Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 28 августа 2012 г. по делу N 11-18690
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Васильевой И.В.,
судей Лукьянова И.Е., Зубковой З.В.,
при секретаре Богучарской А.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукьянова И.Е. дело по апелляционной жалобе Патока Г.В. на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 14 февраля 2012 г. по делу по иску Патоки Г.В. к СОАО "ВСК" о признании договора страхования недействительным, взыскании страховой премии, процентов за пользование чужими денежными средствами, установила:
Патока Г.В. обратился в суд с иском к СОАО "ВСК" о признании договора страхования недействительным, взыскании страховой премии, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Свои требования истец обосновал тем, что ... между ним и ответчиком был заключен договор страхования принадлежащего истцу автомобиля ..., в подтверждение чего ему был выдан страховой полис. Истцом была уплачена страховая премия в размере ... В период действия договора страхования автомобиль истца попал в ДТП, истец обратился к ответчику по вопросу с заявлением о выплате страхового возмещения, однако ему в этом было отказано по тем основаниям, что бланк полиса числится списанным как испорченный и потому является недействительным.
Ответчик иск не признал, ссылаясь на то, что договор страхования между сторонами не заключался.
Решением Кунцевского районного суда г. Москвы от 14 февраля 2012 г. постановлено:
отказать Патоке Г.В. в иске к СОАО "ВСК" о признании договора страхования недействительным, взыскании страховой премии, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Об отмене этого решения в своей апелляционной жалобе просит Патока Г.В., считая ошибочным вывод суда о том, что договор страхования между сторонами не заключался.
В заседании судебной коллегии представитель Патоки Г.В. - Светцова В.П. апелляционную жалобу поддержала.
Представитель СОАО "ВСК" в судебное заседание не явился, о слушании дела ответчик извещен надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя СОАО "ВСК".
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение подлежит отмене по основаниям п.п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, поскольку разрешая спор, суд допустил неправильное применение норм материального права.
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что договор страхования между сторонами не заключался и потому не может быть признан недействительным. При этом суд первой инстанции исходил из того, что уплаченная истцом страховая премия на расчетный счет ответчика не поступала; лицо, выдавшее истцу страховой полис, в штате СОАО "ВСК" не числится; страховой полис, выданный истцу, числится как испорченный; нумерация страхового полиса не соответствует Приказу Генерального директора СОАО "ВСК" "О порядке нумерации страховых документов в 2010 г.".
С положенными в основание решения выводами суда первой инстанции о незаключенности договора страхования согласиться нельзя.
В соответствии со ст. 940 ГК РФ,
1. Договор страхования должен быть заключен в письменной форме.
2. Договор страхования может быть заключен путем составления одного документа (пункт 2 статьи 434) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком.
В соответствии с п. 1 ст. 957 ГК РФ, договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса.
В соответствии со ст. 183 ГК РФ, сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
Полномочие может также явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир и т.п.).
Приходя к выводу о незаключенности договора страхования, суд не учел, что требований о признании договора незаключенным никто из сторон, участвующих в деле, не заявлял. Таким образом, суд рассмотрел требования, которые не являлись предметом спора.
Кроме того, обстоятельства, на которые в обоснование своего вывода сослался суд, не подтверждают вывод о незаключенности договора страхования.
Судебной коллегией установлено, что ... был совершен договор страхования между Патокой Г.В. и СОАО "ВСК", от имени которого действовал представитель - Битней С.Д.
Договор страхования был совершен путем вручения Патоке Г.В. страхового полиса ... (л.д. 12). Патокой Г.В. была уплачена страховая премия в размере ..., в подтверждение чего ему была выдана квитанция (л.д. 13).
Страховой полис и квитанция на получение страховой премии оформлены на бланках СОАО "ВСК", являющихся бланками строгой отчетности, на них проставлена печать СОАО "ВСК".
Доказательств того, что указанные бланки были похищены у СОАО "ВСК" суду представлено не было.
