должность государственной службы, в том числе нижестоящую, обязанности по которой государственный служащий может выполнять с учетом его профессии, квалификации и ранее занимаемой должности.
Судом по делу установлено, что приказом Министерства культуры РФ N ...-ок от ... года Чернигова Н.К. была принята на государственную гражданскую службу и назначена на должность федеральной государственной гражданской службы - начальника сводно-аналитического отдела Департамента строительства, капитального ремонта, инвестиционной политики и реставрации с ... года и с ней был заключен служебный контракт N ....
На основании Указа Президента РФ N 1657 от 31 декабря 2010 года "Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов", Указа Президента РФ N 155 от 8 февраля 2011 года "Вопросы Министерства культуры Российской Федерации", принятого во исполнение данных Указов Постановления Правительства РФ N 590 от 20 июля 2011 года "О министерстве культуры Российской Федерации", утвердившего Положение "О Министерстве культуры Российской Федерации", изменилась структура Министерства культуры РФ, что повлекло за собой необходимость изменения штатного расписания и сокращения должностей.
Приказом Министерства культуры РФ N ...-ок от 11 августа 2011 года была утверждена новая структура министерства и штатное расписание, в которых Департамент строительства, капитального ремонта, инвестиционной политики и реставрации, и, в том числе занимаемая истицей должность, отсутствовали.
... года истице под роспись было вручено уведомление о сокращении замещаемой ею должности и предоставлении возможности замещения иной должности государственной гражданской службы в Министерстве РФ либо в другом государственном органе с учетом уровня квалификации, профессионального образования и стажа государственной службы Российской Федерации или работы по специальности.
Из содержания указанного уведомления следует, что истица была предупреждена о том, что в случае отказа от предложенной для замещения иной должности, она будет освобождена от замещаемой должности и уволена в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" по истечении двух месяцев со дня вручения уведомления с выплатой компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания.
... года истице было вручено письменное предложение о замещении вакантных должностей.
... года истицей на данном предложении была учинена запись о том, что она отказывается от предложенных должностей.
В судебном заседании представитель истицы пояснил, что истица отказалась от замещения предложенных должностей, так как данные должности не соответствовали ее квалификации.
Также суд установил, что в связи с несвоевременной явкой истицы в Департамент государственной службы, кадров и наград, а именно - ... года, и нарушением установленного законом срока уведомления, ответчиком было принято решение о выдаче истице нового уведомления о предстоящем высвобождении.
... года истице повторно было вручено уведомление, однако от подписи в получении уведомления истица отказалась, о чем был составлен акт от 20 октября 2011 года.
... года истица была ознакомлена с указанным уведомлением.
Письмом N ... от ... года, полученным истицей ... года, истице был предложен перечень вакантных должностей.
... года истица обратилась к Директору Департамента государственной службы, кадров и наград с письмом, в котором выразила согласие на занятие должности начальника отдела региональных программ Департамента инвестиционной политики и реставрации, и которое было получено Департаментом государственной службы, кадров и наград ... года.
... года истица подала заявление на имя Министра культуры РФ о переводе на указанную должность. Данное заявление было получено ... года.
Приказом N ...-ок от ... года, изданным во исполнение Указа Президента РФ N 1657 от 31 декабря 2010 года и Постановления Правительства РФ N 39 от 28 января 2011 года, была утверждена новая штатная структура и штатное расписание, в котором отдел региональных программ Департамента инвестиционной политики и реставрации, а также должность начальника данного отдела, которую согласилась занять истица, отсутствовали, вследствие чего назначение истицы на данную должность было невозможно.
... года истица была уведомлена о данном обстоятельстве с одновременным предложением имеющихся вакансий.
... истице было вручено уведомление от ... года и перечень вакансий, с которым она ознакомилась и получила, однако от подписи в получении отказалась, о чем был составлен соответствующий акт.
В тот же день истица была ознакомлена с оригиналом приказа N ...-ок от ...2011 года, структурой центрального аппарата и повторно отказалась от подписи в получении уведомления от ... года и перечня вакансий, о чем был составлен акт.
Согласие занять вакантные должности, указанные в перечне вакансий от ... года, истица не выразила. Доказательства обратного истицей представлены не были.
Приказом N ...-ок от ... года служебный контракт с истицей был прекращен, она была освобождена от замещаемой должности и уволена на основании п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должностей гражданской службы.
В день увольнения истице было предложено ознакомиться с приказом об увольнении и получить трудовую книжку, однако она в Департамент государственной службы, кадров и наград не явилась, о чем был составлен акт.
... года в адрес истицы была направлена телеграмма с просьбой явиться для получения трудовой книжки или дать согласие на направлении ее по почте.
... года истица была ознакомлена с приказом об увольнении, но от подписи в нем и от получения трудовой книжки отказалась, о чем был составлен акт.
При увольнении истице была выплачена предусмотренная п. 9 ст. 31 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" компенсация и иные причитающиеся ей при увольнении выплаты.
