Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 10 октября 2012 г. по делу N 11-10268
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Владимировой Н.Ю.,
судей Семченко А.В., Шаповалова Д.В.
при секретаре Евдокименковой И.Н.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Владимировой Н.Ю. дело по апелляционной жалобе представителя ГУ-ГУ ПФР N 2 по Москве и МО на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 10 февраля 2012 года, которым постановлено:
Признать отказ Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда РФ N 2 по г. Москве и Московской области Винокурцеву Р.П. в перерасчете пенсии за выслугу лет по п. 1 ст. 17.2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" N 166-ФЗ, выраженный в Письме N 202-ОМ/7193 от 19.09.11, незаконным
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 2 по г. Москве и Московской области произвести Винокурцеву Р. П. с 01.01.2010 г. перерасчет пенсии за выслугу лет по пункту 1 ст. 17.2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" N 166-ФЗ с выплатой задолженности по недополученной пенсии за период с 01.01.2010 г., установила:
Винокурцев Р.П. обратился в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N 2 по Москве и МО о перерасчете пенсии за выслугу лет, взыскании задолженности.
В обоснование заявленных требований указав, что 01.10.93 г. ему была назначена пенсия за выслугу лет как ведущему инженеру - испытателю, занятому испытанием авиационной техники и входящему в состав штатного летного экипажа, при наличии полной выслуги (более 25 лет). С 01.01.2010 в соответствии с вступившим в силу законодательством истцу установлены трудовая пенсия и пенсия за выслугу лет, размер которой рассчитан по п. 2 ст. 17.2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации N 166-ФЗ. Истец с указанным расчетом пенсии по выслуге лет не согласен, считает, что расчет должен быть произведен по п. 1 ст. 17.2 названного Закона.
Представитель истца в суд явилась, поддержала исковые требования.
Представитель ГУ-ГУ ПФР N 2 по Москве и МО в суд явилась, иск не признала.
Представитель 3 лица - ОАО "МВЗ им.Миля" в судебное заседание не явился, письменно иск поддержал.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого как неправильного просит в апелляционной жалобе представитель ГУ-ГУ ПФР N 2 по Москве и МО.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ГУ-ГУ ПФР N 2 по Москве и МО, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями закона.
В соответствии с п. 1 ст. 17.2 Закона РФ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", гражданам из числа работников летно-испытательного состава при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, у которых не менее двух третьих указанной выслуги приходится на непосредственное выполнение испытательных полетов на штатных рабочих местах членов летных экипажей летательных аппаратов и парашютно-десантной техники, пенсия за выслугу лет назначается в размере, равном 1 000 процентам размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". За каждый полный год выслуги сверх 25 и 20 лет (для мужчин и женщин соответственно) пенсия за выслугу лет увеличивается на 25 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, но не более чем до 1 500 процентов размера указанной социальной пенсии.
В соответствии с п. 2 ст. 17.2 того же Закона, гражданам из числа работников летно-испытательного состава при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, у которых работа по непосредственному выполнению испытательных полетов на штатных рабочих местах членов летных экипажей летательных аппаратов и парашютно-десантной техники составляет менее двух третьих указанной выслуги, пенсия за выслугу лет назначается в размере, равном 800 процентам размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленных в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". За каждый полный год выслуги сверх 25 и 20 лет (для мужчин и женщин соответственно) пенсия за выслугу лет увеличивается на 25 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, но не более чем до 1 300 процентов размера указанной социальной пенсии.
Согласно п. 3.4 Письма Исполнительной дирекции ПФР от 03.11.2009 г. в Отделения Пенсионного фонда РФ "О порядке пенсионного обеспечения лиц из числа работников летно-испытательного состава гражданской авиации с 01.01.2010", при подсчете продолжительности выслуги, приходящейся на непосредственное выполнение полетов на штатных рабочих местах членов летательных экипажей летательных аппаратов и парашютно-десантной техники, руководствуются перечнем должностей, предусмотренных пп. а п. 3 Положения от 05.07.91 г. N 384 и порядком исчисления, предусмотренным абзацем вторым пункта 4 данного Положения, то есть, один год работы в соответствующих должностях засчитывается за два года при условии проведения в течение данного года летных испытаний.
