Родитель ребенка зарегистрирован в г. Москве по месту пребывания.
Является ли законным отказ в предоставлении места в детском саду г. Москвы ребенку в связи с отсутствием у родителя (заявителя) постоянной регистрации в г. Москве?
Конституция РФ в ст. 43 гарантирует каждому право на общедоступное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждений и на предприятиях. Данная конституционная гарантия конкретизирована на федеральном уровне в Законе РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон об образовании), на региональном уровне - в Законе г. Москвы от 10.03.2004 N 14 "Об общем образовании в городе Москве" а также подзаконных нормативных правовых актах, в том числе в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011 N 2562 (далее - Типовое положение).
Так, статья 18 Закона об образовании предусматривает, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Взаимоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе обучения, воспитания, присмотра и ухода (ст. 18 Закона об образования, п. 33 Типового положения). Отношения воспитанника и персонала дошкольного образовательного учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями (п. 34 Типового положения).
В соответствии с п. 25 Типового положения порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством РФ и закрепляется в уставе. В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения и документов, удостоверяющих личность одного из родителей. Количество и соотношение возрастных групп детей в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем.
Нормами постановления Правительства Москвы от 08.06.2010 N 472-ПП предусмотрена государственная услуга "Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)", исполнителем которой утвержден Департамент образования города Москвы. Согласно п. 3 постановления Правительства г. Москвы от 15.11.2011 N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве" административные регламенты предоставления государственных услуг, в том числе услуг в рамках отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления, утверждаются правовыми актами Правительства Москвы. Полагаем, что до утверждения соответствующего регламента*(1) необходимо руководствоваться Порядком комплектования государственных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, системы Департамента образования города Москвы, утвержденным приказом Департамента образования г. Москвы от 11.02.2011 N 126 (далее - Порядок), который, в силу п. 10 Типового положения, обязателен для дошкольных образовательных учреждений.
Согласно п. 5.1 Порядка комплектование дошкольных образовательных осуществляется с учетом определенных территорий, закрепленных за учреждениями, в соответствии с электронным реестром и подтвержденными льготами. Таким образом, родителю (иному законному представителю) ребенка, желающему воспользоваться правом на дошкольное образование в государственных образовательных учреждениях г. Москвы, необходимо зарегистрировать ребенка в электронном реестре в соответствии с разделом 2 Порядка. Для регистрации ребенка в электронном реестре заявителю необходимо подать заявление установленного образца с использованием сети Интернет либо в окружном методическом (ресурсном) центре (п. 2.1 Порядка).
При этом согласно п. 2.6 Порядка причинами отказа в регистрации ребенка в электронном реестре являются отсутствие необходимых сведений в заявление либо неправильно оформленное заявление. Перечень оснований для отказа в регистрации является исчерпывающим. Такое основание для отказа, как отсутствие регистрации по месту жительства, в данном перечне отсутствует.
Кроме того, разделом 6 Порядка прямо предусмотрена регистрация в электронном реестре заявлений на получение временных мест в учреждениях и зачисления в учреждения детей граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории иных субъектов Российской Федерации и зарегистрированных по месту пребывания на территории города Москвы.
В соответствии с п. 5.3 Порядка комплектования основанием для приема будущих воспитанников в учреждения является Список детей на зачисление, утвержденный в установленном порядке. Прием детей осуществляется в соответствии со списком на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей) (п. 5.5 Порядка). Необходимо учитывать, что согласно п.п. 5.18, 5.19 Порядка, получив уведомление о направлении ребенка в детский сад, родители (законные представители) обязаны явиться в учреждение для оформления у руководителя учреждения личного дела ребенка. При их неявке в течение 30 календарных дней ребенок исключается из списков.
Как указано в письме Минобразования РФ от 07.06.1994 N 58-М "О реализации прав детей при приеме в дошкольное и общеобразовательные учреждения", удовлетворение образовательных потребностей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется органами управления образованием исходя из сведений банка данных об очередности по устройству детей и наличии свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях. Согласно п. 5.21 Порядка при отсутствии свободных мест в желаемых учреждениях, родителям (законным представителям) ребенка предлагаются места в других учреждениях данного или смежных районов. При отказе родителей (законных представителей) от трех предложенных учреждений данные о ребенке переносятся в электронном реестре на следующий учебный год.
Таким образом, ни законодательством об образовании, ни подзаконными актами (Типовым положением, Порядком) не предусмотрена возможность отказа дошкольного образовательного учреждения в приеме ребенка, фактически проживающего (зарегистрированного по месту пребывания) на закрепленной за данным учреждением территории, только по мотиву отсутствия у ребенка регистрации по месту жительства на данной территории. Отметим, что согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ и законами РФ.
Для защиты прав ребенка его законные представители (родители, усыновители, опекуны) вправе обратиться в Департамент образования в г. Москве либо в суд.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
18 октября 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В настоящее время разработан проект постановления Правительства Москвы об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги "Прием заявлений, постановка на учет для зачисления и зачисление детей в государственные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования города Москвы", с текстом которого можно ознакомиться перейдя по ссылке: http://www.educom.ru/ru/documents/reglaments/detail/26_07_2012/bd.doc. Однако пока соответствующее постановление Правительства Москвы не принято.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.