Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 10 октября 2012 г. по делу N 11-10769
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Владимировой Н.Ю.,
судей Михайловой Р.Б., Шаповалова Д.В.
при секретаре Евдокименковой И.Н.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Владимировой Н.Ю. дело по апелляционной жалобе представителя ГУ-ГУ ПФР N 2 по Москве и МО на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 22 мая 2012 года, в редакции определения от 10 сентября 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования Харькина А.Л. к ГУ - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 2 по Москве и Московской области об обязании произвести перерасчет пенсии за выслугу лет как летчику летно-испытательного состава - удовлетворить.
Обязать ГУ - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 2 по Москве и Московской области произвести с 01.01.2010 года Харькину А.Л. перерасчет пенсии за выслугу лет исходя из 1000% размера социальной пенсии, как работнику летно-испытательного состава, имеющему 35 лет выслуги, у которого не менее, 2/3 указанной выслуги приходится на непосредственное выполнение испытательных полетов на штатных рабочих местах члена летного экипажа летательных аппаратов.
Включить период работы Харькина А.Л. с 01.02.1975 г. по 25.04.1993 г. в должности ведущего инженера НИЛИЦ (НПО Взлёт) в лётный состав непосредственно выполняющий испытательные полёты на штатных рабочих местах летательных аппаратов, установила:
Харькин А.Л. обратился в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N 2 по Москве и МО об обязании произвести перерасчет пенсии, указывая, что с 01.01.2010 в соответствии с вступившим в силу законодательством истцу установлены трудовая пенсия и пенсия за выслугу лет, размер которой рассчитан по п. 2 ст. 17.2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации N 166-ФЗ. Истец с указанным расчетом пенсии по выслуге лет не согласен, считает, что расчет должен быть произведен по п. 1 ст. 17.2 названного Закона.
Представитель истца в суд явилась, поддержала исковые требования.
Представитель ГУ-ГУ ПФР N 2 по Москве и МО в суд явилась, иск не признала.
Представитель третьего лица ОАО "НПО "Взлет" в суд не явился, письменно иск поддержал.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого как неправильного просит в апелляционной жалобе представитель ГУ-ГУ ПФР N 2 по Москве и МО.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ГУ-ГУ ПФР N 2 по Москве и МО, представителя Харькина А.Л., представителя ОАО "НПО "Взлет", обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями закона.
В соответствии с п. 1 ст. 17.2 Закона РФ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", гражданам из числа работников летно-испытательного состава при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, у которых не менее двух третьих указанной выслуги приходится на непосредственное выполнение испытательных полетов на штатных рабочих местах членов летных экипажей летательных аппаратов и парашютно-десантной техники, пенсия за выслугу лет назначается в размере, равном 1 000 процентам размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". За каждый полный год выслуги сверх 25 и 20 лет (для мужчин и женщин соответственно) пенсия за выслугу лет увеличивается на 25 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, но не более чем до 1 500 процентов размера указанной социальной пенсии.
В соответствии с п. 2 ст. 17.2 того же Закона, гражданам из числа работников летно-испытательного состава при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, у которых работа по непосредственному выполнению испытательных полетов на штатных рабочих местах членов летных экипажей летательных аппаратов и парашютно-десантной техники составляет менее двух третьих указанной выслуги, пенсия за выслугу лет назначается в размере, равном 800 процентам размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленных в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". За каждый полный год выслуги сверх 25 и 20 лет (для мужчин и женщин соответственно) пенсия за выслугу лет увеличивается на 25 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, но не более чем до 1 300 процентов размера указанной социальной пенсии.
Как установлено судом 1 инстанции и следует из материалов дела, истец работал с 01.02.1975 года по 25.04.1993 года в НИЛИЦ (позже переименовано в НПО "Взлет") в должности ведущий инженер, что подтверждается трудовой книжкой.
