Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 18 октября 2012 г. по делу N 11-21334
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Огановой Э.Ю.
и судей Федерякиной Е.Ю., Вишняковой Н.Е.
при секретаре Ланине Н.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной Е.Ю. дело по апелляционной жалобе ответчика ОАО "Российские железные дороги" на решение Мещанского районного суда города Москвы от 19 июня 2012 года, которым постановлено:
обязать ОАО "Российские железные дороги" обеспечить создание или выделение рабочих мест в Орловско-Курской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" для трудоустройства инвалидов и приема инвалидов на работу в пределах установленной квоты в размере четырех процентов от среднесписочной численности работников организации.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в доход государства государственную пошлину в размере ... рублей.
Установила:
Орловский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" об обязании обеспечить создание рабочих мест для приема на работу инвалидов, обязании обеспечить предоставление информации о наличии вакантных рабочих мест для инвалидов в Орловско-Курской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", ссылаясь на невыполнение ответчиком требований законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов.
В связи с чем истец просил суд обязать ОАО "Российские железные дороги" обеспечить создание рабочих мест в Орловско-Курской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" для трудоустройства инвалидов и приема инвалидов на работу в пределах установленной Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Закона Орловской области от 06.12.2007 г. N 726-03 "О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях Орловской области" квоты в размере четырех процентов от среднесписочной численности работников организации; обязать ОАО "Российские железные дороги" обеспечить предоставление Орловско-Курской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" ежемесячно в КУ Орловской области Центр занятости населения Железнодорожного района г. Орла информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) для приема на работу инвалидов.
Помощник Орловского транспортного прокурора Горина ЛА. в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ОАО "РЖД" Кабанов М.В. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований по доводам письменного отзыва.
Представитель третьего лица КУ Орловской области Центр занятости населения Железнодорожного района г. Орла, извещенный о слушании дела, в судебное заседание не явился.
Суд постановил вышеуказанное решение, об отмене которого как незаконного по доводам апелляционной жалобы просит ответчик ОАО "Российские железные дороги".
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца по доверенности Горину Л.А., представителя ответчика ОАО "РЖД" по доверенности Никитину Е.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Таким образом, законодатель установил определенную защиту отдельных категорий граждан, в частности, инвалидов.
В соответствии с частью 3 статьи 25 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов - о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Согласно статье 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В силу статьи 20 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости, в том числе путем создания учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для их трудоустройства.
Статья 24 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривает, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Пунктом 3 статьи 2 Закона Орловской области "О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях Орловской области" от 06.12.2007 г. N 726-03 установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников организации.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, проведенной прокуратурой проверкой по соблюдению законодательства о социальной защите инвалидов в Орловско-Курской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" выявлены нарушения требований законодательства о занятости населения и защите прав инвалидов.
Штатная численность центра составляет ... человека, предприятие является структурным подразделением Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" и расположено на территории Орловской области. Размер установленной квоты по приему на работу инвалидов составляет ... человек. В соответствии с информацией о приеме на работу инвалидов, предоставленной начальником дистанции, в настоящее время создано лишь ... рабочих места для инвалидов.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что штатная численность в Орловско-Курской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" составляет ... человека, в связи с чем у ответчика, в силу с части 3 статьи 25 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", статей 20, 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьи 2 Закона Орловской области "О квотировании рабочих мест для инвалидов на предприятиях, в учреждениях и организациях Орловской области" возникла обязанность создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в Орловско-Курской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", чего ответчиком сделано не было.
Доказательства того, что с учетом рода деятельности ответчика невозможно создать или выделить места для инвалидов в пределах установленной законом квоты, ответчиком в суд представлены не были.
Одновременно, отказывая в удовлетворении исковых требований об обязании ответчика обеспечить ежемесячное предоставление информации в центр занятости суд обоснованно исходил из того, что документально подтверждается надлежащее исполнение дистанцией данной обязанности.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что дистанция не является юридическим лицом, а требования законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов распространяется на юридическое лицо, не могут служить основанием для отмены судебного решения, поскольку в соответствии с пунктом 20 Положения об Орловско-Курской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", утвержденного приказом от 28.12.2010 года N 779р, начальник дистанции в пределах представленных ему полномочий выполняет функции работодателя. Обладая функциями работодателя и имея численность работников более 100 человек, дистанция пути обязана создать или выделить рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, доводы апелляционной жалобы ответчика по существу рассмотренного спора, не опровергают правильности выводов суда, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Мещанского районного суда города Москвы от 19 июня 2012 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 18 октября 2012 г. по делу N 11-21334
Текст определения официально опубликован не был