Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 16 октября 2012 г. N 11-16006
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Владимировой Н.Ю. и судей Шаповалова Д.В., Дегтеревой О.В.
при секретаре Калугина Н.А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Дегтеревой О.В. дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Главного управления ПФР N 8 по г. Москве и Московской области на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 26 марта 2012 года, которым постановлено:
Требования Бондаренко С.В. к ГУ ПФР N 8 по г. Москве о включении в стаж периодов работы и обязании назначить пенсию удовлетворить.
Обязать ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области включить в стаж Бондаренко С.В., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периоды с 07.08.1980 г. по 27.04.1997 г., с 19.06.1997 г. по 31.10.1999 г., с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г. и обязать назначить пенсию с 30 марта 2011 г. установила:
Бондаренко С.В. обратился в ГУ - Главное управление ПФР N 8 по г. Москве и Московской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях и организациях здравоохранения не менее 30 лет независимо от возраста, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Ответчик в назначении досрочной трудовой пенсии истцу отказал в связи с отсутствием необходимого стажа 30 лет. При этом решением комиссии от 07.07.2011 г. по назначению пенсии Главного управления ПФР N 8 по г. Москве и Московской области в стаж не засчитаны периоды работы с 07.08.1980 г. по 27.04.1997 г., с 19.06.1997 г. по 31.10.1999 г. по профессии фельдшера выездной Станции скорой и неотложной помощи им. А.С. Пучкова, с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г. в должности фельдшера бригады линейной выездной Станции скорой и неотложной помощи им. А.С. Пучкова.
Считая отказ в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, Бондаренко С.В. обратился в суд с иском, просил суд включить указанные выше спорные периоды его работы в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии и обязать ответчика назначить ему льготную пенсию с момента обращения.
Представитель истца в суде на удовлетворении требований настаивал.
Представитель ответчика в суде просил отказать в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе Государственного учреждения - Главного управления ПФР N 8 по г. Москве и Московской области просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ГУ ПФР N 8 по доверенности Мжельского А.В., поддержавшего доводы своей апелляционной жалобы, Бондаренко С.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173 от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым право на досрочную трудовую пенсию имеют лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, независимо от возраста.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, предусмотрено, что право на назначение пенсии за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30 марта 2011 г. Бондаренко С.В. обратился в ГУ - Главное управление ПФР N 8 по г. Москве и Московской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Решением ГУ ПФР N 8 за N 36 от 07.07.2011 года в назначении пенсии истцу отказано по п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работы. Согласно данному решению, специализированный стаж Бондаренко С.В. составил на соответствующих работах 9 лет 1 месяц 26 дней.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в указанные в резолютивной части решения суда периоды времени истец работал с 07.08.1980 г. по 27.04.1997 г., с 19.06.1997 г. по 31.10.1999 г. по профессии фельдшера выездной Станции скорой и неотложной помощи им. А.С. Пучкова, с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г. в должности фельдшера бригады линейной выездной Станции скорой и неотложной помощи им. А.С. Пучкова.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что к периоду работы Бондаренко С.В. в качестве фельдшера выездной станции скорой помощи, фельдшера бригады выездной Скорой помощи, имевшем место до 01 ноября 1999 года, что подтверждается копией трудовой книжки, подлежит применению Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, в соответствии с которым право на назначение пенсии за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Занимаемые истцом в спорный период должности фельдшера выездной бригады скорой помощи относятся к среднему медицинскому персоналу, следовательно, данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от наименования этих должностей.
Приказом Министерства Здравоохранения и социального развития РФ от 31 мая 2006 года N 435 по согласованию с Пенсионным фондом РФ было установлено тождество наименований должностей "фельдшер выездной бригады", "фельдшер выездной", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи наименованию должности "фельдшер".
Постановлением Минтруда России от 3 октября 2002 года N 66 установлено тождество наименования "станция скорой и неотложной медицинской помощи" наименованию учреждения "станция скорой медицинской помощи".
Таким образом, с учетом установления тождества в вышеуказанных правовых актов работа истца в качестве фельдшера выездной бригады станции скорой помощи вышеуказанной должности и учреждении также соответствует должности и учреждению, предусмотренному действующему в настоящее время Списку, утвержденному Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 года, в связи с чем, суд правильно пришел к выводу, что спорные периоды работы истца подлежат включению в льготный трудовой стаж для назначения досрочной пенсии.
Судом первой инстанции обоснованно не был принят во внимание довод ответчика о том, что не подтверждается работа истца сведениями персонифицированного учета.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в п. 4.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П, федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование отношений в сфере обязательного пенсионного страхования, должен обеспечивать баланс конституционно значимых интересов всех субъектов этих отношений, а устанавливаемые им правила поддержания устойчивости и автономности финансовой системы обязательного пенсионного страхования не должны обесценивать конституционное право граждан на трудовую пенсию.
На основании п. 2 ст. 13 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст.ст. 10, 11 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного, пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального - (персонифицированного) учета.
Согласно Закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" обязанность по предоставлению сведений в Пенсионный фонд РФ лежит на работодателе.
Факт работы истца не оспаривался ответчиком и подтверждается материалами дела.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что истец является добросовестным участником гражданских правоотношений и его права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от выполнения либо невыполнения работодателем, своих обязанностей, возложенных законом.
Истец, не являясь непосредственной стороной в системе правоотношений, связанных с предоставлением сведений в систему персонифицированного учета в Пенсионный фонд РФ, не имел реальной возможности обеспечить предоставление данных сведений работодателем.
Удовлетворяя требования истца о включении в стаж работы истца спорные периоды, суд обоснованно исходил из того, что возникновение права истца на назначение пенсии не может быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что при отчислении необходимых взносов, работодатель не поставил код льготы и не сообщил иные сведения в Пенсионный Фонд. Сам по себе факт отсутствия данных персонифицированного учета, при наличии записи в трудовой книжке, не может служить основанием для лишения истца права на досрочное назначение пенсии.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о необходимости включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости спорные периоды работы истца, и с учетом засчитанного истцу ГУ ПФР N 8 специального стажа 9 лет 1 месяц 26 дней, назначил Бондаренко С.В., 24 сентября 1958 г. рождения, досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения в ПФР N 8 с 30 марта 2011 г.
С указанными выводами судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на установленных судом обстоятельствах и требованиях закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что период с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г. был включен в льготный стаж истцу для назначения пенсии решением ГУ ПФР N 8 не состоятелен и опровергается решением ГУ ПФР N 8 за N 36 от 07.07.2011 года (л.д. 10-11), и не влечет отмену решения суда.
С указанными выводами суда соглашается судебная коллегия, поскольку они полностью основываются на фактических обстоятельствах дела и требованиях действующего гражданского законодательства.
В соответствии со ст. 19 ФЗ N 173-ФЗ от 17.12.2001 года (в ред. от 01.07.2011 года) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии (п. 1 в ред. ФЗ N 213-ФЗ от 24.07.2009 года).
Как следует из материалов дела, истец обратился в ГУ-ГУ ПФР N 8 по городу Москве и Московской области с заявлением о назначении ей досрочной пенсии 30 марта 2011 года.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что трудовая пенсия истцу должна быть назначена с момента обращения истца за назначением пенсии.
Все обстоятельства, которыми аргументированы апелляционная жалоба, являлись предметом обсуждения в суде первой инстанции при рассмотрении дела. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда апелляционная жалоба не содержит.
Выводы, изложенные в судебном постановлении, не противоречат нормам материального права и представленным суду доказательствам.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Симоновского районного суда г. Москвы от 26 марта 2012 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий: |
|
Судьи: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.