Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 4 сентября 2012 г. N 11-16318/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда, в составе:
председательствующего Неретиной Е.Н. и судей Давыдовой И.Н., Козлова И.П.
при секретаре Иньковой О.Д.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Козлова И.П. дело по апелляционной жалобе Клочко Ю.В. на решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 23 мая 2012 г., которым постановлено: в удовлетворении исковых требований Клочко Ю.В. к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы об обязании заключить договор социального найма - отказать.
Установила:
истец Клочко Ю.В. обратился в суд с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы об обязании заключить договор социального найма, в котором просил:
- признать незаконным бездействие руководителя департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, связанные с не рассмотрением и не принятием мер по его обращению от 01 декабря 2010 года,
- обязать ответчика заключить с ним и членами его семьи договор социального найма, на квартиру, расположенную по адресу: ... .
Истец Клочко Ю.В., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего третьего лица Клочко А.Ю. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал. Требования мотивированы тем, что он проходил военную службу в войсковой части ... в воинском звании "подполковник" на воинской должности старшего офицера отдела кадров Воздушно-десантных войск. В апреле 2009 года решением жилищной комиссии войсковой части ... ему и членам его семьи была распределена спорная квартира за выездом из нее другого военнослужащего. 13 августа 2009 года он был уволен с военной службы с оставлением в списках очередников на получение жилой площади. Получив распоряжение Глав КЭУ МО РФ (Департамент жилищного обеспечения МО РФ) на право заключения договора социального найма на спорную квартиру, но ни уполномоченные органы Министерства обороны РФ, ни органы исполнительной власти г. Москвы не принимают никаких мер по заключению с ним договора социального найма на спорную квартиру.
Представитель ответчика по доверенности Благов С.В. (л.д. 54) в судебное заседание явился, исковые требования не признал. Свои доводы мотивировал тем, что истец не состоит с членами семьи на учете в списке очередников города Москвы на получение жилой площади. Из материалов дела следует, что истец состоит на жилищном учете Министерства Обороны РФ.
Третье лицо Клочко И.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего третьего лица Клочко А.Ю., в судебное заседание не явилась.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просят истцы и представитель ответчика в кассационных жалобах.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Суд, разрешая указанные требования, установил, что Истец проходил военную службу по контракту в войсковой части ... в воинском звании "подполковник" на воинской должности старшего офицера отдела кадров Воздушно-десантных войск.
Приказом Министра обороны Российской Федерации N ... от 21.07.2000 года истец назначен для прохождения военной службы в городе Москве.
Истец состоит на жилищном учете Министерства Обороны РФ с 2000 года.
17 апреля 2009 года решением жилищной комиссии войсковой части ... истцу (очереднику Министерства обороны РФ с 2000 года) и членам его семьи (он, жена Клочко И.В. и дочь Клочко А.Ю.) предоставлена спорная двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: ... за выездом из нее другого военнослужащего. Данная квартира предоставлена по договору социального найма с исключением из списка очередников МО РФ (л.д. 28).
13 августа 2009 года истец был уволен с военной службы с оставлением в списках очередников на получение жилой площади (л.д. 29) и 25 августа 2009 года исключен из списков личного состава войсковой части ... (л.д. 30).
Истцу выдана выписка из распоряжения Глав КЭУ МО РФ (департамент жилищного обеспечения МО РФ) от 01.07.2009 года N ... на право заключения договора социального найма на спорную квартиру (л.д. 36)
Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы повторное заселение спорной квартиры согласовано (л.д. 35).
Истец с членами семьи переехали в спорную квартиру. Однако с истцом договор социального найма на спорную квартиру до настоящего времени не заключен.
01.12.2010 года истец обратился в УДЖПиЖФ по ЗАО г. Москвы с заявлением о рассмотрении вопроса о заключении с ним договора социального найма на спорную квартиру (л.д. 24).
21.12.2010 года начальником Управления ДЖПиЖФ по ЗАО г. Москвы истцу был дан ответ о том, что его обращение было направлено в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы (л.д. 25).
Разрешая спор, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, ссылаясь на положения пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон "О статусе военнослужащих"), указав, что обязанность обеспечения военнослужащих, подлежащих увольнению после 1 января 2005 г., в том числе при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет, жилым помещением в силу закона лежит на исполнительном органе субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, а также положения Закона г. Москвы N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения", указав, что оснований, предусмотренных указанным законом, для предоставления помещения истцу г. Москвой не имеется.
Судебная коллегия считает, что вынесенные судебные постановления приняты без учета норм действующего законодательства.
Согласно статье 49 (часть 3) Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма могут быть предоставлены определенным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным названным Кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с приведенной нормой право на получение жилого помещения по договору социального найма закреплено за категориями граждан, указанных не только в Жилищном кодексе Российской Федерации, но и в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации.
Закон "О статусе военнослужащих", определяя основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, устанавливает права и гарантии военнослужащих в жилищной сфере.
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона "О статусе военнослужащих" в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
По смыслу указанной нормы, реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений только к государственному жилищному фонду.
Закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся в том числе в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, Закон "О статусе военнослужащих" допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей, при освобождении последними данных помещений в связи с выездом на другое место жительства.
То обстоятельство, что в силу пункта 2 статьи 15 Закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 г., осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, не исключает возможности предоставления таким военнослужащим жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма на основании пункта 5 статьи 15 указанного Закона.
Из материалов дела следует, что спорная квартира является муниципальной, ране занимаемая военнослужащим. Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы не возражал на повторное заселение спорной квартиры.
C доводом о пропуске срока на обжалование действий должностных лиц, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ согласиться нельзя. Указанной нормой предусмотрен срок в течении которого гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего.
Между тем Клочко Ю.В. обратился не с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего, а в порядке искового производства.
При таких обстоятельствах выводы суда являются необоснованными, а требования истца подлежали удовлетворению.
Руководствуясь ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 23 мая 2012 года отменить.
Вынести по делу новое решение в соответствии с которым обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы заключить с Клочко Ю.В. и членами его семьи - Клочко И.В., Клочко А.Ю. договор социального найма на жилое помещение по адресу: ... .
Председательствующий: |
|
Судьи: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 4 сентября 2012 г. N 11-16318/2012
Текст определения официально опубликован не был