Наличие у лица, действующего при заключении договора страхования от имени СОАО "ВСК", бланков строгой отчетности СОАО "ВСК" с проставленными на них печатями, при отсутствии доказательств хищения этих бланков, подтверждает полномочия этого лица на совершение сделок от имени СОАО "ВСК".
Таким образом, договор страхования от имени СОАО "ВСК" был совершен лицом, которое, как следовало из обстановки, в которой действовал представитель, имело полномочия на заключение договора.
То обстоятельство, что лицо, заключившее договор страхования, не состояло в штате СОАО "ВСК", не свидетельствует об отсутствии у этого лица полномочий на совершение сделок от имени СОАО "ВСК", поскольку такие полномочия могут быть предоставлены на основании гражданско-правового договора.
Представленная ответчиком справка о том, что СОАО "ВСК" не заключало гражданско-правовых договоров с Битней С.Д. (л.д. 41), является недостаточным доказательством для подтверждения указанного в ней обстоятельства. Ответчиком не были представлены книга договором или другой учетный документ, в котором фиксируются все договора, заключенные СОАО "ВСК" с агентами.
Кроме того, передача страховщиком другому лицу номерных бланков страховых полисов и номерных бланков квитанций на получение страховой премии с проставленными на них оттисками печати страховщика, означает наделение этого лица полномочиями на заключение от имени страховщика договоров страхования даже в том случае, когда отношения страховщика и его агента не оформлены в письменном виде.
То обстоятельство, что страховая премия по выданному истцу страховому полису не поступала на счет СОАО "ВСК" материалами дела не подтвержден. Представленная ответчиком справка не является бухгалтерским документом, который может подтвердить или опровергнуть это обстоятельство (л.д. 40).
Кроме того, указанное обстоятельство не имеет существенного значения для решения вопроса о заключении договора страхования. У истца имеется документ, подтверждающий уплату страховой премии уполномоченному представителю СОАО "ВСК". Следовательно, обязанность по уплате страховой премии считается истцом исполненной. Отношения по дальнейшему движению денежных средств являются отношениями между СОАО "ВСК" и представителем СОАО "ВСК", заключившим договор страхования. На права страхователя по договору страхования эти отношения не влияют.
То обстоятельство, что нумерация страхового полиса не соответствует Приказу Генерального директора СОАО "ВСК" "О порядке нумерации страховых документов в 2010 г." также не имеет значения для решения вопроса о заключении договора страхования, поскольку истец к нумерации страхового полиса отношения не имеет. Установление порядка нумерации страхового полиса является внутренним делом страховой компании. Нарушение внутреннего порядка нумерации не имеет значения для заключения договора страхования, поскольку нумерация страхового полиса не является существенным условием договора страхования.
То обстоятельство, что по учетам СОАО "ВСК" выданный истцу страховой полис числится испорченным, не может служить основанием для признания договора страхования незаключенным, поскольку бланк полиса не только не был уничтожен, но был выпущен в оборот и был выдан страхователю в оформленном виде в подтверждение заключения договора страхования.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и подлежит отмене.
Разрешая требования Патоки Г.В. по существу, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении его требований, поскольку обстоятельства, на которые ссылается истец, не могут служить основанием для признания договора страхования недействительным.
Отказ ответчика выплатить истцу страховое возмещение не является обстоятельством, влекущим признание договора страхования недействительным. Законом установлены иные последствия отказа одной из сторон от исполнения обязательств по договору.
То обстоятельство, что по учетам СОАО "ВСК" выданный истцу страховой полис числится испорченным, также не может служить основанием для признания договора страхования недействительным, поскольку этот полис был страховщиком выпущен в оборот и был выдан страхователю в подтверждение заключения договора страхования. При этом в полисе содержатся все существенные условия договора страхования, указанные ст. 942 ГК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 14 февраля 2012 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
Отказать Патоке Г.В. в иске к СОАО "ВСК" о признании договора страхования недействительным, взыскании страховой премии, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Председательствующий: |
|
Судьи: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.