Накладная помощь
Комментарий к письму Минфина России от 21.09.12 N 03-03-06/1/491 "Об учёте в целях налогообложения прибыли затрат на участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций".
Страна у нас огромная, стихийные бедствия и рукотворные катастрофы случаются, к сожалению, слишком часто. Ликвидация последствий требует много усилий и средств, причём не только государственных. Могут ли коммерческие компании учесть в налоговых расходах свои затраты на указанные цели? Минфин России в письме от 21.09.12 N 03-03-06/1/491 высказывает свою точку зрения на этот вопрос.
Ситуация
При участии в ликвидации последствий наводнения в населённом пункте (производстве ремонта заборов, домов, разборке завалов и т.д.) общество понесло существенные материальные затраты. Это расходы на материалы, топливо, командировочные расходы, работа тяжёлой техники и т.п., которые имеют документальное подтверждение - счета-фактуры, накладные, авансовые отчёты.
Общество вспомнило, что согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций.
А можно ли применить данный подпункт в рассматриваемой ситуации?
Мнение Минфина России
Отвечая на поставленный вопрос, Минфин обратился к статье 14 Федерального закона от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - закон N 68-ФЗ). Согласно этой статье организации обязаны, в частности, обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Следовательно, потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций, учитываются для целей налогообложения прибыли, если такие ситуации возникают на подведомственных объектах производственного и социального назначения компании и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Из этого сухого ответа вытекают не вполне приятные выводы. Получается, если помощь оказывается не на подведомственной территории и не в соответствии с заранее разработанными планами, затраты на ликвидацию последствий стихийных бедствий нельзя учесть при расчёте налога на прибыль?
Могло быть и хуже
В соответствии со статьёй 1 закона N 68-ФЗ чрезвычайная ситуация - это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии со статьёй 7 закона N 68-ФЗ ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности указанных сил и средств в установленном законодательством РФ порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Согласно статье 24 закона N 68-ФЗ финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера является расходным обязательством РФ.
Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счёт собственных средств в порядке, установленном Правительством РФ.
Таким образом, получается, что если расходные обязательства по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации прописаны в бюджете, то компания не сможет учесть суммы полученных убытков у себя в расходах (теоретически у неё нет никаких убытков, ведь государство должно всё компенсировать).
Более того, если прочитать определение ВАС РФ от 22.03.12 N ВАС-369/12, то выясняется, что незапланированные затраты коммерческих организаций, связанные с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, - это их личное горе. В рассматриваемом деле компании пришлось демонтировать собственные железнодорожные пути из-за чрезвычайного происшествия и необходимости его ликвидации. Государство ничего компании не компенсировало. Суд решил, что оно ничего не должно налогоплательщику, так как демонтированные материалы остались в собственности компании (?!). Суд как раз и сослался на пункт 2 статьи 24 закона N 68-ФЗ в том смысле, что ликвидировать последствия чрезвычайных ситуаций организации всех форм собственности должны за свой счёт.
Так что если налоговики сочтут возможным учесть рассматриваемые нами затраты в налоговых расходах налогоплательщика, то ему просто крупно повезёт.
П. Яковенко,
аудитор
"Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)", N 11, ноябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-17496
Адрес редакции: 127006, г. Москва, ул. Новослободская, д. 31, стр. 2
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-80
Факс: (495) 931-13-22
Адрес в Internet: www.pbu.ru