В соответствии с более ранним Информационным письмом отделения ПФР по г. Москве и МО от 01.12.2004 г., ведущих инженеров относят к инженерно-техническому составу (пп. б), а не к входящим в состав штатного летного экипажа (пп. а), только при отсутствии в наименовании их должности слов "испытатель" или по "летным испытаниям".
Как установлено судом 1 инстанции и следует из материалов дела, истец работал на Московском вертолетном заводе им М.Л. Миля в качестве ведущего инженера по летным испытаниям, имел ежегодный испытательный начет часов.
Полеты производились истцом при наличии действующих свидетельств ведущего инженера по летным испытаниям, которые продлевались истцом своевременно и в установленном законом порядке. Свидетельства ведущего инженера по летным испытаниям вертолетов утверждались после сдачи квалификационных экзаменов приказом. Только после этого присваивалась квалификация ведущего инженера по летным испытаниям вертолетов и давалась возможность заниматься в полном объеме испытаниями опытной авиационной техники на штатных рабочих местах летательных аппаратов.
Представитель истца в суде первой инстанции пояснила, что при назначении пенсии в 1990-х годах на третье лицо в обязательном порядке выходили с проверкой сотрудники РУСЗН и проверяли право на пенсию по каждому сотруднику, только после подтверждения права на пенсию сотрудник принимал окончательное решение об оставлении летной работой и соответственно увольнении либо переходе на нелетную должность.
Согласно пункта 24 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий (Приложение к Постановлению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 12 сентября 1990 г. N 369/16-52), занятость отдельных работников летно-испытательного состава на испытании опытной техники подтверждается по справкам, выдаваемым предприятиями (объединениями) и организациями. Соответствующая справка была представлена в УСЗН в 1993 г. при назначении пенсии. Аналогичная справка выдана третьим лицом в 2010 г. в подтверждение ранее выданной и подтверждает участие истца в качестве ведущего инженера испытателя в испытательных полетах в составе штатного летного экипажа на штатном рабочем месте.
Данная справка в полном объеме подтверждается записями в трудовой книжке и летной книжкой истца, имеющей годовые и поденные данные о налете часов. Право на допуск к полетам подтверждается свидетельствами ведущего инженера по летным испытаниям.
Ведущие инженеры по летным испытаниям руководствовались в своей работе временным руководством по проведению испытательных полетов в авиационной промышленности (РПИП - 63) и внутренним положением о летно-испытательном комплексе Московского вертолетного завода им М.Л. Миля. Согласно п. 274 Временного руководства ведущий инженер по летным испытаниям разрабатывает и оформляет программу летных испытаний, ведет летные эксперименты по этой программе, а по ее окончании составляет отчет с должными выводами и рекомендациями "Он обязан: составлять программы....участвовать в испытательных полетах в составе летного экипажа, если это предусмотрено программой.." Ведущие инженеры участвовали в полетах на специально оборудованных штатных рабочих местах.
Суд принял во внимание пояснения представителя истца о том, что сам факт участия ведущего инженера по ЛИ в испытательных полетах подтверждает, что данные испытательные полеты и данное участие осуществлено на основании соответствующей программы испытаний. Так как в отсутствие программы и указанного в ней участия ВИ по ЛИ в составе штатного летного экипажа, ВИ по ЛИ не допускался к участию в летных испытаниях. Программы летных испытаний являлись неотъемлемой составляющей технологии испытательных работ. Программы летных испытаний, задания на полеты, летно-методические и технические отчеты уничтожались в связи с истечением срока хранения в соответствии с "Инструкцией по обеспечению режима секретности в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях в СССР".
Таким образом, факт участия истца в летных испытаниях в качестве ведущего инженера по ЛИ на штатном рабочем месте летательного аппарата подтверждается справками МВЗ им. М.Л. Миля, свидетельствами ведущего инженера по ЛИ, трудовой книжкой, летной книжкой.
