Решение Московского городского суда от 2 октября 2012 г. N 7-1753
Судья Московского городского суда Козлов И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Слесаревой О.В. защитника Дереновского А.А. на решение судьи Басманного районного суда города Москвы от 28 июня 2012 года, которым постановление МРУ Росфинмониторинга по ЦФО от 12 мая 2012 года в отношении генерального директора ООО "ИНТЕКС" Дереновского А.А. оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения, установил:
По результатам проведенной выездной проверки ООО "ИНТЕКС" по соблюдению законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 28 апреля 2012 года консультантом отдела надзорной деятельности и правового обеспечения Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Центральному федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по ЦФО) Паниной К.А., составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Дереновского А.А., генерального директора ООО "ИНТЕКС".
Согласно протокола об административном правонарушении, в ходе проверки установлены нарушения, допущенные организацией при осуществлении хозяйственной деятельности, а именно, что ООО "ИНТЕКС" не состоит на учете в МРУ Росфинмониторинг по ЦФО, в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, не были разработаны правила внутреннего контроля, не назначено специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, не проводилось обучение сотрудников организации. Так же в ходе выборочной проверки выявлена операция по предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга), стоимость предмета лизинга по которому превышает ... рублей, при этом сведения о вышеуказанной операции, подлежащей обязательному контролю в Росфинмониторинг не представлены.
Постановлением и.о. руководителя МРУ "Росфинмониторинга" по ЦФО Зайцева Е.В. от 12 мая 2012 года, Дереновский А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей.
Возражая против вынесенного постановления должностного лица о привлечении к административной ответственности от 12 мая 2012 года защитник Слесарева О.В. обжаловала его в Басманный районный суд г. Москвы, которое решением данного суда от 28 июня 2012 года оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.
На указанное решение суда Слесаревой О.В. защитником Дереновского А.А. была подана жалоба, согласно которой, она просит постановление должностного лица и решение суда отменить и производство по делу прекратить, указав, что ООО "ИНТЕКС" не является организацией, которая осуществляет операции с денежными средствами или иным имуществом, в связи с чем не является субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав защитника Слесареву О.В., поддержавшую доводы жалобы в полном объеме, нахожу постановление судьи Басманного районного суда г. Москвы и постановление и.о. руководителя МРУ "Росинмониторинга" по ЦФО подлежащими изменению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, в период с 5 апреля 2012 года по 28 апреля 2012 года в ходе осуществления выездной проверки МРУ Росфинмониторинга по ЦФО соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма установлено, что ООО "ИНТЕКС" является организацией, осуществляющей деятельность в области финансовой аренды (лизинга), что следует из п. 2.2 Устава ООО "ИНТЕКС". Данная организация является лизинговой компаний с 24 декабря 2010 года, когда она заключила первый договор лизинга N 25-Л, по которому имущество передано в лизинг 28 декабря 2010 года.
При этом в ходе проверки установлено, что ООО "ИНТЕКС" не состоит на учете в МРУ Росфинмониторинга по ЦФО, в связи с чем в течение длительного времени отсутствовала возможность выявления операций, подлежащих обязательному контролю, указанных в п. 2 ст. 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ, и возможное приостановление таких операций в случаях, предусмотренных п. 10 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ, что ведет к повышенным рискам легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Судом установлено, что в Обществе, в нарушение п. 2 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ, не назначено специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, также не проводилось обучение сотрудников организации, согласно Положения "О требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма", утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 года N 203.
В Обществе, в нарушение п. 2 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ, не назначено специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля
Также не проводилось обучение сотрудников организации, согласно Положения "О требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма", утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 года N 203.
Кроме того, в ООО "ИНТЕКС" отсутствуют правила внутреннего контроля, которые разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются руководителем организации.
В связи с вышеперечисленными нарушениями постановлением о назначении административного наказания N 07-12/67/69ПДЛ2 от 12 мая 2012 года И.о. руководителя МРУ Росфинмониторинга по ЦФО, генеральный директор ООО "ИНТЕКС" Дереновский А.А. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания виде штрафа в размере ... рублей.
Как следует из обжалованного решения суда, в нем приведены и надлежащим образом оценены доказательства, свидетельствующие о нарушении Дереновским А.А. требований Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
При этом нахожу, что действия Дереновского А.А. подлежат переквалификации с ч. 2 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях на ч. 1 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по следующим основаниям.
Частью 2 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ - Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает ... рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной ... рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций: получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга).
