Апелляционное определение Московского городского суда от 28 августа 2012 г. N 11-18556/12
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Шубиной И.И.,
судей Мареевой Е.Ю., Вьюговой Н.М.,
при секретаре Фомичевой А.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мареевой Е.Ю., гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ОАО "Мосэнергосбыт" Межевикина Т.А. на решение Гагаринского районного суда г.Москвы от 14 июня 2012 года, которым постановлено:
исковые требования Козлова А.А. к ОАО "Мосэнергосбыт" об обязании надлежащим образом осуществить установку электросчетчика, возмещении убытков, компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Обязать ОАО "Мосэнергосбыт" в течение 10 рабочих дней с момента вступления настоящего решения в законную силу произвести установку электросчетчика надлежащего качества с оформлением акта ввода (приема) счетчика в эксплуатацию в квартире по адресу: ...
Взыскать с ОАО "Мосэнергосбыт" в пользу Козлова А.А. в счет возмещения убытков, компенсации морального вреда ...
Взыскать с ОАО "Мосэнергосбыт" в доход бюджета г.Москвы штраф в размере ...
Взыскать с ОАО "Мосэнергосбыт" в доход бюджета г.Москвы госпошлину в размере ..., установила:
истец обратился в суд с иском, и просил, с учетом дополнений, обязать ответчика надлежащим образом установить электросчетчик, взыскать в счет возмещения убытков стоимость ремонта электроприборов: электроплиты - ... руб., DVD-плеера - ... руб., двух видеомагнитофонов - ..., печи СВЧ - ... руб., двух кондиционеров - ..., двух предусилителей - ..., компенсацию морального вреда в размере ... руб.
В обоснование своего иска указал, что является собственником жилого помещения по адресу: ..., и потребителем электроэнергии по договору электроснабжения с ОАО "Мосэнергосбыт", абонент N ..., с августа 2006 года оплачивал электроэнергию в соответствии с показаниями электросчетчика N 11000201, который 05 июля 2010 года по инициативе ответчика и его силами был отключен, демонтирован, ему (истцу) установлен без оформления необходимых документов неисправный демонтированный в квартире N ... счетчик N ..., который, после многочисленных обращений истца, 29 января 2011 года был заменен на электросчетчик N ..., установленный специалистом ОАО "Мосэнергосбыт" без оформления надлежащего акта ввода и подключен некачественно, вследствие чего в квартире истца произошел скачок электроэнергии и 11 электроприборов вышли из строя, о чем представителем обслуживающей организации был составлен акт. Претензию истца о надлежащей установке электросчетчика и возмещении ущерба ответчик добровольно удовлетворять отказался. Истец также указывает, что самовольная и некачественная услуга замены и подключения электросчетчика, а также неоднократные безрезультатные обращения к ответчику доставили истцу физические и нравственные страдания.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, возражал против исковых требований, пояснил, что установленный в квартире истца счетчик исправен, подключен правильно, работы осуществлялись бесплатно, не смог пояснить, в связи с чем ОАО "Мосэнергосбыт" самостоятельно произвел отключение и демонтаж исправного, установленного истцу в 2006 году электросчетчика, акты установки электроприбора в квартире истца не представил.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного просит представитель ответчика в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика ОАО "Мосэнергосбыт" Межевикина Т.А., представителя истца Ефимова А.Е., суд приходит к следующему.
Истец Козлов А.А. является собственником жилого помещения по адресу: ..., и потребителем электроэнергии по договору электроснабжения с ОАО "Мосэнергосбыт", абонент N ....
С 30 августа 2006 года истец оплачивал электроэнергию в соответствии с показаниями технически исправного электросчетчика N ... (л.д.8), однако, 05 июля 2010 года по инициативе ответчика и его силами данный счетчик был отключен и демонтирован. 29 января 2011 года истцу был установлен электросчетчик N ... (л.д.12). Однако электросчетчик был подключен электриком ОАО "Мосэнергосбыт" неправильно, а именно: отсутствие "нуля" в щитке квартиры, в связи с чем у истца нарушилась нормальная подача напряжения в квартире и сломались электроприборы: электроплита GAGGENAU, ремонт которой составил ...руб. (л.д.19); DVD-плеер MARANTZ - ремонт ...руб. (л.д.20); СВЧ-печь - ремонт ...руб., (л.д.23); два видеомагнитофона PANASONIC - ремонт ...руб. и м руб. (л.д.21-22); два кондиционера DAIKIN - ремонт ...руб. (л.д.25); два предусилителя СYRUS - ремонт (за исключением профилактических работ в размере ... руб.) ...руб. (л.д.27).