Суд также принял во внимание, что согласно представленным письмам ответчика в адрес истца пенсия истцу была назначена в 1993 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 05.07.1991 г. N 384 пп. а п. 3 "а) летный состав, непосредственно выполняющий испытательные полеты на штатных рабочих местах летательных аппаратов и парашютно-десантной техники: ... ведущие инженеры-испытатели всех наименований, занятые летными испытаниями авиационной техники и входящие в состав штатного летного экипажа", В связи с чем выслуга лет истца была принята в двойном календарном исчислении, в то время как при расчете выслуги по пп. б п. 3 Постановления Совета Министров РСФСР от 05.07.1991 г. N 384 - то есть при отнесении не к летному, а к инженерно-техническому составу - истец не приобрёл бы права на льготную пенсию и пенсия истцу просто не была бы назначена, так как ранее действовавшее законодательство предусматривало возможность назначения пенсии при выслуге менее 25 лет только в случае оставления работы по состоянию здоровья, чего в случае с истцом не было.
Суд также принял во внимание заслуживающие внимания заявления истца о том, что истца нельзя отнести просто к техническому составу - пп. б п. 3 Постановления, об этом говорят должностные обязанности и специфика деятельности ведущих инженеров по ЛИ, именно он как ведущий инженер составляет полетные задания, программы, участвует в полетах в соответствии с программой, оценивает результаты полетов.
Согласно Федеральным авиационным правилам по производству полетов экспериментальной авиации (Приложение к приказу Генерального директора Росавиакосмоса N 104):
3.4.1. Программа летных испытаний (исследований) составляется ведущим инженером по летным испытаниям воздушных судов с участием ведущего летчика-испытателя на основании приказа руководителя авиационной организации или технического задания, утвержденного им.
Разделы программы разрабатываются членами испытательной бригады в соответствии со специальностью.
В программе летных испытаний излагаются:
цель испытаний:
сведения об объекте испытаний и его особенностях;
состав экспериментального оборудования;
руководства по испытаниям авиационной техники, по которым проводятся испытания; объем и характер наземных испытаний;
объем летной работы с указанием условий проведения эксперимента (высота, скорость, центровка, масса воздушного судна), конфигурация воздушного судна, режим работы двигателей;
методические указания к программе;
основные летные ограничения (максимально допустимые значения приборной скорости, перегрузки, узла атаки, числа М и др.), минимум для выполнения задания в испытательном полете, а также меры безопасности;
мероприятия по противодействию иностранным техническим разведкам и соблюдению требований режима секретности;
ответственные исполнители;
экипаж;
сроки испытаний;
план материально-технического обеспечения;
при участии в испытаниях нескольких авиационных организаций (ведомств) - ответственные за обеспечение летных испытаний.
3.4.5 На каждый испытательный полет ведущий инженер по летным испытаниям совместно с ведущим летчиком-испытателем и специалистами бригады разрабатывают задание, которое записывается в полетный лист или прикладывается к нему на отдельном бланке.
Полетный лист подписывается заместителем начальника летно-испытательного подразделения по летной службе (старшим летчиком) и ведущим инженером (руководителем испытательной бригады).
3.4.6 Задание разрабатывается на каждый испытательный полет. В задании указывается:
цель полета;
профиль и маршрут полета;
последовательность и методика выполнения задания;
продолжительность полета;
метеоусловия, при которых разрешается выполнение задания;
порядок и продолжительность включения бортовых систем измерений;
меры безопасности (дополнительно к указанным в руководстве по летной эксплуатации), характерные для этого задания;
вопросы, на которые должен ответить экипаж в отчете по заданию;
меры по противодействию иностранным техническим разведкам и обеспечению требований режима секретности;
минимальное количество топлива и удаление от аэродрома, при которых обеспечивается посадка на нем с установленным остатком топлива;
обязанности в полете каждого члена экипажа (в части выполнения полетного
задания).
Задание на полет подписывается ведущим инженером и специалистами, принимавшими участие в его разработке.
3.5.1. Руководителем испытательной бригады назначается ведущий инженер по
летным испытаниям.