Научно-исследовательский летно-испытательный центр (НИЛИЦ), с 1972 года НПО "Взлет", был создан на основании Постановления Совета министров СССР от 30.03.1963 г. N 385-136. Ввиду отсутствия собственных ведущих инженеров испытателей, их кадровый состав формировался следующим образом: к испытательным полетам в должности ведущих инженеров по летным испытаниям авиационной техники на штатных рабочих местах членов летного экипажа летательных аппаратов допускались специалисты, занимающие различные должности (старший инженер, ведущий инженер, ведущий конструктор и др.) из числа работников отделов летных испытаний, прошедших необходимую подготовку и сдавших зачеты и экзамены Квалификационной комиссии предприятия на знание документов, регламентирующих проведение испытательных полетов, материальной части летательных аппаратов и испытываемой аппаратуры, признанные годными к испытательным полетам врачебно-летной экспертной комиссией (ИЛЭК), застрахованный установленным порядком и выполнившие не менее одного парашютного прыжка. Допуск к испытательным полетам производился на основании приказа руководителя предприятия. После выполнения необходимого налета часов в испытательных полетах в должности ведущего инженера по летным испытаниям специалисты отделов летных испытания направлялись на учебные курсы в центр подготовки летного состава (ЦПЛС) при Летно-испытательном институте (ЛИИ), при успешном окончании которых им поэтапно присваивались квалификации инженеров-экспериментаторов, ведущих - инженеров по летным испытаниям, ведущих инженеров по летным испытаниям второго и первого класса с выдачей свидетельств установленного образца. После подготовки достаточного числа специалистов, имеющих свидетельство ведущих инженеров по летным испытаниям, в штатные расписания отделов летных испытаний во втором полугодии 1979 года были введены должности ведущего инженера по летным испытаниям, ведущих инженеров по летным испытаниям второго и первого классов с постепенным переводом на эти должности специалистов, числившихся на других должностях.
Научно-исследовательский летно-испытательный центр (НИЛИЦ) был создан в 1963 году (приказ ГКРЭ N 181 от 20.04.1963 года). С 1972 года - Научно-производственное объединение "Взлет" (Приказ руководителя организации М-5804 от 24.05.1972 года). С 1993 года - Акционерное общество открытого типа "Взлет" (свидетельство Московской регистрационной палаты N 028.240 от 11.11.1993 года). С 2001 года - Открытое акционерное общество "Научно-производственное объединение "Взлет" (свидетельство МРП о регистрации изменений в учредительных документах от 18.07.2001 года N 28240). Основным видом деятельности являлось создание и использование летающих лабораторий; организация, подготовка, проведение, научно-техническое обеспечение, руководство летными испытаниями и исследованиями аппаратуры, радиоэлектронных систем и комплексов; проведений измерений и обработка экспериментальных данных летных испытаний и исследований.
Данные работы не могут производиться без ведущих инженеров по экспериментальным работам и летным испытаниям систем воздушных судов, входящим в состав штатного летного экипажа на специально оборудованном рабочем месте. Допуском для проведения испытаний в составе штатного летного экипажа является свидетельство ведущего инженера по экспериментальным работам и летным испытаниям системы ВС с правом полетов, выданное Министерством авиационной промышленности, с ежегодным продлением о допуске к полетам. Занятость на указанных работах подтверждается справками, выданными предприятиями.
Согласно летной книжке истца, испытательный налет истца составлял за 1975 год - 29 часов 45 минут; за 1976 год - 65 часов; за 1977 год - 122 часа 34 минуты; за 1978 год -138 часов 5 минут; за 1980 год - 1 час 34 минуты + 124 часа 46 минут; за 1981 год - 2 часа 35 минут + 120 часов 46 минут; за 1982 год - 93 часа 17 минут; за 1983 год - 63 часа 52 минуты; за 1984 год -180 часов 8 минут + 44 часа 45 минут; за 1985 год - 175 часов 31 минута + 9 часов 40 минут; за 1986 год - 128 часов 20 минут; за 1987 год - 57 часов 33 минуты + 85 часов 15 минут; за 1988 год - 126 часов 45 минут; за 1989 год - 74 часа 1 минута + 56 часов 35 минут; за 1990 год - 100 часов 36 минут + 42 часа 25 минут + 44 часа 35 минут; за 199J год - 102 часа 40 минут + 86 часов 26 минут; за 1992 год -108 часов 55 минут + 17 часов 45 минут; за 1993 год - 18 часов 45 минут.
Ответчик рассчитал часы налетов истца как 1 год за 2 года.
Согласно справке НПО "Взлет", истец с 20.07.1973 года по 31.12.1974 года работал в должности техника (приказ N 621/к от 20.07.1973 года);
с 01.01.1975 года по 31.01.1979 года работал в должности старшего техника (приказ N 1051/к от 24.12.1974 года);
с 01.02.1979 года по 31.08.1979 года работал в должности инженера отдела 23 (приказ N 87/к от 01.02.1979 года);
с 01.09.1979 года по 31.12,1981 года работал в должности инженера в отделе 23 (приказ N 732/к от 30.08.1979 года);
с 01.01.1982 года по 30.09.1988 года работал в должности ведущего инженера 2 класса по экспериментальным работам и летным испытаниям систем самолетов (вертолетов) (приказ N 15/к от 13.01.1982 года);
с 01.10.1988 года по 25.06.1990 года работал в должности ведущего инженера по летным испытаниям 2 класса (приказ N 871/к от 25.07Л988 года);
с 26.06.1990 года по 30.06.1991 года работал в должности ведущего инженера 1 класса по эксплуатационным работам и летным испытаниям систем воздушных судов (приказ N 943/к от 07.08.1990 года);
с 01.07.1991 года по 25.04 1993 года работал в должности ведущего инженера по летным испытаниям 1 класса (приказ N 687/к от 02.07.1991 года);
с 26.04.1993 года по 31.08.1994 года работал в должности ведущего инженера без права полетов (приказ N 364/к от 26.04.1993 года);
с 01.09.1994 года по 14.12.1995 года работал в должности контролера КПП (приказ N 61 О/к от 25.08.1994 года);
15.12.1995 года - уволен по собственному желанию (ст. 31 КЗоТ РФ, приказ N 776/к от 08.12.1995 года).
