Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 20 ноября 2012 г. N 11-27722
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Горновой М.В.
и судей Казаковой О.Н., Сергеевой Л.А.
при секретаре Никитенко Е.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Горновой М.В. дело по апелляционной жалобе ОАО "РЖД" на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 20 июля 2012 г., которым постановлено: исковое заявление Тульского транспортного прокурора к ОАО "Российские железные дороги" об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов на железнодорожном вокзале станции Ясногорск удовлетворить частично. Обязать ОАО "Российские железные дороги" оборудовать на железнодорожном вокзале и на станции Ясногорск: в зале ожидания вокзала оборудовать место для инвалидных колясок. В здании вокзала и на прилегающей к вокзалу территории оборудовать систему зрительной информации - пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников.
Оборудовать спуск со второй платформы к пешеходному настилу пандусом, перилами и поручнями в соответствии с установленными правилами и нормами. Обеспечить вокзал переносной рампой для посадки инвалидов с колясками с платформы в вагон. Признать незаконным бездействие ОАО "Российские железные дороги" по невыполнению требований законодательства о социальной защите инвалидов на железнодорожном вокзале станции Ясногорск. В остальной части иска отказать, установила:
Тульский транспортный прокурор обратился в суд с иском, в котором просил обязать ОАО "Российские железные дороги" произвести работы по обустройству и оборудованию вокзала и станции Ясногорск в соответствии с требованиями закона для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников к указанному объекту социальной инфраструктуры и признать бездействие ответчика в части невыполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов на железнодорожном вокзале и на станции Ясногорск незаконным и обязать ОАО "РЖД" выполнить следующие работы: в зале ожидания вокзала оборудовать место для инвалидных колясок и систему зрительной информации - пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников; - оборудовать туалет специальными кабинами размером 225x155 см; произвести ремонт дверей в туалет шириной не менее 90 см; оборудовать багажное отделение вокзала для хранения кресел-колясок и транспортных тележек; оборудовать переносными рампами для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон; оборудовать пандусом с уклоном не менее 1:12, перилами и поручнями спуск со 2 платформы к пешеходному настилу; оборудовать двумя грузопассажирскими лифтами с размером кабины 110x140 см пешеходный мост над железнодорожными путями, обеспечивающими подъём-спуск на 1 и 2 платформы.
В судебном заседании представитель истца - помощник Московско-Рязанского транспортного прокурора Сорокина О.А. исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Представитель ОАО "РЖД" Зверева О.В. иск не признала, указала, что действующим законодательством не предусмотрено принудительное устранение несоответствий уже построенных зданий санитарным правилам, действующим в настоящее время. Поскольку железнодорожный вокзал на станции Ясногорск построен до принятия действующих норм и правил, и его реконструкция требует значительных затрат, просит в иске отказать.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого в части удовлетворения исковых требований просит в апелляционной жалобе ответчик.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика Волкову И.В., представителя Тульской транспортной прокуратуры Чеканову С.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и материалами дела.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
В соответствии с ч. 2 п. 8 постановления Правительства РФ от 07.12.1996 N 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры" на территориальные органы социальной защиты населения возложена координация работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, а также контроль за выполнением нормативных требований в части обеспечения доступа инвалидов к средствам общественного пассажирского транспорта.
Из Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте", введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 N 12 следует:
3.1.14. Багажное отделение вокзала должно располагаться в отдельном здании и состоять из кладовой, оснащенной механизмами для погрузки и выгрузки багажа (электрокары, краны) и комнаты для приемосдатчика багажа.
3.1.16. В подземном пространстве наземных вокзалов рекомендуется размещать
объекты с наименьшим количеством обслуживающего персонала: камеры хранения ручной
клади, бытовые помещения, санитарные узлы, кладовые уборочного инвентаря, складские
помещения, комнаты для передвижных подъемников инвалидных колясок. Подземные помещения с длительным пребыванием в них персонала (свыше 3-х часов) должны быть изолированы от помещений, имеющих источники шума. В помещениях и крытых переходах допускается устройство вместо лестниц с уклоном 1:8, уклон наружных пандусов не круче 1:12, уклон пандусов для электрокар 1:20. Лестницы и пандусы должны иметь не скользкие покрытия. При высоте подъема 6 м и более предусматривается устройство пассажирских эскалаторов, а для инвалидов-колясочников - крупногабаритные пассажирские лифты. Устройство движущихся тротуаров допускается при длине пешеходного тоннеля или моста более 150 м и при условии интенсивного потока пассажиров. В подземных вокзалах на эскалаторах следует предусматривать установку бактерицидных устройств ультрафиолетового облучения поручней.
3.1.17. Для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимо предусматривать устройство пандусов (с уклоном не менее 1:12), грузопассажирские лифты для инвалидов в коляске с сопровождающими лицами (размер кабины ПО х 140 см), места для инвалидных колясок в зале ожидания, специальные столики в буфетах, кафе, ресторанах, с учетом размера колясок (длина 110 см, ширина 70 см, высота сидения 52 см), специальные кабины в общественных туалетах размером 225х155 см, передвижные подъемники и пеники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон.
На маршрутах передвижения инвалидов-колясочников ширина дверей должна составлять 110 см, а прочих дверей - 90 см.
3.1.18. В системе зрительной информации на вокзале предусматриваются пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников.
Удовлетворяя исковые требования прокурора в части признания незаконным бездействия ОАО "Российские железные дороги" по невыполнению требований законодательства о социальной защите инвалидов на железнодорожном вокзале станции Ясногорск, суд правильно исходил из того, данные требования основаны на результатах проверки на железнодорожном вокзале и станции Ясногорск, в результате которых были выявлено, что в зале ожидания вокзала не оборудовано место для инвалидных колясок; в здании вокзала и на прилегающей к вокзалу территории нет системы зрительной информации - пиктограмм с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников; не оборудован спуск со второй платформы к пешеходному настилу пандусом, перилами и поручнями; на вокзале нет переносной рампы для посадки инвалидов с колясками с платформы в вагон.
Удовлетворяя исковые требования прокурора в части обязания ответчика оборудовать спуск со второй платформы к пешеходному настилу пандусом, перилами и поручнями в соответствии с установленными правилами и нормами, суд правильно исходил из заключения строительно-технической экспертизы, из которой следует, что на платформе N 2 у схода N 2 со стороны Тулы возможно устройство пандуса без реконструкции платформы путем достройки пандусного схода к существующему сходу с уклоном 8%, шириной 1,5 м, длиной 1,9 м.
Отказывая прокурору в удовлетворении остальной части требований, суд правильно исходил из того, что они не основаны на законе.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Довод апелляционной жалобы о том, что указанные выше нормы должны применяться при строительстве только новых стационарных объектов, не может служить основанием к отмене решения, поскольку согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования вокзалов, аэропортов и других объектов.
Остальные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке. Никаких нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Таким образом, решение суда является правильным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 20 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "РЖД" - без удовлетворения.
Председательствующий: |
|
Судьи: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.