Из данного нормативного документа видно, что ведущий инженер по летным испытаниям принимает самое непосредственное участие в летных испытаниях, играет в них главенствующую роль, несет за них непосредственную ответственность, является руководителем испытательной бригады и никоим образом не относится просто к техническому обслуживающему персоналу.
Тот факт, что непосредственной обязанностью истца является именно проведение летных испытаний и участие в них, а не просто инженерная работа, подтверждается и прилагаемым Приложением к приказу Генерального директора Росавиакосмоса N 418 Федеральные авиационные правила о порядке подготовки, аттестации и допуска к деятельности авиационного персонала летно-испытательных подразделений экспериментальной авиации Российской Федерации, согласно которому:
5.9.1. Конечной целью подготовки ведущих инженеров по летным испытаниям воздушных судов является приобретение в процессе подготовки знаний и навыков, позволяющих им участвовать в организации и проведении летных испытаний и исследований воздушных судов экспериментальной авиации в качестве ведущих инженеров по летным испытаниям воздушных судов.
Согласно Приложению к приказу Генерального директора Росавиакосмоса N 418 Федеральные авиационные правила о порядке аттестации и допуска к деятельности авиационного летно-испытательных подразделений экспериментальной авиации Российской Федерации допуск к работе ведущих инженеров по летным испытаниям осуществляется на основании соответствующих Свидетельств:
П. 4.3.1. ЦАК в зависимости от образования, уровня подготовки, квалификации, стажа и опыта работы, присваивает специалистам летно-испытательных подразделений следующие квалификации с присвоением класса:
летчикам-испытателям и штурманам-испытателям - летчик (штурман)-испытатель 3, 2 и 1 класса;
бортинженерам (бортмеханикам)-испытателям, бортрадистам-испытателям бортинженер (бортмеханик), бортрадист - испытатель 3, 2 и 1 класса;
парашютистам-испытателям - парашютист-испытатель 3, 2 и1 класса;
инженерам, техникам (механикам) всех специальностей - инженер, техник (механик) по специальности 3, 2 и 1 класса;
руководителям полетов - руководитель полетов 3, 2 и 1 класса;
ведущим инженерам по летным испытаниям воздушных судов - ведущий инженер по летным испытаниям 2 и 1 класса;
ведущим инженерам всех специальностей, бортинженерам-испытателям воздушных судов - летающих лабораторий - ведущий инженер по специальности, бортинженер-испытатель ВС - летающих лабораторий 2 и 1 класса;
ведущим инженерам по эксплуатации воздушных судов - ведущий инженер по эксплуатации ВС 1 класса;
инженерам по эксплуатации экспериментальных воздушных судов, силовых установок, авиационного оборудования, радиоэлектронного оборудования, авиационного вооружения, авиационного оборудования объективного контроля по представлению авиационной организацией документов согласно приложению N 1 к настоящим Правшам без сдачи экзаменов Центральной аттестационной комиссии - инженер по эксплуатации экспериментальных ВС (инженер по эксплуатации по специальностям) 2 и 1 класса.
4.4. Всем аттестованным лицам авиационного персонала ЛИП экспериментальной авиации, в том числе руководящему составу, выдаются свидетельства установленного образца или другие документы, подтверждающие его право на выполнение своих должностных обязанностей и соответствующих работ.
4.4.1. Форма свидетельств, выдаваемых специалистам летно-испытательных подразделений после аттестации ЦАК указана в приложении N 30 к настоящим Правилам.
4.5. Допуск к профессиональной деятельности лиц авиационного персонала ЛИП экспериментальной авиации по своим специальностям осуществляется приказом авиационной организации на основании:
свидетельств, выданных ЦАК - для специалистов летно-испытательных подразделений".
На основании вышеизложенного, суд счел исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
Разрешая заявленные требования, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, которым дал надлежащую правовую оценку и постановил правильное по существу решение. Нормы материального права судом применены верно, нарушения норм процессуального права - не допущено.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на обстоятельства, которые исследовались судом 1 инстанции и которым дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Не усматривая оснований к отмене в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ определила:
решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 10 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ГУ-ГУ ПФР N 2 по Москве и МО - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.