Харькин А.Л. непосредственно участвовал в испытательных полетах на штатном рабочем месте члена летного экипажа воздушного судна с 01.02.1975 года по 25.04.1993 года.
Истец на протяжении всего периода работы ежегодно проходил медицинское обследование и комиссией ВЛЭК был признан годным к летной работе в качестве инженера, в том числе и экспериментатора.
С 01.02.1975 года по 25.04.1993 года участвовал в полетах согласно распоряжениям работодателя.
Суд счел, что имеющихся документов достаточно для подтверждения стажа истца на соответствующих видах работ, как ведущего инженера по летным испытаниям, который имеет свидетельство о допуске к летным испытаниям, был занят летными испытаниями авиационной техники и входил в состав штатного летного экипажа в спорный период. Отсутствие лицевых счетов в архивах не по вине работника, а также неточная запись в названии должности как "ведущий инженер", внесенные в его трудовую книжку сотрудниками отдела кадров не может служить основанием для отказа включения спорного периода работы в период работы, при котором истец входил в состав членов летного экипажа воздушного судна на штатном рабочем месте.
В соответствии с п. 8 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено, что граждане из числа работников летно-испытательного состава имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящим Федеральным законом, и доли страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших на застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией (дополнительным увеличением) и перерасчетом (корректировкой) в соответствии с пунктом 6 статьи 17 и статьей 17.2 указанного Федерального закона.
В силу ст. 17.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", которая введена Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ, гражданам из числа работников летно-испытательного состава при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, у которых не менее двух третьих указанной выслуги приходится на непосредственное выполнение испытательных полетов на штатных рабочих местах членов летных экипажей летательных аппаратов и парашютно-десантной техники, пенсия за выслугу лет назначается в размере, равном 1000 % размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленных в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". За каждый полный год выслуги сверх 25 и 20 лет (для мужчин и женщин соответственно), пенсия за выслугу лет увеличивается на 25 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, но не более чем до 1500 % размера указанной социальной пенсии.
Следовательно, за каждый полный год выслуги сверх 25 и 20 лет (для мужчин и женщин соответственно) пенсия за выслугу лет увеличивается на 25 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного п. 1 ч. 1 ст. 18 настоящего Закона, но не более чем до 1500 % размера указанной социальной пенсии.
Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости либо к трудовой пенсии по инвалидности, назначенной в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", и выплачивается одновременно с ней, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 года N 213-ФЗ.
Согласно ст. 20 Федерального закона от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ, перерасчет размера трудовой пенсии страховой части трудовой пенсии по старости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, производится:
с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.
Судом установлено, что должность истца как старшего техника, как инженера, как ведущего инженера 2 класса по экспериментальным работам и летным испытаниям систем самолетов (вертолетов), как ведущего инженера по летным испытаниям 2 класса, как ведущего инженера 1 класса по эксплуатационным работам и летным испытаниям систем воздушных судов, как ведущего инженера по летным испытаниям 1 класса, дает право истцу на назначение пенсии за выслугу лет как работнику летно-испытательного состава, поскольку в спорный период истец занимался летно-испытательной работой в качестве ведущего инженера по летным испытаниям и имеет свидетельство о допуске к летным испытаниям, был занят летными испытаниями авиационной техники и входил в состав штатного летного экипажа.
Следовательно, суд пришел к выводу, что пенсия истца подлежит перерасчету на основании п. 1 ст. 17.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", которая введена Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ, вступившей в законную силу 01.01.2010 года.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
Разрешая заявленные требования, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, которым дал надлежащую правовую оценку и постановил правильное по существу решение. Нормы материального права судом применены верно, нарушения норм процессуального права - не допущено.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на обстоятельства, которые исследовались судом 1 инстанции и которым дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Не усматривая оснований к отмене в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ определила:
решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 22 мая 2012 года, в редакции определения от 10 сентября 2012 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ГУ-ГУ ПФР N 2 по Москве и МО - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.