Доводы истицы о том, что ... года ею было написано заявление о предоставлении отпуска с 10 января 2012 года, на котором была проставлена резолюция директора Департамента политики и реставрации "не возражаю", суд первой инстанции не принял во внимание на том основании, что указанное обстоятельство не свидетельствует о незаконности увольнения истицы и продолжении трудовых отношений между ней и ответчиком, так как приказ о предоставлении истице отпуска ответчиком не издавался, и, кроме того, директором Департамента политики и реставрации данная резолюция была отозвана.
Кроме того, судом было установлено, что приказом Руководителя Аппарата Московской городской Думы N ...-пл от 17 марта 2005 года Черниговой Н.К. был присвоен классный чин государственной гражданской службы города Москвы "советник государственной гражданской службы города Москвы 1 класса".
В период с ... года истица работала секретарем судебного заседания Дорогомиловского межмуниципального народного суда ЗАО г. Москвы, где ей был присвоен классный чин "юрист 3 класса".
Порядок присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным гражданским служащим определен Указом Президента РФ N 113 от 1 февраля 2005 года, согласно которому классные чины присваиваются федеральным государственным гражданским служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности государственной гражданской службы Российской Федерации в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы.
В соответствии с п. 22 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утвержденного Указом, учитываются воинское или специальное звание, классный чин юстиции, присвоенные федеральному гражданскому служащему на прежнем месте государственной службы Российской Федерации.
Данным Указом также была утверждена таблица соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции.
Замещаемая истицей в Министерстве культуры РФ должность, в соответствии с Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента РФ N 1574 от 31 декабря 2005 года, отнесена к главной группе должностей государственной гражданской службы категории "специалисты"
В соответствии с таблицей соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских специальных званий, классных чинов юстиции, имеющийся у истицы классный чин юстиции "юрист 3 класса" соотносится с классным чином государственной гражданской службы "референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса".
Согласно п. 6 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации, первым классным чином государственной гражданской службы, соответствующим должности истицы является "государственный советник Российской Федерации 3 класса".
В соответствии с действовавшим в тот период времени порядком присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, первый классный чин присваивается после успешного завершения испытания.
Федеральным государственным гражданским служащим, замещающим без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категории "специалисты", относящиеся к главной группе должностей гражданской службы, классные чины присваивались после сдачи квалификационного экзамена.
Согласно действовавшему ранее порядку сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений, квалификационный экзамен проводился по решению представителя нанимателя по мере необходимости, но не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года.
В 2011 году решение о проведении квалификационного экзамена для федеральных государственных гражданских служащих Министерства культуры РФ представителем нанимателя не принималось.
Внесение в Правительство РФ представления о присвоении истице классного чина государственной гражданской службы было невозможно вследствие отсутствия должности начальника сводно-аналитического отдела Департамента строительства, капитального ремонта, инвестиционной политики и реставрации в структуре и штатном расписании Министерства культуры РФ.
Более того, при поступлении на федеральную государственную гражданскую службу в Министерство культуры РФ оклад в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы Российской Федерации истице не устанавливался и не выплачивался по причине отсутствия у нее классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, в том числе показаниям допрошенных в ходе слушания дела свидетелей, и с учетом требований закона, правомерно пришел к выводу об отказе Черниговой Н.К. в удовлетворении заявленных требований, поскольку у ответчика имелись основания для увольнения истицы по п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О государственной гражданской службе" и был соблюден установленный законом порядок увольнения по данному основанию, так как факт сокращения замещаемой истицей должности государственной гражданской службы нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства, ответчиком были предприняты меры для трудоустройства истицы, истице были предложены имеющиеся у ответчика вакантные должности, однако от предложенных должностей истица отказалась, о сокращении замещаемой ею должности государственной гражданской службы и предстоящем увольнении истица была уведомлена в установленные законом сроки, законные основания для сохранения и оплаты имеющегося у истицы классного чина у ответчика отсутствовали.
Поскольку каких-либо неправомерных действий в отношении истицы ответчиком допущено не было, суд первой инстанции обоснованно отказал истице в удовлетворении требований о взыскании в ее пользу с ответчика компенсации морального вреда.
Также суд первой инстанции правомерно не нашел оснований для удовлетворения требований истицы об обязании ответчика вернуть личные вещи из рабочего кабинета, так как доказательства того, что указанные вещи принадлежат ей и находятся у ответчика, истицей в суд представлены не были, равно как и доказательства того, что ответчик препятствует ей в их получении.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Доводы представителей истицы о нарушении судом норм действующего гражданского процессуального законодательства, являются не состоятельными, не основаны на материалах дела и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционных жалобах и дополнении к апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы апелляционных жалоб и дополнения к апелляционной жалобе не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционных жалоб и дополнения к апелляционной жалобе не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия определила:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 27 июня 2012 года - оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителей истицы Черниговой Н.К. по доверенности Шерстнева Г.А. и по доверенности Дюжева-Мальцева В.В., с учетом дополнения к апелляционной жалобе, - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 26 октября 2012 г. по делу N 11-24268
Текст определения официально опубликован не был