Операции по получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) осуществляются на основании передаточного документа. Операцией, подлежащей обязательному контролю по договору аренды (лизинга), следует считать передачу (получение) предмета лизинга на сумму, равную или превышающую ... рублей, либо равной сумме в иностранной валюте, эквивалентной ... рублей или превышающей ее.
Основанием для предоставления или получения имущества в лизинг является договор финансовой аренды (лизинга). Документом, подтверждающим факт предоставления имущества, является передаточный документ, при этом датой совершения операции по предоставлению или получению имущества, является дата документа, подтверждающего факт предоставления имущества лизингодателем лизингополучателю.
Постановлением должностного лица о привлечении Дереновского А.А. к административной ответственности и решением Басманного районного суда г. Москвы от 28 июня 2012 года установлено, что 24 декабря 2010 года между ООО "ИНТЕКС" (Лизингодатель) и ИП Алхимин (Лизингополучатель) заключен договор лизинга N 25-Л, согласно которого стоимость передаваемого имущества в лизинг составляет ... рубля. Акт приема-передачи имущества в лизинг, подписанный сторонами составлен 28 декабря 2010 года.
При этом сведения о вышеуказанной операции, подлежащей обязательному контролю, ООО "ИНТЕКС" в Росфинмониторинг представлены не были.
Согласно п. 3 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 г. N 28 постановка на учет организации осуществляется в течение 30 дней с даты опубликования настоящего Положения, вновь созданной организации - в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации.
Согласно - п. 3 Положения "О представлении информации в Федеральную службу по Финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 245, информация по операциям (сделкам) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, представляется организациями в течение 3 рабочих дней с даты совершения соответствующей операции (сделки).
Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 8 января 2003 г. N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке.
В соответствии с п. 14 Постановления Пленума ВС РФ "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях" от 24 марта 2005 года N 5 - Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Организация создана 06.02.2009 г.
При таких обстоятельствах истекли сроки привлечения к административной ответственности за то, что организация не встала на учет, не утверждены правила внутреннего контроля, а также за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю что повлек не сообщило о сделке.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, судья пришел к выводу о переквалификации действий Дереновского А.А. на ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, поскольку с момента имеющейся обязанности предоставления организацией информации.
В тоже время в части неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма выразившихся в том, что не назначено специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля и не проводилось обучение сотрудников организации согласно Положения "О требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма", утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 года N 203, сроки привлечения к административной ответственности были соблюдены.
В законе не установлен срок назначения лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля. Что касается обучения, то в соответствии с вышеуказанным положением обучение проводится в том числе в виде дополнительного инструктажа, проводящегося не реже одного раза в год.
При таких обстоятельствах решение Басманного районного суда г. Москвы от 28 июня 2012 года и постановление МРУ Росфинмониторинга по ЦФО от 12 мая 2012 года в отношении генерального директора ООО "ИНТЕКС" Дереновского А.А. подлежат изменению.
Доводы заявителя в жалобе о невиновности Дереновского А.А. в совершении вмененного ему правонарушения, о том, что он не является субъектом данного правонарушения, являются несостоятельными, полностью опровергаются совокупностью собранных по делу доказательств, получивших надлежащую оценку судьи в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ.
Довод, что Дереновского А.А. не является субъектом данного правонарушения, так как обществом не осуществлялась деятельность по заключению договоров финансовой аренды (лизинга) несостоятелен, поскольку указанный вид деятельности внесен в Устав организации (п. 2.2 Устава) и в выписку из ЕГРЮЛ.
Довод о том, что в Устав внесены изменения не влияет на выводы суда, поскольку, как видно из Устава и выписке из ЕГРЮЛ, несмотря на изложение п. 2.2 Устава в новой редакции, указанный вид деятельности исключен не был.
Аналогичные доводы были проверены судом первой инстанции при рассмотрения дела, которые были обоснованно отклонены, получив надлежащую оценку в постановлении судьи, оснований не согласиться с которой у суда, не имеется.
Определяя наказание по ч. 1 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях учитываю обстоятельства по делу и данные о личности Дереновского А.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья решил:
решение судьи Басманного районного суда г. Москвы от 28 июня 2012 года и постановление МРУ Росфинмониторинга по ЦФО от 12 мая 2012 г. в отношении генерального директора ООО "ИНТЕКС" Дереновского А.А. изменить. Квалифицировать действия Дереновского А.А. по ч. 1 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ по которой назначить наказание виде административного штрафа в размере ... рублей.
Судья Московского городского суда |
И.П. Козлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московского городского суда от 2 октября 2012 г. N 7-1753
Текст решения официально опубликован не был