Определение Московского городского суда от 29 октября 2012 г. N 4г/6-7845
Судья Московского городского суда Курциньш С.Э.,
изучив гражданское дело Кунцевского районного суда г. Москвы N 2-4548/11 по иску Рымарева И.Т. к ГКУ г. Москвы "ИС района Крылатское" о признании действий незаконными, обязании произвести перерасчет платежей по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в объеме, установленном законодательством, компенсации морального вреда, истребованное в связи с поступившей 21.08.2012 г. кассационной жалобой представителя ГКУ г. Москвы "ИС района Крылатское" Романова М.В. на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 20.10.2011 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28.03.2011 г., установил:
Рымарев И.Т. обратился в суд с иском к ГКУ г. Москвы "ИС района Крылатское", в котором просил произвести перерасчет по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, согласно Постановления Правительства г. Москвы от 07.12.2004 г. N 850-ПП как инвалиду Великой Отечественной войны и членам его семьи, освободив его от оплаты занимаемой общей площади жилых помещений, коммунальных услуг в пределах социальной нормы и в размере 50% с 01.01.2011 г., взыскать с ответчика моральный вред в размере 100 000 руб.
В ходе рассмотрения дела, истец снял требование о взыскании компенсации морального вреда и пояснил, что является бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, инвалидом второй группы по общему заболеванию и проживает по адресу: г. Москва, ... ш., д. ..., корп. ..., кв. ... Совместно с ним по данному адресу зарегистрирована и проживает жена. Ответчик положенную ему меру социальной поддержки, определяемую Правительством г. Москвы, не учитывает, чем нарушает конституционные права и охраняемые законом интересы.
Решением Кунцевского районного суда г. Москвы от 20.10.2011 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28.03.2011 г., постановлено:
Исковые требования Рымарева И.Т. удовлетворить.
Признать незаконным действия ГКУ г. Москвы "ИС района Крылатское", выразившиеся в отказе произвести перерасчет платежей по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в объеме, установленном Постановлением Правительства г. Москвы от 07.12.2004 г. N 850-ПП Рымареву И.Т., приравненному к инвалидам Великой Отечественной войны и проживающих с ним членов его семьи.
Обязать ГКУ г. Москвы "ИС района Крылатское" произвести перерасчет Рымареву И.Т. и совместно проживающим с ним членам семьи платежей по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в объеме, установленном Постановлением Правительства г. Москвы от 07.12.2004 г. N 850-ПП, как приравненному к инвалидам Великой Отечественной войны и проживающим с ним членам его семьи с. ... г. ...
В кассационной жалобе заявитель просит отменить состоявшиеся судебные постановления, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных Рымаревым И.Т. требований отказать, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 381 ГПК РФ судьи изучают жалобу или представление прокурора по материалам, приложенным к ним, либо по материалам истребованного дела.
Указанное выше гражданское дело Кунцевского районного суда г. Москвы, затребованное для проверки в кассационном порядке 18.09.2012 г., поступило в экспедицию суда 25.09.2012 г.
В силу статьи 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Изучив состоявшиеся судебные постановления, материалы дела, доводы жалобы, полагаю, что настоящую жалобу вместе с материалами дела надлежит передать для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Рымарев Н.Т. является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, инвалидом второй группы по общему заболеванию, что подтверждается удостоверением МУСЗН "Фили-Давыдково" г. Москвы и справкой об инвалидности МСЭ014 N ...
Согласно выписки из домовой книги Р.В. состоит на регистрационном учете по адресу: г. Москва, ... ш., д. ..., корп. ..., кв. ... Вместе с ним по указанному адресу на регистрационном учете состоит его жена - Рымарева В.Л.
Разрешая спор, суд первой инстанции указал, что Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливая государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2, Конституции Российской Федерации). Реализуя указанные конституционные положения, Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, а также приравненных к ним по материально-бытовому обеспечению бывших несовершеннолетних узников фашизма, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, в частности, путем предоставления соответствующих льгот.
При этом, суд первой инстанции исходил из следующего.
Конституционно-правовой смысл нормы подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах", устанавливающей льготы по оплате коммунальных услуг, выявляется с учетом ее взаимосвязи с другими нормами данного Федерального закона, а также с иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, из которых согласно статье 11 того же Федерального закона состоит законодательство Российской Федерации о ветеранах (пункт 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "О ветеранах", законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления мер социальной поддержки определяется Правительством Москвы. Меры социальной поддержки предоставляются в натуральном виде через обслуживающую организацию. Согласно п. 3 Приложения к Постановлению Правительства г. Москвы N 850-ПП "О порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг" скидки по оплате жилья и коммунальных услуг данным категориям граждан осуществляются за счет средств бюджета города Москвы и субвенций из Фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации. Также указан объем предоставления скидок - освобождение их от оплаты коммунальных услуг (отопления, водоснабжения, канализации, горячего водоснабжения (подогрева воды), электроэнергии, газа) в пределах социальной нормы площади жилья (33 кв. м) и нормативов потребления коммунальных услуг независимо от вида занимаемого жилищного фонда; освобождение от платы за вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов независимо от вида жилищного фонда; - оплата ими и членами их семьи, совместно с ними проживающими, занимаемой общей площади жилых помещений независимо от вида жилищного фонда, услуг по вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов, предоставленных членам их семьи, совместно с ними проживающим, в размере 50 процентов стоимости; оплата членами их семьи, совместно с ними проживающими, коммунальных услуг, предоставленных членам их семьи, в размере 50 процентов стоимости.
Пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в соответствии с пунктом 8 вышеназванного Федерального закона указанные льготы должны распространяться и на бывших несовершеннолетних узников фашизма, приравненных к инвалидам Великой Отечественной войны и проживающих с ними членов их семей. Иное означало бы отказ государства от выполнения принятых на себя обязательств.
При этом, суд учитывал, что только федеральный законодатель вправе, как следует из статей 71 (пункты "в", "е", "з"), 39, 40 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, исходя из признаваемых и защищаемых Конституцией Российской Федерации ценностей, вносить изменения в ранее установленные правила предоставления льгот и компенсаций. Однако при внесении таких изменений, как вытекает из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, должно быть обеспечено соблюдение положений Конституции Российской Федерации, закрепляющих, что Россия является демократическим правовым социальным государством (статья 1, часть 1; статья 7), в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (статья 2); должен также соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений статей 1 и 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей").
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что Рымарев И.Т. имеет право на освобождение от оплаты занимаемой общей площади жилых помещений, коммунальных услуг в пределах социальной нормы и в размере 50% членами его семьи.
С указанными выводами суда согласилась судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда.
В силу ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям обжалуемые судебные постановления не отвечают.
Так, из преамбулы ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что настоящим Законом был изменен принцип установления системы мер социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями, в том числе изменен и принцип определения и предоставления системы мер социальной поддержки бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.
При этом новая система предоставления мер социальной поддержки основана на принципе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ и предусматривает замену льгот в натуральной форме на денежные компенсации при соблюдении условий сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты.
П. 8 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Так, перечень мер социальной поддержки, предоставляемой инвалидам и участникам ВОВ, определен в ст. 14 и 15 ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и включает различные льготы материально-бытового характера.
В силу п. 1 ст. 10 указанного Закона, меры социальной поддержки, установленные ст.ст. 14-19 и 21 Закона и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовыми актами правительства РФ, являются расходными обязательствами РФ.
В дополнение к мерам социальной поддержки, предусмотренным ст.ст. 14-19 и 21 данного ФЗ, субъекты РФ могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с п. 3 ст. 10 указанного ФЗ, являются расходными обязательствами субъектов РФ.
В соответствии с преамбулой Закона г. Москвы от 03.11.2004 г. N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы", настоящий Закон на основании Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов г. Москвы регулирует отношения, связанные с предоставлением органами государственной власти г. Москвы мер социальной поддержки отдельным категориям г. Москвы.
Согласно ст. 1 Закона г. Москвы от 03.11.2004 г. N 70 действие закона распространяется на граждан, имеющих место жительства в г. Москве и отнесенных к категориям граждан, указанным в ст. 3 настоящего Закона.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 3 Закона г. Москвы N 70, к гражданам, которым предоставляются дополнительные меры социальной поддержки относятся, в том числе бывшие несовершеннолетние узники фашизма - бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, являющихся получателями государственной социальной поддержки за счет средств федерального бюджета.
В городе Москве, в силу ст. 9 Закона г. Москвы N 70, реализация мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами г. Москвы, в пределах переданных органам государственной власти субъектов РФ полномочий по их предоставлению.
Согласно пп. "г" п. 2.3 Порядка и условий предоставления с 01.01.2005 г. отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденным постановлением правительства Москвы от 07.12.2004 г. N 850-ПП ветеранам войны и приравненным к ним лицам из числа бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 15.10.92 N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны"):
- оплата в размере 50 процентов стоимости занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - жилой площади) независимо от вида жилищного фонда, с учетом членов их семьи, совместно с ними проживающих.
Таким образом, ссылка на ст. 14 ФЗ "О ветеранах" и на п. 3.1 постановления Правительства Москвы N 850-ПП является несостоятельной, поскольку данные нормы не предусматривают меры социальной поддержки в виде полного освобождения бывших несовершеннолетних узников концлагерей от оплаты занимаемой общей площади жилых помещений и от оплаты коммунальных услуг.
Принимая во внимание изложенное, вынесенное судом первой инстанции решение об удовлетворении заявленных Рымаревым И.Т. требований к ГКУ г. Москвы "ИС района Крылатское" о признании действий незаконными, обязании произвести перерасчет платежей по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в объеме, и оставившее без изменения данное решение определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда нельзя признать законными.
В связи с изложенным, доводы кассационной жалобы представителя ГКУ г. Москвы "ИС района Крылатское" Романова М.В. о незаконности решения Кунцевского районного суда г. Москвы от 20.10.2011 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28.03.2011 г. заслуживают внимания, а кассационная жалоба заявителя подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Руководствуясь ст. 384 ГПК РФ, определил:
передать кассационную жалобу представителя ГКУ г. Москвы "ИС района Крылатское" Романова М.В. на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 20.10.2011 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28.03.2011 г. для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Судья Московского городского суда |
Курциньш С.Э. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского городского суда от 29 октября 2012 г. N 4г/6-7845
Текст определения официально опубликован не был