Согласно ч. 2 ст. 543 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно ч. 1 ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с ч. 1 ст. 540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Абзац 7 пункта 6, абзац 4 пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, пункту 10 Приложения N 1 к Правилам содержат требования к качеству коммунальных услуг, а именно: постоянное соответствие напряжения, частоты действующим федеральным стандартам.
Согласно п. 51 указанных Правил, потребитель имеет право: получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу; требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя (проживающих совместно с ним лиц) вследствие непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
В силу ст. 29 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:
безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).
Согласно ст. 13 Закона за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
В силу вышеизложенных норм закона, обязанность доказывания отсутствия вины в некачественно предоставленной услуге по подключению электросчетчика квартиры истца лежит на ответчике. Ответчиком не оспаривается факт нарушения подачи напряжения, поэтому суд обоснованно пришел к выводу, что ответчиком надлежащим образом не исполнена обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии по договору энергоснабжения с гражданином-потребителем, работы по замене и подключению электросчетчика в квартире истца произведены некачественно, вследствие чего истцу причинен ущерб, и правомерно удовлетворил требования истца о возмещении материального ущерба.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом от 29.01.2011г., составленным истцом Козловым А.А. с участием электрика эксплуатирующей компании ЗАО "Новатор" Степановым А.А., который был допрошен в судебном заседании и подтвердил указанные обстоятельства, не доверять показаниям которого у суда оснований не имелось. Кроме того, о случившимся истец проинформировал ответчика, направив соответствующее заявление 31.01.2011г. (л.д.14), однако проверка по указанным обстоятельствам ответчиком проведена не была.
Поскольку у истца возникла обязанность по надлежащему содержанию квартиры согласно п. 4 ст. 30 ЖК РФ любыми не запрещенными законом способами, то требование об обязании надлежащим образом осуществить установку электросчетчика согласуется с предусмотренной ст. 9 ГК РФ возможностью истца по своему усмотрению осуществлять принадлежащие ему гражданские права.
В силу ч. 2 ст. 547 ГК РФ, в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (ч. 2 ст. 15 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 38 Закона Российской Федерации "Об электроэнергетике", субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Довод апелляционной жалобы представителя ответчика в части не применения к сложившимся отношениям Закона РФ "О защите прав потребителей" и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, является ошибочным, поскольку основан на неправильном толковании норм права. Так, в п. 1 данных Правил закреплено, что они регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг. В п. 3 даны понятия коммунальных услуг, исполнителя, потребителя: коммунальные услуги - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги; потребитель - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Доводы ответчика в жалобе, что обязанность энергоснабжающей организации безвозмездно устанавливать приборы учета собственникам квартир нормами Гражданского Кодекса РФ не предусмотрена, основаны на ошибочном толковании закона, поскольку такая обязанность установлена Законом "О защите прав потребителей". Кроме того, доводы жалобы, что решение суда об установке электросчетчика в квартире истца будет неисполнимо, поскольку такой счетчик установлен на лестничной клетке, не является основанием для отмены решения суда. Сторона не лишена возможности обратиться в суд за разъяснением порядка исполнения решения суда.
Доводы жалобы, что суд взыскал понесенные расходы не только по ремонту электроприборов, но и работы по чистке головок видеомагнитофонов Panasonik в размере ..., являются ошибочными, поскольку были исключены судом.
Кроме того, установив, что права истца, как потребителя, были нарушены ответчиком, суд первой инстанции в соответствии с Законом "О защите прав потребителей" (ст. 15) взыскал моральный вред, а также штраф в бюджет города Москвы (ст. 13).
На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал представленные доказательства, правильно установил значимые обстоятельства дела, существенных нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы несостоятельны и являются аналогичными тем, на которые сторона ответчика ссылалась в обоснование своих возражений, данные доводы являлись предметом исследования и оценки суда и фактически направлены на переоценку его суждения, на иное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием к отмене решения.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия, определила:
решение Гагаринского районного суда г.Москвы от 14 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ОАО "Мосэнергосбыт" Межевикина Т.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.